АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Читайте также:
  1. Академические филологические школы и русская фольклористика.
  2. Ведущие вспомогательные литературоведческие дисциплины, их характеристика.
  3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
  4. Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся
  5. Войсковой А.И. – руководитель научной школы «Биологические основы селекции и семеноводства полевых культур».
  6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
  7. Вспомогательные машины постоянного тока
  8. Другие персоналии классической школы
  9. Жестокость школы: «тихие» кризисы и искажение хода развития
  10. Задание 2. Характеристика школы (групповое задание от студентов, проходящих практику в одной школе)
  11. Закладка школы

Отечественная дефектология исходит из того, что умственные способности или умственное развитие человека не определяются лишь врожденными свойствами личности.

Исследования показали, что состояние умственных способностей и раз­витие психической деятельности в целом находятся в тесной зависимости от условий воспитания индивидуума, от педагогических воздействий. При этом не отрицается значимость врожденных задатков ребенка: типа нервной системы, анатомо-физиологических особенностей организма ребенка или же специальных способностей (музыкальных, изобразительных, математиче­ских и пр.).

Современная дефектология ни в коей мере не ставит своей целью определять, измерять умственные способности или умственное развитие детей, поскольку не уровень умственного развития определяет принадлеж­ность ребенка к категории умственно отсталых детей. Умственная отста-" лость рассматривается как такое нарушение познавательной деятельности, которое имеет стойкий характер и является следствием органических нарушений центральной нервной системы. Отсутствие одного из этих критериев исключает диагноз «умственная отсталость». Из этого следует, что диагностирование умственной отсталости требует ее отграничения от состояний, при которых может присутствовать лишь один из компонентов умственной отсталости. Варианты этих сходных состояний многообразны. Более типичны задержка развития, педагогическая запущенность, частич­ные затруднения в обучении, недостаточность речи, слуха, физическая ослабленность и пр.

Необходимость в диагностировании умственной отсталости и отграничении ее от других состояний в основном возникает в связи с отбором детей во вспомогательные школы, которые предназначены только для умственно отсталых детей, или в связи с комплектованием других специальных детских учреждений.


Отечественная дефектология считает каждую ошибку в определении умственной отсталости не только педагогической или врачебной, но и ошибкой нравственной. Такие ошибки наносят ущерб ребенку, задерживают его развитие, ограничивают его образовательные возможности.

Отечественными исследователями разработаны принципы проведения диагностики умственной отсталости с целью отбора детей во вспомогательные школы. Прежде всего должно быть проведено комплексное и всестороннее клиническое и психолого-педагогическое обследование ребенка врачами и педагогами. Первые, изучая анамнестические данные и проводя клиническое обследование, определяют состояние центральной нервной системы, анали­заторов, высшей нервной деятельности, физическое состояние ребенка. Педагоги исследуют круг представлений ребенка, состояние школьных знаний, уровень познавательной деятельности в целом. Без сопоставления и анализа всех этих данных диагноз «умственная отсталость» (олигофрения или деменция) вообще поставлен быть не может.

Психолого-педагогическое обследование ребенка не ограничивается лишь одноразовым обследованием его в специальной приемно-отборочной комис­сии, которая является консультационным и официальным органом.

При оценке познавательных возможностей олигофренопедагог (член ко­миссии) использует данные длительных наблюдений за ребенком в школе, семье или детском саду.

Психолого-педагогическое обследование не сводится к установлению уровня школьных знаний или богатства жизненного и учебного опыта ребенка. То и другое не может служить критерием ума ребенка, так как находится в зависимости не только от своеобразия его психического развития, но и от условий жизни и воспитания. Должен исследоваться не какой-либо один из компонентов интеллектуальной деятельности ребенка, а его личность в целом—особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В процессе обследования ребенка дефектологи руководствуются также принципом его динамического изучения, сформулированным и теоретически обоснованным Л. С. Выготским в его учении о зонах ближайшего развития. Согласно этому принципу учитывается не только то, чтб ребенок умеет или знает в данный момент, но и то, как расширяются его возможности в отношении усвоения знаний, овладения умениями, приобретения опыта, выполнения той или другой умственной деятельности в связи с оказываемой ему помощью со стороны взрослых.

Если ребенок успешно использует помощь взрослых, которая оказывает положительное влияние на результаты его умственной деятельности, если ребенок способен благодаря помощи пополнять свой опыт, переносить его в новые условия, то не может быть сомнения в том, что его познавательная деятельность находится в пределах нормы. В противном случае можно говорить о низких потенциальных возможностях ребенка. Если последнее обусловлено органическими нарушениями центральной нервной системы,


имеются все основания для того, чтобы признать такого ребенка умственно отсталым.

К методам психолого-педагогического обследования ребенка в условиях приемно-отборочных комиссий относятся беседа с использованием картины, литературного текста, наглядных материалов, наблюдения над игровой дея­тельностью ребенка, исследование состояния школьных знаний и навыков.

Надо признать, что в последнее время дефектологи все более ощущают несовершенство методов диагностирования умственной отсталости. Сущест­вующая организация и методы отбора детей во вспомогательные школы не обеспечивают в полной мере реализацию теоретических принципов, которые лежат в основе комплектования этих школ. В частности, в процессе диагностирования умственной отсталости недостаточно используется экспе­риментально-психологический метод. Между тем его оптимальное исполь­зование позволило бы соотносить уровни психического развития испытуемого с возрастными нормативами. Речь идет отнюдь не о реабилитации психо­метрии, которая давала лишь количественные характеристики отдельных компонентов психической деятельности и не учитывала внутренних процес­сов и причинной обусловленности тех или иных результатов тестовых испытаний. Современные дефектологи и психологи ищут такие приемы психологического обследования, которые позволили бы объективно опреде­лить качественное своеобразие развития наиболее важных компонентов психической деятельности с соблюдением принципа динамического изучения личности. Таким образом, поиски ученых направлены на изыскание дина­мических экспериментально-психологических методов диагностирования ум­ственной отсталости.

Первые исследования в этом направлении (Б. В. Зейгарник, М. С. Певз-нер, С. Я. Рубинштейн, А. Я. Иванова, С. Д. Забрамная и др.) дают обнаде­живающие результаты и вселяют уверенность в том, что отечественные дефектологи и психологи восполнят этот пробел.

Совершенствование всей системы диагностирования умственной отста­лости идет и по пути улучшения организации отбора детей во вспомога­тельные школы. Практикуются приемы, которые позволяют удлинить, а следовательно, и углубить наблюдения над ребенком. Сюда следует отнести создание диагностических групп для изучения кандидатов во вспомогательные школы.

Перед отечественной дефектологией стоит задача и более ранней (в дошкольном возрасте) диагностики умственной отсталости. В этом случае окажется возможным направлять умственно отсталого ребенка в специаль­ный детский сад или во вспомогательную школу без его предварительного пребывания в массовой школе,

В плане развития дифференциальной диагностики все острее встает пробле­ма отграничения умственной отсталости от состояния задержанного развития. Дело, конечно, не в том, чтобы ограничиться констатацией: «Это—умственная отсталость, это—задержка развития». Речь идет о создании оптимальных ус-

Тетр. 24 Зан. 338:


ловий для выведения ребенка из этого состояния. Совершенно очевидно, что детям с задержками в развитии не место во вспомогательной школе для умст­венно отсталых детей, не место им и в обычных классах массовой школы с ее содержанием обучения, темпом работы, наполняемостью классов. Пребыва­ние ребенка с задержанным темпом развития в массовой школе не только не обеспечивает преодоления этой задержки, но, наоборот, усугубляет это состо­яние, наслаивая на него педагогическую запущенность. В этой связи встает вопрос о создании особых классов при массовых школах или самостоятельных специальных школ для детей с задержкой психического развития, где смогут в достаточно широких масштабах осуществляться индивидуализированные психолого-педагогические и медицинские мероприятия. В итоге дети смогут вернуться в обычные классы массовой школы и быть в состоянии успешно справиться с ее программой.

Осуществляемая в Институте коррекционной педагогики эксперименталь­ная работа по изучению и обучению детей с задержкой психического развития подтвердила эффективность и социальную значимость специальной системы обслуживания этих детей. Министерство просвещения признало необходи­мость создания специальных классов и школ для детей с задержкой психического развития.

* * *

Коренные изменения всей политической и экономической жизни и становление Российской Федерации в качестве суверенного государства положило начало демократизации общественной жизни.

Переход к новым условиям жизни сопровождается обострением экономи­ческих трудностей государства, которые привели к обеднению основной массы российского народа, его социальному неблагополучию; ухудшилась и экологическая обстановка в стране.

Все это, как неоднократно нами отмечалось в данной работе, привело к увеличению смертности, сокращению рождаемости и росту числа детей с патологией физического и психического развития. Россия стала занимать одно из последних мест в мире по состоянию здоровья детей.

Таким образом все большую остроту приобретают вопросы дефективного детства, с решением которых государство своими силами уже не справляется. На помощь приходят различные фонды, благотворительные организации, церковь, меценаты и коммерческие предприятия. Народы России не теряют оптимизма во взглядах на свое будущее. Вместе с решением экономических, социальных задач по окончании переходного периода в жизни нашего государства потеряет свою остроту и проблема аномального детства. Чтобы этот оптимизм имел достаточные основания, государство должно решить экономические, социальные проблемы, в противном случае Россию ждут социальные и духовные беды, граничащие с непоправимой катастрофой— вырождением российских народов.


Приложение

36 ЛЕТ СРЕДИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ1 Дневник Е. К. Грачевой

Подлинник публикуемого впервые дневника Е. К. Грачевой «36 лет среди больных детей» представляет собой рукопись в общей тетради, последняя запись в которой сделана 10 марта 1932 года.

Рукопись дневника получена X. С. Замским вместе с другими архивными материалами В. П. Кащенко от его вдовы А. В. Кащенко и передана на хранение в Архив народного образования (фонд X. С. За-мского).

1) Публикуется без исправлений.


36 лет я прожила среди больных детей: идиотов, умственно отсталых, припадочных и калек. Много, очень много страданий я видела и детей и их родных, но и много отрадного пережила я с «моими детками», как я их называю. «Зачем тратите вы время и силы на такой напрасный труд? Ни одного идиота, ни одного морально-дефективного не исправите»—как часто приходилось мне слышать эти слова.

Просматривая дневник, который я вела в продолжение многих лет, уничтожаю то, что писала под впечатлением минуты, другим хочу поделиться; быть может кому-нибудь и пригодятся мои многолетние наблюдения.

Я работала в 3-х учреждениях: в приюте на Белоозерской с 1894 по 1910 г., в приюте на Мариинской с 1910 по 1930г. и в Эммануиловском с 1919-20 по 30г.

Всего я наблюдала 1888 детей:

В приюте на Белоозерской.................. 440

на Мариинской..................... 1309. '

в Эммануиловском приюте.... 124

Со многими сама занималась в классе и индивидуально.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)