|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Словарь основных понятий. Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государствомНорма права – это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством. Институт права – это основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Предмет правового регулирования – это то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. Метод правового регулирования представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами, оно выражается в принципах - независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Публичное право – это совокупность правовых норм, на основании которых в правоотношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Публичное право - это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы. К отраслям публичного права относят конституционное, уголовное, административное, и другие отрасли права. Система права – это внутреннее строение права, представляющее собой единство норм права, институтов, подотраслей и отраслей права. Система законодательства есть внешнее выражение системы права, ее объективированная форма. Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
ТЕМА 11. ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО
ПЛАН 1. Понятие и структура общества. Гражданское общество. 2. Личность. Свобода и личность. 3. Правовой статус личности. 4. Правовой статус человека и гражданина.
Появление государства и права – это результат развития, прогресса общества. Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой совокупность различных форм жизнедеятельности людей. Это сложная, самоорганизующаяся, открытая? нелинейная система[23]. Это тотальность, историческая определенная целостность. Цементирующим звеном общества выступает совместная социальная деятельность людей по удовлетворению их интересов: индивидуальных, групповых, общественных. Следует иметь в виду, что категории «общество» не было не в античности, не в средневековой культуре. Был греческий «полис», римский «civitas», государство, т.е. были общности. Категория, появляется лишь в конце XVIII – первой половине XIX в. Общество – это динамически развивающаяся система с взаимосвязанными, взаимодействующими элементами. Общество включает в себя следующие уровни: социальный (слои, группы, классы), экономический (производительные силы, производственные отношения, формы собственности), политический (государство, политические партии, движения, организации), духовный (наука, культура, религия, философия). Общество в своем развитии прошло ряд этапов[24]. По формационному критерию выделяют: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую формации, где социализм был первой фазой (и как оказалось последней). «История государственно-организованного общества, сменившего первобытный строй, делится на две большие эпохи: 1) эпоха кастово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве членов общества, и 2) «гражданское» общество, основанное на юридическом равенстве».[25] Кастово-сословное общество – это общество Древнего мира и Средних веков. Эти общества были огосударственены, т.е. государство играло там решающую роль и жестко регламентировало жизнь индивида. Второй эпохой – было гражданское общество. Гегель под гражданским обществом понимал современное ему буржуазное общество. Гражданское общество – это совокупность свободных индивидов и связанных с ними общественных отношений и организаций: экономических, нравственных, религиозных, национальных, семейных, культурных независимых от государства. Это сфера свободных, частных, независимых интересов. Понятие «гражданское общество» впервые появляется в XVII в трудах Т.Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка, развивается затем Ш.Монтескье, Г.Гегелем, К.Марксом.[26] Гражданское общество включает в себя: - свободных, равноправных и самостоятельных индивидов (как тружеников и собственников); - негосударственные объединения (семья, церковь, профсоюзы, партии, объединения, ассоциации, негосударственные СМИ, частная сфера образования и воспитания); - общественные отношения между индивидами и объединениями, основанные на равенстве и самоуправлении.[27] Гражданское общество является основой правового государства и важным условием его формирования. Принципы взаимодействия гражданского общества и правового государства: 1) признание государством экономического, политического и идеологического плюрализма общества; 2) признание и защита государством прав и свобод человека, невмешательство государства в частную жизнь граждан; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) взаимный отказ общества и государства от насильственных, незаконных действий; 5) стремление к миру, партнерству и согласию.[28] Структурной сознательной единицей общества является личность. Если человек – это живое существо, представитель человеческого рода, индивид, индивидуальность, то личность – это его социальная характеристика. Человеком можно стать только в обществе. Об этом свидетельствует пример индийских девочек Амалы и Камалы попавших и живших в детстве в стае волков. Если человек выражает биосоциальную сущность, то личность – социальную. Личность – это продукт общества. Термин «личность» происходит от слова «личина», «маска», которую одевали актеры во время представления, играя определенную роль. Роль – это типичный образ, социальное правило поведения. В христианском религиозном понимании личность происходит от слова «лик» (святой), лицо на иконе, где акцент делается на духовные качества человека. Личность – это индивидуальное выражение социально-значимых качеств. Это система типичных социальных, социально-культурных свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности - многогранно. В этимологическом смысле – это отдельный человек, индивидуум, персона, лицо. Гегель говорил: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». В Библии сказано: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (гл. 7 стих 12). В естественном плане, человек – частица природы, Космоса, существо биологическое и космическое, социобиологическое, высшее творение природы, обладающее сознанием, разумом. В социальном плане – это создатель материальных и духовных благ, общества, носитель всех общественных отношений. Сущность личности по К.Марксу составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. В личности он видел совокупность всех общественных отношений. Таково общество, таково и личность. Для того, чтобы сделать человека человечным, нужно вначале это сделать в обществе – считали марксисты. В социологическом плане, личность – это существо общественное. В философском смысле – существо биосоциальное, обладающее духовностью, мировоззрением. В политическом аспекте – это существо политическое, государственное (homopoliticus). По отношению к государству личность, человек – это гражданин (подданный), иностранец, апатрид[29]. В юридическом плане личность – это субъект права, правовых отношений, т.е. лицо, обладающее определенным правовым статусом. Юридический аспект вбирает в себя все значимые грани личности: биологическую, социальную, философскую, политическую и т.д., выражающуюся в ее юридических правах и обязанностях. Понятие человек, личность, гражданин взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социальным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет возможности личности, ее правовой статус. Например, младенец, психически ненормальный человек не могут являться полноценными личностями и нести юридическую ответственность. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт. Человеком рождаются, личностью становятся. Для права – личность – это человек во всех его проявлениях, высшая ценность, субъект права, которым является даже ребенок в утробе матери и умалишенный. Всякий человек для права – это личность (со знаком плюс или со знаком минус). Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняет его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами, защиту государства гражданином. Важнейшей характеристикой личности является ее свобода. Понятие свободы многогранно. Это возможность осуществлять выбор не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению, согласно своей собственной воле. Для Г.Гегеля – это познанная необходимость, для К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина – возможность действовать в соответствии с познанной необходимостью, для Вольтера - свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Для юриста свобода – это возможность осуществлять выбор (волеизъявление) в рамках закона. «Свобода личности в праве – это сознательный выбор обусловленного, в конечном счете, объективными обстоятельствами варианта поведения в реализации определенного интереса, не противоречащего праву. Юридически она выражается в правовом статусе личности».[30] Комплексной категорией, которая отражает отношения личности, общества и государства выступает правовой статус личности. Правовой статус личности – это юридически зафиксированное положение индивида в обществе. Правовой статус личности – это система прав и обязанностей индивида законодательно закрепленная в нормативных правовых актах. Именно в правах и обязанностях формализованные образцы и стандарты поведения взятые под защиту государства. Предпосылкой правового статуса выступает гражданство человека. Права личности – это формально определенные, установленные или санкционированные государством гарантированные возможности пользоваться определенными социальными благами. Обязанности личности – это установленные и гарантированные государствам требования к поведению человека, официальная мера поведения.[31] Права и обязанности неразрывно связаны между собой, так как нет прав без обязанностей и наоборот. Их связь проявляется через их взаимообусловленность и равенство. Обязанность включает в себя юридическую ответственность. Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного и организационного характера. В юридической науке выделяют три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Также различают правовой статус физических и юридических лиц, иностранцев, беженцев, лиц без гражданства (апатридов) и т.д. Общий правовой статус – это правовой статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является базовым, одинаковым для всех граждан, предоставляет права, свободы и обязанности. Специальный статус выражает правовое положение отдельных категорий граждан (студентов, военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров, инвалидов и т.д.), которые имеют дополнительные права, льготы, обязанности, предусмотренные законодательством. Индивидуальный статус – это статус конкретного человека с учетом его возраста, профессии, семейного, социального положения в обществе, стажа работы и т.д. Индивидуальный статус изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами. Названные виды статуса взаимосвязаны и, как правило, неразделимы. Важно знать и уметь пользоваться своим правовым статусом. Присвоение чужого правового статуса влечет юридическую ответственность (вплоть до уголовной). Существуют различные подходы к системе прав человека. Сторонники юридического позитивизма считают, что права человека полностью предоставлены государствам и зависят от него. Сторонники естественно-правовой концепции утверждают их полную независимость от государства, естественный, природный характер прав человека (прежде всего на жизнь, здоровье, свободу, определение своей судьбы и т.д.). Общепринятая точка зрения делит всеобщие права человека на права человека и права гражданина. Права человека – это врожденные, неотъемлемые, неотчуждаемые права, признаваемые и законодательственно закрепленные государством на жизнь, свободу, уважение человеческого достоинства, неприкосновенность и т.д. Они принадлежат каждому индивиду от рождения, человек не вправе от них отказаться, ибо они порождены природой, Богом. Эти права могут быть ограничены только для защиты прав другого человека, либо общества. Задача государства – защита естественных прав от любых посягательств. Права гражданина – это права члена государственно-организованного общества. Они охватывают сферу отношений личности и государства (свобода слова, печати, право избирать и быть избранным, право на труд, на образование и т.д.). Эти права устанавливаются государством и обеспечиваются его гарантиями. Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 году в Конституции американского штата Вирджиния. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, где права были разделены на две категории: права человека и права гражданина. Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав. Юридические обязанности можно подразделить на: 1) естественно-правовые (беречь, хранить жизнь и здоровье свое и других людей, соблюдать законы, охранять и беречь природу, уважать права других людей, приумножать культуру и т.д.); 2) позитивно-правовые обязанности (платить налоги, служить в армии, защищать Родину и т.д.). В Конституциях некоторых государств устанавливаются обязанности трудиться (Япония), заботится об общем благе (Польша), воспитывать детей (Россия, Италия), заботится о своем здоровье (Уругвай). Граждане (мужчины, а в некоторых странах и женщины – Израиль) призываются на определенный срок на воинскую службу. В некоторых Конституциях записано, что гражданин обязан быть верным государству, участвовать в выборах, иметь основное общее образование, платить закят (налог на доход для содержания бедных) и т.д.[32] Понимание прав человека, как зависящее от человеческой природы, а не от милости повелителя пришло с эпохи Просвещения и буржуазных революций XVII –XVIII вв. Существуют различные классификации права и свобод личности: I. по социальному назначению: - политические; - социально-экономические; - личные; - культурные. II. по времени формирования и содержанию: - первого поколения; - второго поколения; - третьего поколения; - четвертого поколения. Политические права определяют политическое самоуправление и свободу человека, его участие в управлении государством. Они включают: право избирать и быть избранными, право на объединение в общественные организация и партии, свобода собраний, демонстраций, митингов, право на равный доступ к государственным должностям и др. Социально-экономические права направлены на удовлетворение социально-экономических потребностей человека. Это право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище и т.д. Личные права направлены на защиту человека от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Они включают право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, право на неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Культурные права и свободы обеспечивают возможность пользоваться культурными, духовными достижениями. К ним относятся: право на образование, свобода научного, технического, художественного творчества, право на пользование достижениями культуры и т.д. Чешский юрист Карел Васак, первый генеральный секретарь Международного института прав человека в Страсбурге, в 1979 году выделил три «поколения» прав человека. Первое поколение прав и свобод – это традиционные либеральные ценности (XVII-XVIII) относящиеся к личным и политическим правам: право на жизнь, на участие в государственных делах, право на безопасность, на беспристрастный суд, защиту от произвольного ареста, свобода слова, печати, совести и др. Их еще называют «негативные» права человека, т. к. они предохраняют человека от произвола со стороны государства. Эти права защищают свободу и неприкосновенность личности, право частной собственности, право на сопротивление угнетению и др. В XIX веке они были закреплены в большинстве Конституций. Второе поколение – это социально-экономические и культурные права, гарантирующие равенство всех членов общества: право на труд, свободный выбор профессии, достойное вознаграждение, право на социальное обеспечение, право на отдых, на образование и т.д. Они сформировались в середине XIX в процессе борьбы трудящихся за улучшение своего социально-экономического положения. Их называют «позитивными», т.к. осуществление этих прав требует поддержки со стороны государства. Социальные права (на труд, отдых, бесплатное образование, охрану детства и материнства и т.д.) получили признание в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки после второй мировой войны. Они гарантировались Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и Международной Хартией прав человека. Признаны большинством стран мира. Третье поколение прав человека или коллективные права: право на мир, здоровую окружающую среду, право на социальное развитие, право народов на самоопределение вплоть до полного отделения, права женщин, детей, беженцев и т.д. С одной стороны они принадлежат каждому человеку, с другой – человечеству в целом. Это поколение прав сформировалось после второй мировой войны. Некоторые ученые в конце XX века выделяют также четвертое поколение прав и свобод: право на мир, безопасность, доступ к экономическому, научному, культурному потенциалу человека, информационные права и другие. Для того, чтобы права реализовывались, нужна система гарантий: международных и внутригосударственных. Международные закреплены в международных нормативных правовых актах (Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека и другие). Их осуществляют международные организации: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. В Европе действует Европейская Конвенция о защите прав человека, Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Внутригосударственные гарантии основываются на Конституциях, других НПА. Они включают: - экономические (развитая рыночная социально ориентированная экономика); - политические (народовластие, демократизм, политическая стабильность и мир); - социальные (социальная защищенность, высокий уровень благосостояния населения, гражданское общество); - идеологические (политическая, нравственная, правовая культура общества); - юридические (разделение властей, правовая защищенность граждан, борьба с преступностью, осуществление законности и правопорядка, наличие развитой правовой системы в обществе).[33]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |