|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Риторический практикумПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Практическое занятие № 1: «Современная риторика как дисциплина» Теоретическая часть 1. Зарождение, развитие и современное состояние риторики. 2. Специфика современной риторики (предмет, объект, задачи). 3. Место риторики в системе гуманитарных дисциплин. 4. Эффективность как базовое понятие риторики. Литература 1. Варзонин Ю.Н. Теоретические основы риторики. Тверь, 1998. С. 3-64. 2. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для 10-11 классов. М., 1996. С. 8 – 41. 3. Рождественский Ю.В. О термине риторика // Риторика: Специализированный проблемный журнал. М., 1995. № 1. 4. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций. Ростов н/Д., 1999. С. 3-38. 5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов н/Д., 2004. С. 12 – 31. Риторический практикум 1. Во многих древних сочинениях рассказывается о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика дала начало человеческой цивилизации. Как вы думаете, почему риторика отождествлялась с началом человеческого общества? Какую роль играет риторика в современной общественной жизни? 2. Следы неприязненного, уничижительного отношения к риторике известны по крайней мере со времени Платона, который относит искусство оратора к миметическим, - к тем, что выдают мнение за знание, тень за истинно сущее, копию за оригинал. Кроме того, по Платону, риторика является дисциплиной только практической, не требующей и не заслуживающей теоретического рассмотрения. Как вы думаете, должна ли риторика включать в себя теоретический компонент? Отмечена ли она печатью вторичности, лицемерности по отношению к истинному знанию? Обоснуйте свою точку зрения. Содержание риторики Платон разбирает в диалогах «Горгий» и «Федр» (см. Платон. Собрание сочинений. – М., 1990или любое другое издание). 3. Прочитайте приведенные определения риторики. В чем разница между традиционным (1) и современным (2) значением слова «риторика»? Дополните и уточните компоненты, входящие во второе определение. Дайте свое определение современной риторики. (1) Риторика – это теория, мастерство и искусство красноречия. (2) Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. Целесообразная речь – это…; воздействующая речь – это …; гармонизирующая речь – это… 4. Рассмотрите, дополните, прокомментируйте схему, объясняющую взаимосвязь современной риторики с дисциплинами гуманитарного цикла:
5. Прочитайте фрагменты рассказа А.П.Чехова «Скучная история». Какие критерии эффективности упоминает в своих рассуждениях профессор? Подчеркните ключевые слова, подтверждающие ваше мнение. <О ЛЕКЦИИ> Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на секунду не терять поля зрения. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и прочее. То же самое и я, когда читаю. Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это – бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватить из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание. Причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. 6. Рассмотрите, дополните, видоизмените, прокомментируйте данную ниже схему.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |