АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы работы ума

Читайте также:
  1. I. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
  2. II. Общие принципы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам
  3. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  4. II. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  5. II. Порядок подготовки, защиты и оценки квалификационной работы
  6. II. Работы учеников Уильяма Джеймса: Дж. Дьюи, С. Холла, Дж. Кэттела, Э. Торндайка
  7. II. Рекомендации по оформлению контрольной работы.
  8. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  9. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  10. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  11. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
  12. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

Дхараной занимаются для прекращения изменений в разуме.

Концентрация представляет собой устойчивое, продолжительное сосредоточение разума на одном образе или объекте.

Кшипта (блуждания), мудха (притупление, забывчивость), викшипта (легкие колебания), экагра (целеустремленность) и ниродха (обузданность, покорность) составляют в йоге пять бхумик (стадий). Читта, разум, проявляется в пяти видах. В состоянии кшипта лучи разума рассеиваются по различным объектам, ум неугомонно перепрыгивает с одного предмета на другой. В состоянии мудха разум туп и забывчив. Викшипта — иногда собранный, иногда рассеянный разум. Путем концентрации разум пытается сделать себя собранным. В состоянии экагра разум сосредоточивается на одном, в нем существует только одна мысль. В состоянии ниродха разум пребывает под полным контролем.

В разуме кроется направленная вовне, стремящаяся к объектам сила, которая ведет к бахирмукха-вритти. Внешние предметы притягивают разум. Благодаря постоянной садхане (духовной практике) разум нужно отучить от устремления наружу и заставить сосредоточиться на Брахмане, изначальной обители.

Силы человеческого ума безграничны. Чем сосредоточеннее разум, тем больше сил прилагается к единственной точке. Мы рождены для того, чтобы концентрироваться на Боге, собрав воедино все лучи разума, которые прежде рассеивались по различным объектам. Это наша главная обязанность. Мы забываем о ней из-за мохи, заблуждений, которые заставляют заботиться о семье, детях, деньгах, власти, положении, имени и славе.

Ум сравнивают со ртутью, потому что лучи его растекаются по разным предметам. Его сравнивают с обезьяной, так как разум перепрыгивает с одного предмета на другой. Свойство непостоянства, чанча-ла, делает разум похожим на ветер. Из-за страстной порывистости его сравнивают также с разъяренным слоном в сезон спаривания.

Разум называют «огромной птицей», ведь он прыгает от одного предмета к другому, будто порхает с ветки на ветку. Раджа-йога объясняет, как сосредоточивать разум и подвергать исследованию его глубочайшие тайники.

Концентрация противоположна чувственным желаниям, блаженство — волнениям и тревогам, длительное размышление — недоумению, целенаправленное мышление — лености и тупости, восторг — недоброжелательности.

Пока мысли человека не подверглись тщательному уничтожению путем настойчивой практики, он должен постоянно сосредоточиваться только на одной истине в каждое мгновение. Благодаря такому неослабному старанию в разуме будет накапливаться целеустремленность, и в один прекрасный день все сонмы мыслей мгновенно исчезнут.

Чтобы избавиться от колебаний разума и прочих помех, мешающих сосредоточенности на одном объекте, нужно заниматься концентрацией на единственном предмете.

Разум непосредственно или косвенно привязан к приятным и излюбленным мыслям. Представьте, что попали в Кашмир и наслаждаетесь его живописными пейзажами. Разум мгновенно потемнеет от потрясения, если в это время придет телеграмма с горькой вестью о том, что ваш единственный сын безвременно скончался. Пейзажи вас уже не интересуют, окрестности теряют свое очарование. Внимание к ним исчезает, наступает подавленность. Удовольствие от созерцания достопримечательностей опиралось только на сосредоточенность и внимание.

«Сделав Атман подобным нижней части арани (дерево для добывания жертвенного огня), а пранаву (слог ОМ) —верхней части арани, тайно узреешь Бога путем трения, которое являет собой дхьяна (медитация)» («Дхьянабинду-упанишада»).

Поместите перед собой образ Господа Иисуса. Сядьте в излюбленную позу для медитации. Не закрывая глаз, мягко сосредоточьтесь на изображении, пока слезы не потекут по щекам. Не отвлекайте разум от креста на груди, длинных волос, красивой бороды, больших глаз и других участков Его тела, утонченной духовной ауры вокруг Его головы. Думайте о Его божественных качествах — любви, великодушии, милосердии и всетерпении.

Легко сосредоточивать разум на внешних объектах, так как ум обладает естественной склонностью к внешнему. Желание — это одно из настроений наполненного чувствами разума. Оно заставляет ум обращаться вовне.

Сосредоточьтесь на Атмане. Удерживайте ум на всепроникающем чистом Разуме и Самосветящейся Лучезарности (свайям-джьоти). Займите прочное положение в Брахмане, станьте брахма-санстхой (утвержденным в Брахмане).

Занимайтесь концентрацией. Сосредоточивайте ум на одном предмете, одной мысли. Если мысли отвлекаются от лакшьи, вновь и вновь возвращайте разум к ней и удерживайте на объекте. Не позволяйте разуму создавать сотни мыслеформ. Погружайтесь в себя и тщательно следите за своим умом. Живите в одиночестве. Избегайте общества. Не стремитесь к общению. Это очень важно. Не позволяйте разуму бесцельно растрачивать энергию на ненужные мысли, тщетные волнения, пустое воображение, напрасные страхи и дурные предчувствия. Непрестанной практикой задерживайте ум на одной мыслеформе в течение получаса. Заставьте разум придать себе единственную форму и старайтесь сохранить ее в течение нескольких часов.

В попытках сосредоточить разум и даже проецировать мысли вы обнаружите, что испытываете естественную потребность формировать мысленные образы. Это происходит само собой.

Во время медитации не сражайтесь с разумом. Это было бы серьезной ошибкой. Ее совершают многие новички. Именно поэтому они так быстро устают. У них начинает болеть голова. Им приходится часто вставать, чтобы помочиться, — это вызвано раздражением центра мочеиспускания в позвоночнике. Устраивайтесь удобно, сядьте в падмасану, сиддхасану, сукхасану или свастикасану. Удерживайте голову, шею и туловище на одной прямой. Расслабьте мышцы, нервы и мозг. Успокойте объективный разум. Закройте глаза. Поднимайтесь в 4 часа утра (брахма-мухурта). Не боритесь с разумом. Пусть он будет спокоен и расслаблен.

Манипулируя разумом, вы добьетесь власти над ним, научитесь заставлять его работать так, как нужно, направлять все силы его туда, куда нужно.

Нельзя определить, когда опытный йог переходит от пратьяхары (погруженности в себя) к дхаране (концентрация), где завершается дхарана и начинается дхьяна (медитация), когда дхьяна переходит в самадхи (состояние сверхсознания). Стоит ему принять асану, как все эти процессы начинают развиваться одновременно, с быстротой молнии. Подготовленный йог входит в самадхи по собственной воле. Новичок сначала погружается в пратьяхару. Затем начинается дхарана, позже постепенно возникает дхьяна. Прежде чем начинается самадхи, разум ученика теряет терпение, устает и сдается. Постоянная и напряженная садхана в сочетании с легкой, но питательной едой приносит радостный успех в достижении самадхи.

Стреляя в птицу, искусный стрелок осознает то, как подбирается к ней, поднимает лук, натягивает тетиву и пускает стрелу. Он понимает: «занять положение, поднять лук вот так, растянуть тетиву вот так, пустить стрелу вот так — и я попаду». Впоследствии он никогда не забудет проделать все, что необходимо, чтобы подстрелить птицу. Сходным образом, ученик тоже должен подмечать благоприятные условия, например: «употребляя такую-то пищу, следуя советам такого-то человека, пребывая в таком-то помещении и таком-то настроении в такое-то время суток, я достигну дхьяны и самадхи».

Обслуживая своего хозяина, умный повар замечает, какие блюда нравятся его господину. Он готовит их чаще и получает награду. Ученик тоже должен обращать внимание на такие условия, как питание. Благодаря им он достигает медитации и самадхи. Соблюдая эти требования, он вновь и вновь получает в награду восторг.

Хатха-йог старается сосредоточить разум с помощью контроля над дыханием, пранаямы, а раджа-йог добивается того же благодаря читта-вритти-ниродха (сдерживанию различных видоизменений читты), не разрешая уму принимать подобие разнообразных объектов. Он не думает о контроле над дыханием, но, когда достигнута власть над разумом, дыхание само собой становится управляемым. Хатха-йога является ответвлением раджа-йоги.

Мирские наслаждения усиливают желание испытывать все новые удовольствия. По этой причине разум погруженного в земные заботы человека не может угомониться. Он лишен удовлетворения и душевного покоя. Разум не удовлетворяется никогда, сколько бы удовольствий он ни получал. Чем больше наслаждения он испытывает, тем больше удовольствий требует. Таким образом, люди часто чрезмерно обеспокоены и встревожены, а виноват в этом их собственный ум. Люди устают от своего разума. Риши пришли к выводу, что для устранения этих тревог и беспокойств лучше всего лишить разум всех чувственных удовольствий. Когда разум сосредоточивается и угасает, он не может заставить владельца искать новые удовольствия. Волнения и беспокойства исчезают навсегда, уступая место настоящему покою.

У тех, кто занят земными заботами, лучи разума рассеяны. Энергия ума распространяется во всех направлениях. Чтобы добиться концентрации, эти рассеянные лучи нужно собрать воедино с помощью вайрагьи и абхьясы, практики. Затем их следует нацелить на Бога.

Силы ума рассеиваются подобно лучам света. Их притягивают различные предметы. Их нужно терпеливо собрать путем вайрагьи и абхьясы, тьяги (отречения) и тапаса (аскезы), а затем смело, с неутомимой энергией шагать к Богу, Брахману. Когда лучи ума сосредоточиваются в одной точке, приходит просветление.

С помощью пранаямы, джапы, вичары и бхакти избавьтесь от раджаса и тамаса, которые обволакивают саттву разума. Тогда ум станет пригодным для концентрации.

Знайте, что двигаетесь вперед по пути йоги и усиливаете саттву, если чувствуете себя бодрым, а ваш разум спокоен и сосредоточен.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)