АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для студентов специальности 070209.65

Читайте также:
  1. CПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ»
  2. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  3. II. Стипендиальное обеспечение студентов, аспирантов и докторантов
  4. Виды подготовки студентов в Вузах
  5. Влияние манипуляций на психологию студентов художественных вузов.
  6. Восстановление студентов
  7. График подписывается заведующим кафедрой, по которой выполняется курсовая и доводится до сведения студентов их руководителем.
  8. Данные тестирования студентов
  9. ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
  10. для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Административное право» для студентов всех форм обучения специальности «Юриспруденция»
  11. Для самостоятельной работы студентов
  12. для специальности ИСТЭ, ИСТЗ, ЭММА

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История материальной культуры и изобразительного искусства»

для студентов специальности 070209.65

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

 

Тюмень, 2010


1. Пояснительная записка,

Дисциплина «История материальной культуры и изобразительного искусства» отвечает на следующие важнейшие вопросы: что такое искусство, что такое материальная культура, среда обитания, костюм в системе искусства, в чем их назначение, какова роль художественной культуры в человеческой жизни и, наконец, как меняются представления о среде обитания и о предмете искусства в истории человеческой культуры?

Предлагаемый для изучения студентами материал позволит увидеть специфику различных этапов историко-культурного развития, тенденции преобразований в культурной сфере, установить ассоциативные связи между явлениями истории, культуры и искусства, интерьера и костюма. За пределами традиционной истории остаются очень важные сведения: знаковые значения смокинга и армяка, муара или ситца, канотье или бескозырки, все то, что подчинялось неписаным сословным правилам, представлениям и обычаям и ушло вместе с бытовой культурой прошлого.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются основные стили в истории искусства, рассказывается о наиболее значительных именах архитекторов, живописцев, скульпторов, дизайнерах, оставивших неизгладимый след в общей канве истории искусства.

Лекции задуманы в виде ответа на вопрос: если мы выдвигаем суждение о причинах возникновения той или иной картины, то на чем это суждение базируется и какова его природа? А еще точнее – мы размышляем или говорим о картине, считая её, в частности, продуктом обусловленного волевого акта или намерения. Следовательно, вопрос ставится в рамках исторического толкования картины, стремясь к их инференциальной критике.

История костюма – составная часть истории материальной и духовной культуры, созданная в процессе общественно-исторической практики. Костюм, как синтез различных видов прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения, ювелирного дела, вышивки, орнаментации и пр.

Костюм и его связь с жизнью общества. Отражение к костюме географических и климатических особенностей, производственно-экономических условий жизни народа, социально-классовой дифференциации общества, идеологических его основ, национальных особенностей, религиозно-культовых представлений, эстетических вкусов. Костюм как средство социальной характеристики. Понятия «одежда» и «костюм».

Двойная природа костюма – функционально-утилитарная и художественно-эстетическая. Понятие архитектоники в костюме. Форма, пропорции, силуэт. Влияние фактуры ткани на формы костюма. Роль отделочных деталей, орнамента, цвета.

Художественный стиль эпохи (архитектура, изобразительное и прикладное искусство) и его проявление в костюме. Преобразование костюма в пределах одного стиля. Понятие «мода», термины: «стиль», «интерьер» и др. Сущность и влияние моды. Нормы приличия и их эволюция у различных народов. Центры создания моды. Причисление одежды к видам товара.

Роль мастера-модельера в формировании костюма.

Общая периодизация развития одежды. Конструктивные особенности костюма в различные исторические эпохи. Костюм драпированный, накладной, распашной. Исторический и современный костюм.

Значение изучения истории костюма для художников театра (режиссеров, актеров, театральных декораторов, бутафоров) и искусствоведов. Костюм как средство атрибуции произведений искусства.

Театральный костюм – особая разновидность исторического костюма, его специфика. К.С. Станиславский о взаимосвязи театрального костюма с бытовой одеждой и бытом изображаемой эпохи. Законы сцены таковы, что многие подробности в толковании «костюма - сценического знака» так и не будут восприняты зрителем. Однако эти подробности необходимы для передачи эмоционального состояния героя, пластики и жестов персонажа, верной речевой окрашенности действующих лиц. Классическая литература и драматургия составляют значительную часть репертуара современного театра. Максимальное приближение к авторскому замыслу возможно лишь при четком представлении об особенностях бытования костюмов, тканей, аксессуаров, цветовой символики, правил поведения в различных ситуациях представителей различных социальных групп.

Источник изучения костюма: подлинные образцы в музейных собраниях, произведения изобразительного и прикладного искусства, периодическая, мемуарная литература, журналы мод, фотографии, кинофильмы, документальные фильмы и пр.

Дисциплина «История материальной культуры и изобразительного искусства» знакомит с культурой России со времени её образования по наши дни. Студенты знакомятся с историей основания музеев России, самыми значительными экспонентами этих музеев, также с архитектурой нашей страны и её культурным наследием. В завершении курса студентам предлагается определить основные определяющие тенденции российского стиля в искусстве и направления его развития.

Изучение дисциплины способствует формированию у студентов базовых знаний для освоения других профессиональных дисциплин («Основы композиции», «Мизансценирование», «Освещение», «Психофизическое состояние исполнителя» и т.д.).

В изучение курса входят теоретические занятия, общее количество часов -.

Средством проверки знаний являются семинары и курсовые работы.

Заключительным занятием является самостоятельная письменная работа (контрольная работа) и устный экзамен.

Занятия проводятся с использованием наглядных пособий (рисунков, плакатов, репродукций, альбомов, видеофильмов, слайдов).

 

Требования к минимуму содержании.

Курс по истории материальной культуры и изобразительного искусства дает возможность ориентироваться:

а) в стилях в искусстве;

б) в национальных и исторических особенностях искусства разных народов и эпох;

в) отталкиваться в своем творчестве и в своей будущей работе от творческих свершений своих предшественников (сценографическое решение пространства);

г) отталкиваться и перерабатывать идеи живописных и цветовых эффектов (на примерах истории живописи, пример: создание грим-образа персонажа);

д) ориентироваться в объемах и формах, основываясь на курсе истории архитектуры и скульптуры и использовать в своем авторском формотворчестве (например, при создании массовых сцен).


2. Тематический план по дисциплине: «История материальной культуры и изобразительного искусства» Специальность 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

 

Название разделов и тем Количество часов Всего
Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего часов
         
Тема 1. Введение: Содержание понятия «Культура». Культура как специфический социальный феномен. Художественная культура и художественное творчество. Что изучает история искусства. Классификация видов искусства. Характеристика пространственных искусств. Композиция. Классификация одежды, конструкция и образ костюма. Виды тканей, символика цвета.        
Тема 2. Первобытная культура.        
Тема 3. Искусство Древнего Египта.        
Тема 4. Семинарское занятие        
Тема 5, Крито-микснская культура и культура и искусство Древней Греции.        
Тема 6. Искусство и культура Древнего Рима        
Тема 7. Искусство и культура Византии        
Тема 8. Романский стиль в искусстве и культуре.          
Тема 9. Готическое искусство        
Тема 10. Семинарское занятие.        
Тема 11. Древнерусская культура и искусство        
Тема 12. Культура и искусство Эпохи Возрождения        
Теми 13. Семинарское занятие.        
Тема 14. Стиль Барокко в искусстве стран Западной Европы: Испания. Фландрия, Голландия, Австрия, Германия, Франция.        
Тема 15. Стиль Рококо в искусстве на примере искусства и культуры Франции.        
Тема 16. Культура 18 и начала 19 веков. Время Директории и стиль Ампир на примере Франции.        
Тема 17. Культура России 18 – первой четверти 19 веков. ">      
Тема 18. Семинарское занятие        
Тема 19. Культура и искусство 19 века Европы, России, США и Латинской Америки.        
Тема 20. Культура и искусство конца 19 –начала ХХ веков: Импрессионизм, Реализм, Кубизм, Абстракционизм во Франции и России.        
Тема 21.Семинарское занятие        
Тема 22. Искусство и культура Европы, России и США после Мировой войны и Октябрьской революции.        
Тема 23. Мировые культура и искусство после 2 Мировой войны.        
Тема 24. Культура и искусство конца ХХ – начала ХХI веков.        
Тема 25. Семинарское занятие.        
         
Тема 26. Искусство Тюмени        
Тема 27. Итоговая самостоятельная контрольная работа по курсу «История изобразительного искусства».        
ВСЕГО ЧАСОВ:     -  
           

Содержание дисциплины.

Тема I

Вводная беседа «Что изучает история материальной культуры искусства». История материальной культуры, костюма, быта как составная часть истории человечества. Цель и задача курса. Введение в предмет истории материальной культуры, костюма и быта.

Причины возникновения и материальной культуры и искусства и их эволюция. Историческая, классовая, национальная обусловленность эволюции материальной культуры и искусства.

Что такое искусство. Виды и жанры искусства. Классификация видов искусств. Характеристика пространственных искусств. Художественный стиль. Художественный образ. Композиция. Цвет. Фактура.

Утилитарность и эстетика материальной культуры, костюма и быта. Их зависимость от экономики, социальной среды, философских и религиозных убеждений, географических условий.

Взаимоотношения материальной культуры, костюма и быта с искусством. Историческое толкование произведений искусства и материальной культуры. Инференциальный метод.

Понятие художественного стиля и моды. Идейно-содержательная основа стиля эпохи и мода как проявление кратковременных несущественных изменений внешних форм в одежде и предметах быта. Смена художественных стилей как результат изменений в жизни общества. Костюм как выражение стиля, духа эпохи, его органическая связь с архитектурой. Костюм – своеобразная область искусства. Изобразительные свойства костюма – композиция, силуэт, направляющие линии, цвет и т.д.

Театральный костюм. Основные задачи костюма на сцене. Режиссер и художник. Проблема «осовременивания» костюма в историческом спектакле.

Художественная литература, мемуары, портретная живопись и другие произведения искусства, специальные труды по истории костюма и быта.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)