АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАРКОМПРОСОВ»

Читайте также:
  1. История и современное состояние службы практической психологии в России
  2. Практическая психология образования в России
  3. Шрифтовые обозначения 70 страница

Педологи не сумели собственными силами выйти из кризиса, который переживала педология в начале 30-х годов. В полемике о путях восстанов­ления ее престижа высказывались рациональные идеи, которые могли бы поднять научный уровень педологии и направить ее на решение актуальных проблем народного образования. Судьба педологии была решена волюнта­ристическим решением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология называлась лженаукой и прекращала свое существование. Вместе с этим были полностью отвергнуты и уничтожены все труды педологов, в том числе и уникальные, ценность которых начинают понимать современные психологи, педагоги и социологи.


Это постановление болезненно восприняли не только педологи, но и психологи и педагоги, так как к педологическим были отнесены многие, далекие от педологии, труды по психологии и педагогике. Лженаучными считались и лабораторные инструментальные психологические исследования.

В этом постановлении справедливой критике подверглось состояние учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе, которое при­знавалось совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответст­венностью. «Специальные» школы являются по существу безнадзорными, постановка учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отдана в руки наименее квалифицированных воспитателей и педагогов. Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате, большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросове­стными и дисциплинированными школьниками,—в условиях «специальной» школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми».

Причину всех этих недостатков ЦК ВКП (б) видел в неудовлетворительном руководстве школами и развитием педагогических наук со стороны Нарком-проса.

11 сентября 1936 года Наркомпрос РСФСР издал приказ «О практических мероприятиях по улучшению учебной и воспитательной работы в специаль­ных школах для детей умственно отсталых и трудновоспитуемых». В этом приказе Наркомпрос на примере многочисленных и конкретных фактов подтвердил «вопиющее» невнимание органов народного образования к спе­циальным школам. Это невнимание выражалось в том, что под специальные школы отводились самые худшие помещения, школы работали в две смены, нарушались нормы количества учащихся в классах, школы не были обеспе­чены учебными пособиями и учебниками, многие учителя не имели ни дефектологического, ни общепедагогического образования, в школах не уделялось внимания трудовому обучению.

В своем приказе Наркомпрос наметил ряд мероприятий по устранению отмеченных недостатков и улучшению учебно-воспитательной работы вспо­могательной школы. В частности, было установлено, что вспомогательная школа должна иметь семилетний срок обучения и работать по особым учебным планам и программам. Наряду с осуществлением общих задач советской шко­лы в деле воспитания и обучения детей она должна решать и специальные задачи: исправление дефектов развития ребенка, укрепление здоровья детей путем лечебно-педагогических мероприятий, обучение детей профессии.

В приказе предлагалось пересмотреть состав учащихся вспомогательных школ, а в дальнейшем отбор детей проводить в соответствии с новой инструкцией.

1 > Сборник руководящих и инструктивных материалов для директоров специальных школ.— М., 1953.—С. 13.



Следует отметить, что новая инструкция по отбору учащихся вспомога­тельной школы—«Инструкция о порядке приема в специальные школы для умственно дефективных детей», утвержденная Министерством просвещения РСФСР в августе 1937 года, помимо воли ее авторов, вела к новым ошибкам в системе народного образования. Согласно этой инструкции, основными критериями умственной отсталости являются заключение врача о состоянии здоровья'ребенка и исчерпывающее описание мер индивидуальной помощи, принятых массовой школой в отношении ребенка в течение года для повышения его успеваемости. Ведомости успеваемости и названные выше документы служили основным материалом при решении вопроса о приеме ребенка во вспомогательную школу. Комиссия по приему рассматривала лишь документы. Присутствие самого ребенка на комиссии считалось не обязательным. Лишь в особых случаях, если представленный материал, по мнению комиссии, считался недостаточным, допускалось обследование са­мого ребенка.

Стало очевидным, что такая система отбора учащихся вспомогательных школ не может обеспечить объективности и научности в этом вопросе. Так боязнь Наркомпроса впасть в педологические ошибки приводила к новым ошибкам. Но уже в 1938 году в новом варианте инструкции по отбору учащихся рекомендовалось обследовать самого ребенка, а в дальнейшем такое обследование стило обязательным.

В целях лучшей организации учебного режима во вспомогательной школе Наркомпрос устанавливал предельную норму учащихся в школе—200 детей, а в классе—16. Занятия во всех вспомогательных школах рекомендовалось проводить в одну смену, а во вторую половину дня организовывать круж­ковые занятия и помощь в приготовлении домашних заданий. В приказе были предусмотрены также мероприятия по улучшению трудовой подготовки учащихся и физического их воспитания. Были даны указания по улучшению руководства вспомогательными школами, подбора кадров, по повышению квалификации учителей, изданию учебников и пособий.

После того, как был пересмотрен состав учащихся вспомогательных школ, сеть этих школ значительно сократилась. Новый состав учащихся позволил развернуть работу во вспомогательной школе в соответствии с ее спецификой и задачами обучения и воспитания умственно отсталых детей.

В 1938 году были выпущены новый учебный план и программы для вспомо­гательной школы, в которых более рационально решались вопросы сочетания общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки учащихся.

Новый учебный план и программы ставили цель—дать учащимся вспо­могательной школы общеобразовательную подготовку в объеме четырехлет­ней начальной школы в течение семи лет..Лишь отдельные разделы программы по арифметике, естествознанию, географии и истории были сокращены или расширены, с учетом доступности материала и того, что вспомогательная школа для большинства ее учащихся является учебным заведением, где завершается их образование.

ззз


По всем учебным предметам для вспомогательных школ начали издаваться специальные учебники.

В 1940/41 учебном году были введены измененные по сравнению с предыдущими учебный план и программы вспомогательной школы. Этот учебный план предусматривал начало профессионально-трудового обучения с III класса. Это было вызвано тем, что во вспомогательную школу стали поступать дети более старшего возраста, после обязательного 2—3-летнего пребывания в массовой школе. По аналогии с массовой школой во вспомо­гательной были введены проверочные испытания в V—VII классах.

Ранняя профессионализация учащихся вспомогательных школ себя не оправдала, так как учащиеся ни физически, ни психологически не были подготовлены к этому. По этой причине с 1943/44 учебного года был установлен новый порядок включения учащихся в профессионально-трудо­вую подготовку, которая начиналась по достижении учащимися 12-летнего возраста (независимо от класса, в котором учится). Как правило, профес­сиональное обучение начиналось с IV класса.

Впервые система этой науки была раскрыта в вышедшем в 1941 году учебном пбсобии «Олигофренопедагогика», авторами которого были работ­ники кафедры олигофренопедагогики Московского государственного педаго­гического дефектологического института А. Н. Граборов, Н. Ф. Кузьмина и Ф. М. Новик.

В этом пособии олигофренопедагогика определяется как наука о воспи­тании, образовании и обучении умственно отсталых детей в связи с задачами коррекции дефектов их развития.

Коррекция рассматривается здесь как неотъемлемая сторона образова­тельно-воспитательной работы вспомогательной школы, а не как некий привесок к непосредственным задачам обучения, как нечто дополнительное к образовательно-воспитательной работе.

В системе коррекционной работы исключительное место отводится труду, который рассматривается не только как средство профессиональной подготовки учащихся, но и как общеобразовательное средство.

Критикуя различного рода теории антисоциальности умственно отсталых детей, авторы первого учебного пособия по олигофренопедагогике утвердили общность «основных задач, содержания и принципов работы массовой и вспомогательной школы».

Все эти и другие положения вошли в отечественную олигофренопедагогику как ее основа, как ее исходные принципы.

Становление новой вспомогательной школы потребовало совершенствова­ния организации и качества подготавливаемых для этой школы учителей.

В связи с этим с 1938 года на базе дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. А. И. Бубнова

1) См.: Г р а б о р о в А. Н., К у з ь м и н а Н. Ф., Новик Ф. М. Олигофренопедагоги­ка.—М., 1941.—С. П.

 

 

был создан Московский государственный педагогический дефектологический институт, который организационно и территориально был связан с Научно-практическим институтом специальных школ (Погодинская, 8). Это было высшее учебное заведение, в котором процесс подготовки учителей-дефек-тологов и научно-исследовательская работа в области дефектологии состав­ляли органическое единство.

Во главе этого института стояли И. И. Данюшевский и Т. А. Власова. (В 1942 году институт был реорганизован в дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.)

Подготовка учителей-дефектологов в это время успешно осуществлялась также в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена и в Киевском государственном педагогическом институте им. А. М. Горького.

Таким образом, вспомогательная школа становится учреждением только для умственно отсталых детей; вводятся новые принципы отбора детей путем комплексного обследования ребенка педагогом, врачом и психологом; в каче­стве специальных задач вспомогательной школы на первый план выдвигаются коррекция недостатков развития ребенка и его трудовая подготовка; устанав­ливаются новые взгляды на возможности развития умственно отсталого ребен­ка под воздействием воспитания и обучения; вспомогательная школа получает специальные учебные планы, программы и учебники; продолжается развитие олигофренопедагогики как науки, повышаются требования к квалификации учителей вспомогательных школ, расширяется подготовка олигофренопедаго-гов на дефектологических факультетах.

Начавшаяся в 1936 году коренная перестройка вспомогательной школы по организационным и методическим вопросам была в основном осуществ­лена в течение 3—4 лет.

Глава 20


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)