|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельность и личность деятельность как основание личностиГлавная задача состоит в том, что бы выявить действительные «образующие» лчности этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и всесте с тем человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец независимо от происходящих физических его изменений он как личность остаетсяи в глазах других людей, и для самого себя тем же самым, его индетифицирует и закон по крайней мере в пределах в которых он признается отвественным за совои поступки. Таким образом существует известное противоречие меожу очевидной физической психофизической изменчивостью человека и устойчивостью его как личности. Это выжвинуло проблему «я» в качестве особой проблемы психологи личности. Она вознакает потому, что черты включаемые в психологическую характкристику личности, выражают явно изменчивое и «прерывное» в человеке т.е. то, чему как раз противостоит постоянство и неприрывность его «я». Что же образует это постянство и неприрывность? Персонализм во всех своих вариантах отвечает на этот вопрос постулируя существование некоего особого начала, образующего ядро личности. Оно-то и обрастает многочисленными жизненными приобретениями, которые способны изменяться существенно не затрагивается самого этого ядра. При другом подходи к личности в его основу кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ее опосредствований и порождаемых ею форм психического отражения. Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности. Решение этого исходит из положения то реальным базисом личности человека является реализуется а они реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его много образующих деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта которые и являются исходными «единицами «психологического анализа личности, а не действия не операции не психофизеологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность а не непосредственно личностью. На первый взгляд это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениями о личности и более того объединющим их. Тем не менее оно единственно открывает путь к пониманию личности в ее действительной психологической конкретности. Прежде всего на этом пути утраняется главная трудность: определение тогг, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являютс в этом смысле нейтральными. Дело в том, что, взятые сами по себе, в абстракции от системы деятельности они вообще ничего не говорят о своем отношении к личности. Елва ли например, разумно рассамитривать повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевичаю. Служил он в некоем департаменте чиновником длля переписывания кащенных бумаг и виделся ему в это манятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу N тотчас шел домой. Нкскоро пообедав Вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги котоые он принес домой если же таковых не случалось, он снимал копии начорно для себя для собвственного удовольствия. «Написавшись власть, - повествует Гоголь, - Как произогло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное местов его личности., стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных остоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершенно безличные операции которые в силу этого превратились в самостоятельную леятельность в этом качестве и выступили как характеризующие.
Шоколадную конфету ребенок, однако, отказался от нее а когда эксперементатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал. Что лежит за этим феноменом? Втпроцессе который мы наблюдали можно выделить три момента: 1) Общение ребенка с эксперементатором, когда ему обяснялась задача, 2) Решение задачи 3) Общение с эксперементатором после того как ребенок взял предмет. Действия ребенка отвечали отношению к эксперементатору, другую – по отношению к предмету (награде) Как показывает наблюдение в то время когда ребенок доставал предмет ситуация не пережилась им как конфликтная как ситуация «сшибки». И Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с эксперементатором, так сказать – конфет оказалось горькой горькой по своему субъективному, личностному смыслу. Опсиание свления принадлежажит к самым ранним переходным. Несмотря на всю наивность с которой проявляются эти первые соподчинения разных жизненных оношений ребенка именно они свидетельствуют о начавшемся процессе формирования того особенного образования которое мы называем личностью. Подобные соподчинения никогда не наблюдаются в «спрягаемых» формах она заявляют о себе постоянно. Разве не по аналогичной же схеме возникают такие глубого личностные явления как скажем угрызения советси? Развитие и умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно приходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процес развития личности имеет свои этапы свои стадии. Процесс этот неотделим от развития сознания самосознания, но не сознание составляет его персооснову, оно лишь опосредствует и так сказать резюмирует его. Итак в соновании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, прождаемые ходом их развития. В чем однкао психологически выражается эта принятым нами определением мы называем деятельностью процесс побуждаемый и направляемый мотивом – тем в чем опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря за соотногением деятельностей открывается соотношение мотивов. Мы приходим таким образом к необходимости вернуться к анализу мотивов и рассмотреть их развитие, их трансформации, способность к раздвоению их функций и те их смещения которые происходят внутри систеы процессов, образующих жинзнь человека как личности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |