|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характерные черты Я-концепцииПоскольку Я-концепция, иногда называемая концепцией «Я-структуры», «воспринимаемого Эго», «феноменального Я» или просто «Я», является основополагающей в личностно-центрированной теории, я кратко опишу некоторые из ее характерных черт Области содержания. Я-концепции представляют собой уникальные комплекс! многих различных Я-концепций, которые содержат в себе определенный способ описания и различения самих себя. Некоторые содержательные области Я-концепций люде! включают в себя следующие элементы: физическую, социальную, сексуальную сферы чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, работу, отдых, интеллектуальные занятия философию и ценности. Люди различаются по тому, какое значение они придают эти! областям, а также по тому, какие виды Я-концепций содержатся у них в этих сферах. Например, форма носа для одного человека может иметь большое значение, в то врем как другой человек может не обращать на нее внимания. Я-концепцию можно описывать с помощью относящихся к самому себе утверждений типа «Я — хороший плотник», «Я люблю мороженое», «Меня нервируют встречи с новыми людьми». Структура или процесс. Я-концепцию можно рассматривать как структуру, со стоящую из различных Я-концепций, связанных между собой различными способами Я-концепция также является средством или процессом, с помощью которого люди взаимодействуют с окружающей средой и посредством которого они игнорируют, отрицают, искажают или точно воспринимают опыт. Центральные Я-концепции — периферийные Я-концепции. Комбс и Сниг (Combs, Snygg, 1959) проводят различие между феноменальным «Я» — моделью всех те аспектов, которые люди описывают с помощью местоимений «Я» или «меня», и Я-концепцией — теми восприятиями самих себя, которые являются наиболее жизненно важными для самих людей и которые можно расценивать как самую их сущность. Для все людей некоторые Я-концепции имеют большее значение, чем другие, и каждый челе век использует уникальный способ разделения Я-концепций на центральные и периферийные, хотя такое разделение в большинстве случаев производится неявно. Конгруэнтность—неконгруэнтность. Многие Я-концепции могут соответствовать реальным переживаниям людей. В этом случае налицо конгруэнтность между Я-концепцией и опытом. Другие Я-концепции могут в различной степени отличаться от действительных переживаний. В этом случае имеет место неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом. Условия ценности. Неконгруэнтность подразумевает, что Я-концепция базируется на условии ценности, а не на собственном организмическом оценочном процессе. Например, неконгруэнтная Я-концепция человека может быть такой: «Я хочу быть доктором», в то время как его конгруэнтная Я-концепция может быть следующей: «Я хочу быть художником». Желание быть доктором может быть обусловлено усвоением ценностей, присущих родителям, в то время как желание стать художником отражает собственный организмический оценочный процесс. Предвосприятие и защита. Здесь Я-концепция рассматривается как процесс. Опыт может быть отклонен или искажен в процессе предвосприятия. Предвосприятие дает возможность индивиду защищать существующие Я-концепции, не позволяя человеку воспринимать неконгруэнтность и, следовательно, изменять как свои Я-концепции, так и свое поведение. Напряженность (intensionality) — распространенность (extensionality). Понятие «напряженность» используется для описания характеристик Я-концепции при занятии индивидом защитной позиции, например, когда имеют место излишняя жесткость и неадекватная проверка действительности. Понятие «распространенность» используется для описания элементов зрелой Я-концепции, таких как рассмотрение опыта с использованием определенных, дифференцированных терминов и проверка выводов и абстракций, реальностью. Уровень самоуважения. Можно сказать, что «уровень самоуважения» представляет собой «уровень самооценки». Роджерс утверждал, что если бы Я-концепции людей были таковы, что никакой личный опыт не мог бы быть выделен как более достойный позитивного отношения, чем любой другой опыт, тогда люди ощущали бы безусловное положительное отношение к себе. «Уровень самопринятия» — это другое определение понятия «уровень самоуважения». Реальные концепции — идеальные концепции. В то время как реальные Я-концепции представляют мое восприятие себя, идеальные Я-концепции отражают мое представление о том, каким я больше всего хотел бы быть. Реальные и идеальные Я-концепции являются элементами комплекса Я-концепций человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |