|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Положение арабов в рамках христианских королевств: религия, право, внутренняя дифференциация обществаРеконкиста освобождала город за городом, и местное население практически не препятствовало отвоеванию и не из безразличия, а скорее из-за удобства и стабильности, которую предоставляла корона христианского короля. А что же было с мусульманами, которые неизбежно попадали под зависимость от иноверцев? Итак, мусульмане, жившие на отвоеванных территориях, или, мудехары, жили чаще всего в поселках, были крестьянами и занимались сельскохозяйственной деятельностью. Они образовывали свои общины, альхамы, во главе которых были люди, назначенные королем, и жили относительно независимо. Но за свои привилегии, дарованные королем, должны были платить подушную подать. Отвоевание земель ставило вопрос о регулировании поведения представителей мусульманской конфессии как весомую часть населения. Вмешиваться в судопроизводство мусульман, христианам было запрещено, но поскольку контроль все же был уже в руках последних, это было необходимо. XIII век характерен увеличением числа арабов в христианских королевствах, в связи с успехами Реконкисты. Тогда же и начали предпринимать попытки составления права для мудехаров, которые обычно представляли собой капитулярии, составленные представителями альхамов и королем.[6] С этой целью в конце XIV века был составлен сборник мусульманского права Книга Суны и Шары мавров, что примечательно, на каталонском языке, с вставками арабского буквами из каталонского алфавита. Но не будем углубляться в анализ источника как такового, а обратимся к тексту судебника. Право мудехаров отличается от мусульманского права наличием статей, оговаривающих переход в другую конфессию. В исламском праве это не только было недопустимо, но и влекло за собой наказание как смертная казнь. Из-за сложившегося в Испании положения к столь радикальным наказаниям не прибегали. Тут, по всей видимости, стояла нелегкая задача избежать суровых мер, не противореча Карану. Переход в христианство приравнивался к прелюбодеянию, но, поскольку человек уже не мусульманин и данные законы к нему не примирительны, его жена (если таковая имелась) должна была быть побита камнями, так как брак недействителен. В целом, большинство законов говорят о том, что преступник должен понести учесть равную тому вреду, который он причинил, с добавлением к этому наказания в соответствии с Суной. Например, судья или кади, выносивший решения противоречащие Суне, должен был возместить ущерб, которому подвергся несправедливо осужденный. Сам же подвергался такому наказанию, от которого пострадали по его вине, а также наказанию согласно Суне. Тоже было применительно к нанесшему физический ущерб, но с одной поправкой. Старались отойти от этого шаблона, ограничившись наказанием плетьми, поскольку мог быть нанесен урон, превышающий то, что заслужил преступник. Хочется отметить, что был определенный размер штрафа за человека, то есть определенная фиксированная единица, а в статье было указано какую часть от штрафа нужно платить. Например, если кто-то ранит или проломит кость головы – должен заплатить половину от штрафа.[7] Человек по Суне имеет цену в деньгах (200 дублонов), этим можно объяснить, почему за причинения вреда той или иной части тела установлен варьирующийся штраф. Вплоть до того, что каждый зуб стоил 50 дублонов. Женщины и иностранцы не допускались до суда по уголовному делу как свидетели (только по делам гражданским), за исключением родственников пострадавшего. Если же у пострадавшего не будет совершеннолетних родственников, которые моли бы предъявить обвинение — преступник заключался в тюрьму, пока не повзрослеет человек, что может выступать как обвинитель или же дарующий прощение. Свидетелями также не допускались не соблюдающие сорокадневный пост, кто не слушается отца и мать, ростовщики и владельцы таверн, последнее считалось преступлением и наказывалось. Также в право мудехаров вставлены положения относительно религиозных празднеств и целые молитвы, что, конечно, связано с зависимостью их жизни от законов религии. Обычно же сборник законов не содержит конфессиональные особенности уклада жизни, как, например, в книге Суны и Шары мавров указано, когда должна быть совершена молитва и как Молились 5 раз в день, исключительно на арабском, так как это священный язык пророка. Также не имели право молиться, не омыв в этот день голову, лицо, уши, руки и ноги. [8] Мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, так называемый хадж. Теме прав на собственность и наследование имущества справедливо в издании на русском языке выделен целый раздел, поскольку такое множество нюансов, пожалуй, не встречается более в праве мудехаров по какой-то другой теме. Я освещу несколько основных вопросов. Наследство делили следующим образом. Большую часть получали дети, затем жена — четвертая часть имущества плюс калым, родители и дядья (только мужчины), на этом цепочка обрывается и дольше никто не мог претендовать на наследство. Если кроме жены у него никого не было, она по прежнему получала ¼ имущества и калым, остальное раздавалось бедным.[9] Но калым получала только по соблюдению некоторых правил, например, присутствия дома во время смерти мужа. Наследника назначать не имели право, но отец при жизни мог сделать дарение, в этом случае данная часть имущества изымается из дележа. Сыне не должен платить долги отца, если не примет соответствующие обязательства или же сам владеет его имуществом. Такой слой населения как рабы в эпоху Реконкисты использовался и мусульманами и по этому поводу в праве у них прописано, что не может быть сарацин рабом. Рабыня в том случае может стать свободной, если родить сарацину наследника, но в этом случае она должна служить ему всю жизнь. Что касаемо исполнения мусульманский порядков, об этом мы можем судить, в основном, из грамот. Большинство из них ссылается на Суну в делах связанных с получением должностей. Более здесь интересны случаи обращения сарацинов в королевский суд, куда мог обратиться за апелляцией любой подданный короля. Обращались, по разбирательствам с христианами, само собой, но и по делам внутри мудерарской общины, зачастую минуя суд общины.[10] То есть, соблюдение исламского права уже не вызывало сильного предпочтения. Предпринимались попытки избежать жестокого наказания, предполагаемого у мусульман. Возможно, тогда и участились случаи перехода к другой конфессии из числа мусульман. Перешедший в другую веру араб именовался (чаще всего в Кастилии) «мориском». Но если мы со всей очевидностью говорим о положительном отношении внутри населения Ал-Андалуса, почему же тогда последние годы Реконкисты были омрачены кровопролитным изгнанием мусульман? Здесь, на мой взгляд, стоит обратить внимание на явную обособленность христиан и мусульман друг от друга в последние полтора столетия до конца Реконкисты. Скажем, когда Гранада стала столицей и выделилась как королевство, на её территории уже не проживало мосарабов и говорили исключительно на арабском. Относительно мудехаров, положение ухудшилось из-за недовольства христиан сарацинами, как более зажиточным слоем общества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |