|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коннира и Стив Эндрюс Будущее должно быть светлым (новые методы НЛП)
Несколько лет назад двое наших знакомых пережили схожий несчастный случай. Эти люди прошли через ужас пожара, испытали боль от полученных ран и утратили большую часть своего имущества. После такого несчастья их жизнь радикально изменилась. Один стал затворником, искалеченным страшными воспоминаниями. Он начал бояться открытого пространства и ограничил свое общение с людьми. Другой воспринял крах благосостояния, как живое напоминание о ценностях жизни. Он перестал употреблять наркотики, сбросил 20 килограмм веса и превратился в веселого здравомыслящего человека. Иногда один единственный миг меняет всю нашу жизнь. Порыв любви, желание родить ребенка, стремление совершить поступок или поменять работу - все это может привести к изменениям в восприятии человека, его отношений и поведения. Но почему некоторые самопроизвольные изменения возникают неимоверно быстро, а перемены, вызываемые терапевтом и целителем, происходят медленно и с большим трудом? Переживания быстрых изменений окружены атмосферой тайны. Иногда для описания своего опыта люди пользуются духовными или глобальными терминами. Их слова звучат путано и таинственно. Возможно, наша трактовка тоже покажется вам несколько туманной, но это обусловлено мрачностью языка, который люди создали для описания внутренних процессов. Тем не менее мы хотим показать, что есть новый и мощный язык, который не только способствует пониманию этих процессов, но и вызывает в жизни людей терапевтические изменения за малый промежуток времени. Наше внутреннее ментальное переживание, в той или иной степени, является копией того, что мы переживаем чувствами. Наше внутреннее переживание имеет зрительный компонент (то, что мы себе воображаем), слуховой компонент (внутреннее слышание голосов и звуков), кинестический компонент (наше чувство времени), осязание и эмоции. Еще есть вкус и обоняние, но эти восприятия менее важны для данной дискуссии. Таким образом юноша может вспоминать недавнюю встречу с подругой, и воспоминание будет включать вид ее лица, звуки голоса и ощущение приятных прикосновений. Эта сенсорная система называется модальностями переживания. Давай рассмотрим, как мы переживаем наши внутренние образы, звуки чувства. Например, когда юноша воображает свою подругу, он может видеть ее прямо перед собой или на расстоянии. Он может видеть ее выше или ниже, чем она есть в жизни, или такой, какая она есть. Он может представлять ее в цвете или черно-белой. Он может увидеть картину, где они общаются и взаимодействуют, или представить сцену как обычный фотоснимок. Такие элементы называются субмодальностями, так как они являются более мелкими частями визуальной модальности. Сходным образом слуховая модальность имеет судмодальности громкости, тона, высоты звука и темпа. А кинестическая модальность состоит из субмодальностей интенсивности, местоположения и размера. Такие субмодальности становятся строительными кирпичиками нашего ментального процесса. Поэтому меняя субмодальность, мы тем самым переделываем наш отклик на воображаемые события. Причем эффективность этого действия гораздо выше, чем при изменении содержания наших мыслей. Например, подумайте о человеке, который вам нравится. Пусть он сначала будет маленьким и как бы вдали. А картинку сделайте черно-белой. Отмечайте, какие чувства возникают у вас в ответ на этот образ. Затем доведите образ до реальных размеров, создайте трехмерный цветной и четкий фильм, а потом придвиньте картину к себе, окажитесь в ней и вновь переживите встречу с этим человеком. Запомните отклик на это переживание. Если вы не замечаете разницу в чувствах, вам поможет измерение пульса. Субмодальные элементы нашей психической деятельности не поддаются исследованию - они бессознательны. Однако мы часто встречаем их в заявлениях, которые обычно воспринимаются как метафоры, но буквально и точно описывают работу нашего разума. Например, "Эта маленькая деталь ломает все пропорции." "Когда она так далеко, я не могу о ней говорить." Субмодальности - это пути, по которым мы создаем наш внутренний мир и наделяем смыслом любое переживание. Благодаря им, мы можем напрямую вмешиваться в процесс, меняя образ нашего мышления и отклика на события. Рассмотрим случай Рона, художника, который в тридцать лет впал в депрессию и потерял стимул к жизни. Многие люди теряют смысл жизни, когда их ничего не ждет в будущем. Рон не был исключением. Мы попросили его как можно точнее ответить на вопрос, что он думает о своем будущем. "Что ты видишь, когда думаешь о будущем? Где ты видишь себя завтра, на следующий год, через пять лет? Ты видишь это черно-белым или в цвете?" Как и большинство людей, Рон сначала не понимал, что мы от него хотим. Люди редко осознают способ, которым мы видим и слышим. Но использование вопросов вносит это переживание в осознание. Поэтому, заметив невербальные намеки Рона - особенно движение глаз, направление взгляда и жесты рук - мы быстро получили необходимую информацию. Когда Рон думал о своем будущем, он представлял туманную серую дорогу, уходящую вправо и кончавшуюся через несколько шагов. Сообщив нам об этом, Рон тут же начал интерпретировать осознанную картину - "Моя жизнь закончится через несколько лет." Представления времени - о нашем прошлом, настоящем и будущем - являются центральными в проблемах, которые приводят пациентов к терапии. Открытие того, что каждый из нас имеет уникальный, внутренний "временной след", вызывает внезапное понимание многих ограничений человека. Если вы представляете свое будущее так же, как Рон (то есть смутным и серым, исчезающим в пустоте небытия), вам будет трудно получить положительное чувство перспективы или твердую мотивацию. Когда будущее кажется туманным, бесцветным и коротким, вы можете поэкспериментировать с возможностями изменения, внутренне удлиняя и осветляя временной след. Однако, прежде чем попросить Рона осветлить свое будущее, нам захотелось показать ему впереди что-то позитивное и достойное поиска. Мы задавали ему вопросы: "А что бы тебе понравилось в твоем будущем? Ради чего тебе захотелось бы жить?" Мы попросили Рона представить то, о чем он мечтает, и поместить эти образы на временной след его будущего. Ему сказали: "Убедись в том, чтобы эти образы были цветными и яркими." Лицо Рона тут же прояснилось. Он сделал себе привлекательное будущее. И мы поддержали его следующей фразой: "Ты заметил, что произошло, когда всё твое будущее прояснилось. Цветные краски охватывают теперь всё." Рон почувствовал разницу в себе - внезапное и радикальное изменение. "Мое будущее удлинилось,"-рассказывал он. "Оно стало светлее. Оно стало хорошим и протянулось на долгие годы." Полный выход из депрессии часто вовлекает нечто большое, чем эту процедуру. Однако точный фокус на особом аспекте проблемы помогает терапевту добиться цели за короткий промежуток времени. Некоторые люди, с которыми работали, утверждали, что если они будут воображать светлое будущее, их постигнет горькое разочарование. Других тормозило убеждение, что они недостойны хорошего будущего. Когда мы встречаем такие возражения, мы работаем с ними и только потом применяем другие методы для изменения будущего того или иного человека. Но главное правило одно - наше будущее должно быть светлым. Перевод с английского
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |