АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

При работе с басней учитель формально вводит понятия аллегории и морали, но игнорирует законы жанра и тем самым закрепляет наивно-реалистические реакции учеников

Читайте также:
  1. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  2. II. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
  3. III. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  4. Базовые понятия
  5. Базовые понятия
  6. Базовые понятия теоретической географии
  7. Боялась даже думать о реакции людей,сама ведь попалась на приворот,как так можно было.
  8. В каком из приведенных случаев возможно протекание реакции обмена?
  9. В понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
  10. В работе
  11. В работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая _____ гипотеза происхождения человека и общества.
  12. В. Экономические категории и законы

Подобный подход неизбежно приводит к еще большему искажению читательских реакций.

Ученики дают формальное определение жанра: «Басня – это поучительный рассказ. В ней есть мораль и иносказание». Но при этом мораль осознается приблизительно, неточно: ее с легкостью можно применить ко всем басням: «Делай добро и не делай зла». Это говорит о том, что осмысление содержания басни не углубляется. Если в басне отсутствует сформулированная автором мораль, то ученикам трудно сформулировать ее самостоятельно. Отличить басню от сказки детям, если и удается, то только на основе догадки, а не с помощью логических рассуждений и операций сравнения произведений с жанрообразующими элементами.

Рассмотрим подробнее, что происходит с восприятием учеников выделенных нами групп.

Ученики всех групп:

1) дают определение жанра;

2) находят в басне мораль как композиционный элемент, если он есть;

3) по-прежнему эмоционально воспринимают образы-персонажи.

Группа C:

1) не может отличить прозаическую басню от сказки, аргументируя свое решение (ученики иногда угадывают верный ответ);

2) не выходит на уровень художественного обобщения, оставаясь в рамках сюжета басни, и не может обосновать отнесение произведения к жанру басни;

3) соотносят конкретное содержание басни с пословицей;

4) не видят авторского присутствия в произведении;

5) сравнивая басни, проводят сопоставление на уровне образов-персонажей, при этом различия между баснями сводятся лишь к тому, что в них разные персонажи, что свидетельствует о том, что начальные представления об иносказании, аллегории, не сформированы;

6) описывая свое видение события в басне, излишне детализируют картины;

7) не могут самостоятельно объяснить смысл басни адекватно авторской идее.

Движение в этой группе происходит только на уровне умения соотнести конкретное содержание басни с предложенными пословицами, что гораздо проще, чем сформулировать свое понимание. Этот результат может объясняться и сдвигом в общем развитии ребенка.

Ученики групп В и А называют в качестве жанрообразующих элементов аллегорию и мораль.

Группа B разделяется на несколько самостоятельных групп, что вызвано различиями в динамике общего развития школьников:

Группа B1 пытается обобщить содержание басни, но при этом значительно искажает ее смысл из-за неверного осмысления роли отдельных художественных деталей текста;

Группа В2 формулирует смысл басни (мораль) своими словами, но несколько искажает смысл басни, смещая авторские акценты;

Группа А с большей степенью точности формулирует смысл басни, хотя не всегда находит нужные слова и формы выражения своей мысли в силу возрастных особенностей своего развития.

Мы видим, что положительная динамика восприятия минимальна во всех группах и происходит за счет общего, а не специального развития ребенка, тогда как наивно-реалистическое восприятие жанра басни закрепляется.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)