|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Метод «мозговой атаки». Метод "мозговой атаки" или "мозгового штурма", предложенный Алексом Осборном (США)Метод "мозговой атаки" или "мозгового штурма", предложенный Алексом Осборном (США), - простейший инструмент коллективного поиска. Опыт подсказывает, что лишь очень небольшой процент людей способны высказать новые, а значит, еще сырые, т.е. те, которые не утвердились в представлении людей, а значит не защищенные от критики идеи. Поэтому Осборн предложил при коллективном поиске новых идей и решений отсрочить критику, проводить поиск последовательно в два этапа, двумя группами. Первая группа - "генераторы" - предлагает идеи, причем любые, даже самые невероятные, помня, что критика "запрещена". Вторая группа - "эксперты" - обсуждает и анализирует выдвинутые "генераторами" идеи, стараясь коллективно обнаружить и объединить рациональные элементы, которые могут "прятаться" в высказанных предложениях. Основные правила "мозговой штурм." следующие: 1. Задачи последовательно должны решать две группы учеников, по 4-15 человек в каждой (оптимальный состав 6-12 человек). Первая группа - "генераторы" - должна лишь выдвигать разные идеи. В ней желательно иметь ребят, предрасположенных к абстрагированию, которые владеют фантазией. На "штурм" задачи группе следует выделить 20-40 минут. Другая группа - "эксперты" - по окончании "штурма" должна вынести суждение о ценностях выдвинутых идей. В нее желательно включить учеников с аналитическим, критическим составом ума, а также с чувством юмора. Условия творческой задачи необходимо формулировать перед "штурмом" только в общем виде. Более конкретное формулирование задачи может быть выполнено преподавателем вместе с учениками. Это своего рода творческий элемент деятельности, результат которого должен выражаться в выявлении научного противоречия. 2. Основная задача группы "генераторов" - выдать как можно больше идей за определенное время. Можно выдвигать любые идеи, в том числе фантастические, явным образом ошибочные и шутливые. Генерирование идей должно осуществляться свободно. Чем больше фантастических, нереальных идей, тем сильнее может оказаться их действие на следующем процессе генерации идей. "Плохие" идеи - это катализаторы, без них не будет "красивых" идей. При окончании разбора, который состоится позднее, много идей окажутся напрасными, однако сам процесс должен вызвать бушующие потоки идей. Идеи должны вытекать непрерывно, дополняя друг друга. Коллективный ум должен генерировать беспрерывную последовательность идей. Регламент на каждую идею - не больше двух минут. Высказываемые на данном этапе идеи не требуют доказательства. Все они должны записываться в процессе генерации в протокол (или на магнитную ленту). 3. При генерации идей запрещенная всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая молчаливая - в виде скептических улыбок, жестов, мимики и т.д. В ходе "штурма" между его участниками должны быть установленные свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, которую выдвинула участник "мозгового штурма", была подхвачена и развита другими. Рекомендуется приглашать на "штурм" учеников, которые осваивают разные профессии, с разным уровнем подготовки. 4. Экспертиза и отбор идей после окончания процесса их генерирования должны проводиться чрезвычайно внимательно. При оценке следует тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными, абсурдными. 5. Процессом решения задача должен управлять руководитель "мозгового штурма", что обязанное обеспечивать соблюдение всех без исключения его условий и правил. Руководитель должен исполнять свои обязанности без приказов и критики, умело направлять роботу участников поиска в нужное русло. Он может задавать разные вопросы, иногда что-то подсказывать или уточнять, не допуская при этом перерывов в беседе. Руководитель должен также следить за тем, чтобы высказывания идей не велось только в рациональном направлении. При условии высказывания лишь практических идей руководителю нужно будет самому высказать сознательно фантастическую идею или объявить, что 3-5 минут отводятся для высказывания только сознательно непрактичных идей. 6. Если задача не будет решена в процессе "штурма", можно повторить процесс ее решения. Однако лучше это сделать с другим коллективом. Если же повторный поиск будет проводиться с тем же коллективом, то проблему нужно обсуждать в другом аспекте или в более широком диапазоне, который сделает старая задача неузнаваемой. Участники "мозгового штурма" воспримут ее как новую, что будет оказывать содействие движению мыслей по другому руслу. Например, можно предложить обсудить разные технические, физико-технические эффекты с целью исследования их при определении идеального технического решения. 7. При проведении "мозгового штурма" желательно пользоваться инверсией, аналогией, эмпатией, фантазией. "Инверсия" - сделай наоборот. "Аналогия" - сделай так, как это сделано в другом решении. "Эмпатия" - считай себя частью усовершенствованного объекта и попробуй представить, какие чувства, ощущения может подвергать испытанию человек на месте объекта. "Фантазия" - предложи что-то фантастическое, что не существует в реальном мире. 8. Руководитель "мозгового штурма" в ходе "атаки" может пользоваться списком контрольных вопросов. При анализе нужно стремиться вытянуть из идей рациональное зерно. Может быть, даже развить высказанную идею. Если она выбрасывается, надо еще раз задать себе вопрос: "А почему все-таки это плохо?" Главные принципы мозговой атаки: · Придумывайте много идей. · Не останавливайтесь, не отвергайте и не начинайте обсуждение до тех пор, пока не будете иметь по меньшей мере 10 идей. · Сдерживайтесь от суждений и обсуждений этих идей. Ни единой критики. · Записывайте все мысли - даже те, которые уже проверены или выглядят "сумасшедшими". Вы сможете их отвергнуть, объединить и оформить позднее. Оценка приходит позднее. · Заимствование других идей не является недостатком. · Чтобы усовершенствовать качество идей, дайте время участникам, чтобы они написали свои идеи абсолютно независимо. · Делитесь идеями поэтапно, когда отдельные участники или группы рассказывают об одной идее поочередно и не повторяются. · Мозговой штурм может быть выполнен в двух группах - тогда каждая группа распространяет список, который основывается на обзоре списка всех. · Изменение окружения может определенной мерой увеличить появление новых идей после начальной стадии. Модификации "мозгового штурма" Письменный "мозговой штурм" состоит в том, что задача формулируется письменно. Отсутствие влияния участников друг на друга благоприятно сказывается на всех этапах "мозгового штурма". Организационно проходит аналогично. Индивидуальный "мозговой штурм" представляет собой процесс генерирования и оценки гипотез одним лицом. Генерирование идей происходит в течение 10-15 мин с их записью, а оценка через 3-5 дней. Допускается оценка гипотез одним лицом. Обратный "мозговой штурм" основан на максимальной критике для раскрытия противоречий, недостатков высказанной гипотезы. Синектический метод Синектика (греч. "совмещение разнородных элементов") - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет собой логическое развитие "мозгового штурма". Отличие состоит в том, что последний проводится с людьми, которые могут не иметь опыта творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы и т.д. Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т.д. Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов. Сессии синекторов, как правило, начинаются не с точной постановки задачи, а с обсуждения ее признаков. Затем руководитель сессии переключает внимание на обсуждение более конкретных вопросов, постепенно направляя дискуссию в нужное русло. Таким образом, проблема сначала формулируется в общем виде. Сессия синекторов решает задачу вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно участники подходят к пониманию проблемы и формулировке ее в понимании синекторов. Для решения сформулированной проблемы проводится "экскурсия" по различным научным областям с целью выявления возможных решений, проблем в них. В процессе экскурсии используют 4 вида аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляют состоятельность гипотез. Большое значение придается анализу магнитофонных записей заседания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |