АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Читайте также:
  1. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  2. II. Культура речи
  3. III Раздел. КОСТЮМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
  4. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  5. III. Художественная речь: фонетика, лексика, синтаксис
  6. IV Раздел. ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ XVII века.
  7. IV раздел. Организация рациональной двигательной активности
  8. V Раздел. Европейский костюм XVIII века.
  9. VI раздел. Создание представлений о здоровом образе жизни
  10. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  11. VIII. Категория времени глагола
  12. А. Все разделы внутренних болезней.

 

6.1. Мировая и отечественная художественная культура на первом этапе общего кризиса капитализма (1917 – 1945)

6.1.1. Великая Октябрьская социалистическая революция, ее влияние на мировую культуру, Образование системы соци­ализма. Начало общего кризиса капитализма, его выражение в культуре. Кризис этических и эстетических законов буржу­азного общества, традиций художественного творчества. Воз­никновение идеологии фашизма. Новые средства массовой коммуникации — кино, радио, телевидение, грамзапись.

Обострение борьбы демократической и реакционно-буржу­азной культуры. Коммерческое искусство. Антифашистская тенденция в мировой культуре. Борьба двух направлений в развитии мирового искусства — реалистического и формали­стического.

 

6.1.2. Модернистские литературно-художественные течения 20 – 30-х годов. Дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм. Ф. Кафка. С. Дали.

6.1.3.Архитектура 20 – 30-х годов. Органическая архитектура. Функционализм. Архитектурный экспрессионизм. Национальный романтизм. Урбанизм и дезурбанизм. Ле Корбюзье.

6.1.4.Музыка 20 – 30-х годов. Неоклассицизм. И. Стравинский. П. Хиндемит. О. Респиги. Додекафоническая музыка. Джаз, его влияние на музыку ХХ в. Л.Армстронг. Д. Эллингтон Э. Фицджералд. Дж. Гершвин.

6.1.5. Кино 20—30-х годов. Ч. С. Чаплин.

6.1.6.Литература «потерянного поколения». Э. М. Ремарк. Э. Хемингуэй. У. Фолкнер. Дальнейшее развитие критического реализма. А. Моруа. Ф. Мориак.

6.1.7.Социалистический реализм как художественный метод и направление в литературе и искусстве, его противоречия. Литература русского зарубежья. Полифонизм произведений В. Набокова.

Формирование советской литературы как многонациональ­ной. Революционный романтизм в советской литературе. Идей­ное размежевание творческой интеллигенции в 20—30-х го­дах. Поэты А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, О. Мандельштам, В. Маяковский, М. Цветаева, Б. Пастернак. Творчество М. Шолохова, А. Платонова, М. Зощенко, М. Булгакова, И. Бабеля.

Изобразительное искусство К. С. Петрова-Водкина, П. Д. Корина. Скульптор В. И. Мухина.

Лирическая и героико-эпическая линия в творчестве С. С. Прокофьева. Д. Д. Шостакович. Классик советской песни И. О. Дунаевский.

Социалистический реализм в советском киноискусстве. Фильмы С. Эйзенштейна, А. Пудовкина, М. Ромма, А. Дов­женко, Д. Вертова,

Социалистический реализм в зарубежной культуре. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг., его влияние на культуру. Наступление фашизма. Деятели мировой куль­туры в борьбе против фашизма и войны.

6.1.8. Вторая мировая война 1939—1945 гг. Движение Со­противления, его влияние на мировую культуру и искусство. Литература Сопротивления. Л. Арагон. П. Элюар. Л. Стафф. И. Бехер. Э. Вайнерт. А. де Сент-Экзюпери.

Советская литература и искусство в борьбе с фашизмом. Творчество К. Симонова, Мусы Джалиля, публицистика И. Эренбурга, А. Н. Толстого, картины А. Дейнеки, С. Гера­симова, А. Пластова. Героико-патриотическая тема в творчестве Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского. Песни военного времени А. В. Александрова, В. Лебедева-Кумача. Военная кинохроника Р. Кармена.

 

VIII. КОСТЮМ В РОССИИ

 

Древнерусский костюм (X-XVII вв.) – 1 час. – Два периода в развитии костюма: домонгольский костюм, костюм периода Московской Руси. Источники изучения: изображения на миниатюрах и буквицах; иконы, лицевое шитье; лубочные картинки; летописные сведения; памятники прикладного искусства; описания (летописные), а также иностранных путешественников. Высокий уровень художественной культуры эпохи Киевской Руси. Формы мужской и женской одежды, их конструктивные и декоративные особенности: силуэт, ткани, орнамент, ювелирные украшения.

Роль и значение Великого Новгорода в развитии художественной культуры этого периода. Костюм и бытовая обстановка по материалам раскопок Арциховского.

- Москва XV-XVII веков. Москва – центр художественных ремесел. Специфические особенности дворцового и боярского быта и связанные с ним национальные формы одежды. Основные элементы домашней, обрядовой, летней одежды. Значительное увеличение и разнообразие одежды знати по сравнению с домонгольским периодом. Одновременное ношение нескольких одежд (до 5 – 6), увеличение объема и длины одежды. Дальнейшее развитие декоративности в костюме (за счет тканей, ювелирных украшений, вышивки). Характерные особенности мужского и женского костюма представителей различных сословий. Резкая классовая дифференциация в костюме этого периода (различие в длине, качестве тканей, декоративных элементах). Типичные формы мужской боярской одежды – рубашка, исподнее платье, зипун, ферязь, различного вида кафтаны. Женские летники, сарафаны, телогреи и пр. Разнообразные формы головных уборов – тафья, колпак, мурмолка, горлатные шапки. Женские головные уборы – повязки, венцы, кокошники и т. д. Роль косметики. Ткани отечественные и привозные. Художественное шитье. Организация придворных мастерских при Государевой и Царициной палатах. выработка узорных тканей.

- XVIII век. – 1 час. Источники изучения: подлинные образцы в музейных собраниях. Литературные мемуары, журналы мод, карикатуры. Портретная живопись, миниатюры, гравюры и др. работы художников: А. Антропова, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского.

Реформы петровского времени. Реформа начала XVIII века в области костюма. Указ Петра I 1700 года о «венгерском кафтане». Введение в придворный, чиновничий обиход, в армию и флот западноевропейских форм одежды – французских, немецких и др. Сохранение старозаветных форм одежды среди купечества и мещанского сословия в городе. Самобытный характер народной одежды.

– Разнообразие костюмов различных регионов. Два основных вида народного женского костюма: «комплекс с паневой» и «комплекс с сарафаном». Широкое распространение сарафанов в северных районах, панев – в южных. Ткани. Цвет. Орнаментация народного костюма. Широкое использование домотканых тканей, холста, шерсти, простого полотняного переплетения, фабричного шелка, кумача, ситца, цветного кашемира (середина XIX века). особенности орнаментации домашних тканей (узорное ткачество, вышивка, набойки). Роль орнамента, его главные элементы: ромбы, розетки, косые кресты и т. д. Многокрасочность цветовой гаммы.

– Парадное платье русского дворянина (три основных части – кафтан, камзол, исподнее платье). Характерные черты женского парадного костюма. Усложненный силуэт, пышность форм.

– Основание частных мануфактур. Фабрики Апраксина и Шафирова. Широкое использование сукна и шерстяных тканей. Применение бархатных, шелковых, парчевых и других тканей. Домотканые изделия. Выработка аксессуаров и фурнитуры для костюма – кружев, галуна, агроманта и др.

Дальнейшее изменение дворянской одежды на протяжении XVIII века. Эволюция робы (роба на панье, на фижмах, на турнюре).

– Утверждение форм классицизма в архитектуре и запаздывание его влияния на область костюма. Воздействие французской буржуазной революции на коренные преобразования в одежде среди дворянства. Запрет Павла I на ношение платья нового французского образца.

- 1-я треть XIX века. – Источники изучения: подлинные образцы в музейных собраниях. Литературные мемуары, журналы мод, карикатуры. Портретная живопись, миниатюры, гравюры и др. Работы художников: К. Брюллова, А. Венецианова, О. Кипренского и др.

– Русский классицизм первой четверти XIX века в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве. Стилизация античных форм одежды. Влияние Отечественной войны 1812 года и вызванного ею национального подъема на характер костюмов и тканей. Конструктивные особенности нового женского костюма. Значение шалей и шарфов. Производство шалей (так называемых колокольцовских) крепостными фабриками (Елисеевой, Мерлиной и другими). Их своеобразие.

Выставка российских художественных изделий 1829 года – новый этап в развитии отечественного мануфактурного производства.

– Романтизм и его отражение в костюме, в тканях, в орнаменте конца 1820-х – 1830-х годов.

Головные уборы, прически. Обувь. Перчатки. Ювелирные изделия. Аксессуары.

Общая характеристика военной формы в первой четверти XIX века.

Середина и вторая половина XIX века. - Источники изучения: Подлинные образцы (хранение Эрмитажа, Павловского дворца-музея, Исторического музея, Оружейной палаты и др.). Литературные источники: мемуары, журналы мод, периодическая печать. Произведения изобразительного искусства. Работы художников П. Федотова, В. Перова, П. Соколова, И. Репина, В. Сурикова и других. Общественные движения в России и их отражение в искусстве. Русская общественно-политическая и художественная литература о развитии капитализма в России.

– Отход от классицизма в архитектуре и прикладном искусстве и становление эклектизма. Эволюция художественных вкусов общества. Возникновение новых эстетических идеалов. Изменения в парадной одежде на Западе и их отражение в России. Сложение нового силуэта женского парадного костюма в середине XIX века. Появление кринолинов.

Смена женской и мужской моды по десятилетиям. Быстрые изменения моды – характерная деталь XIX века.

– Поиски национального русского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Роль Стасова, Солнцева, Забелина и других в изучении народного искусства в России. Так называемый «мундирный» придворный официальный костюм времени Николая I (указ 1834 года), его псевдонародная сущность.

– Купеческий и мещанский костюм середины XIX века. Костюм разночинной интеллигенции. Развитие промышленности. Зачатки новой индустриальной культуры. Производство массовой художественной продукции, посредством использования машинной техники. Влияние этих изменений на быт. Постепенный упадок ремесленного художественного производства.

Применение в первой половине и середине XIX века новых фактурно и орнаментально разнообразных тканей.

– Переход от ручного способа печати тканей к машинному. Роль технологических и химических усовершенствований в развитии текстильного производства. Развитие шерстяной и хлопчатобумажной промышленности.

«Демократизация» тканей и их рисунка после реформ начала 1860-х годов.

Льняные изделия Ярославской мануфактуры. Трехгорная мануфактура. Парчовые, мишурные и шелковые изделия производства фабрик – Купавинской, Юсупова и Сапожниковых.

Конец XIX - начала XX века. – 1 час. – Источники изучения (те же, что и в предыдущем разделе). Работы художников – В. Серова, Б. Кустодиева и других.

Вступление России в стадию империализма.

Общий эклектический характер архитектуры: стилистическое единство прикладного искусства и костюма этого времени. Преднамеренная эклектическая архаизация форм костюма.

Усиление в архитектуре и искусстве космополитических тенденций. Стиль модерн. Его отражение в прикладном искусстве и костюме 1900-х годов. Влияние западноевропейских мод.

– «Русалочный» силуэт женского костюма. Преобладание в нем «обтекаемых», «свободных», «ленивых» линий. Орнаментация тканей – болотный

камыш, кувшинки, водоросли и так далее. Аналогичный характер ювелирных изделий. Мужской костюм 1900-х – 1910-х годов.

Головные уборы. Прически. Обувь. Перчатки. Аксессуары.

Издание материалов по этнографии, прикладному искусству, костюму, орнаменту.

Значение журнальной карикатуры для корректирования моды. Стимулирующее влияние постановки художественно-промышленного образования в России на развитие прикладного искусства и костюма.

– Воздействие растущей индустриализации городов на изменение форм одежды. Появление новых форм костюма в связи с борьбой за эмансипацию женщин, с постепенным включением ее в трудовую деятельность, появлением новых видов транспорта, развитием спорта и тому подобное. Массовое индустриальное производство предметов быта. Появление стандартов в мебели, утвари, одежде. Проникновение городской культуры в деревню и ее воздействие на крестьянский костюм.

Влияние первой мировой войны на покрой Женского платья и на мужскую одежду.

Формалистические течения в искусстве конца XIX – начала XX веков, и их воздействие на предметы обихода, одежду, ткани и орнамент.

 

6.2. Мировая и отечественная художественная культура после

второй мировой войны

Разгром фашизма. Всемирно-историческое значение побе­ды антифашистских сил во главе с СССР во второй мировой войне. Второй этап общего кризиса капитализма. Рост меж­дународного авторитета и влияния СССР. Превращение соци­ализма в мировую систему. Дальнейшее ослабление империа­листической системы.

6.2.1. Влияние идей Сопротивления на мировую культуру послевоенного периода.

Неореализм в итальянском искусстве и литературе. Ч. Дзаваттини. Р. Росселини. Л. Висконти. В. Де Сика. Дж. Де Сантис. В. Пратолини. К. Леви. П. Пазолини. Влияние итальян­ского неореализма на культуру других стран.

Распространение идей экзистенциализма после второй ми­ровой войны. Взгляды Ж-П. Сартра и А. Камю, их влияние на культуру. Творчество А. Мальро, Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, Н. Мейлера, Дж. Болдуина, А. Мердок, У. Голдинга, Кобо Абэ.

6.2.2. Образование мировой системы социализма и дальнейшее развитие социалистической культуры. Достижения отечественной культуры.

Острые социальные проблемы в произведениях писателей Ч. Айтматова, В. Распутина, Б. Можаева, В. Шукшина, В. Быкова, В. Астафьева, Н. Думбадзе, в поэзии А. Т. Твардовского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, б. Ахмадулиной.

Взаимодействие национальных традиций в советском искусстве. Музыка А. И. Хачатуряна. Синтез искусств — музыки и поэзии —оратории. Творчество Г. В. Свиридова. Музыка в те­атре и кино. Т. Н. Хренников, А. Н. Петров.

Публицистическая острота советского кино. Картины ре­жиссеров С. Герасимова, Г. Чухрая, Э. Рязанова, Р. Быкова, В. Шукшина. Философско-психологическая направленность творчества ре­жиссеров А. Тарковского, А. Сокурова, Т. Абуладзе, С. Па­раджанова, А. Германа. Н. Михалкова.

Авторская песня в СССР, ее роль в нравственно-эстети­ческом воспитании. Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Дольский.

Основные тенденции в изобразительном ис­кусстве СССР. Авангардистское направление в современном искусстве. Гражданственность и гуманизм прогрессивного искусства в СССР.

 

IX. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА

 

– Формирование новой культуры и эстетического идеала под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. Периодизация советского костюма. Основные творческие центры по созданию советской одежды. Первый период (1920-е – рубеж 1930-х годов). Деятельность мастеров предреволюционного времени (Н. Ламонова, Е. Прибыльская, Н. Макарова и другие). Восстановление связи с западноевропейской модой. Формирование нового эстетического идеала в советской одежде. Второй период (1930-у годы) – Основание Московского дома моделей одежды (1933 год). Роль В.И. Мухиной в развитии советского костюма. Подготовка при Московском текстильном институте художников-модельеров.

– Великая Отечественная война и влияние форм военной одежды на гражданский костюм. Эклектические тенденции в развитии костюма 1940-х – первой половине 1950-х годов (третий период развития советского костюма).

 

9.2.3. Научно-техническая революция, ее влияние на миро­вую культуру. Развитие телевидения.

«Массовая культура» в странах Запада, ее воздействие на мировую культуру. Поп-арт. Кич. Оп-арт. Гиперреализм. Рок-музыка и рок-культура, их социально-эстетическая противоре­чивость.

9.2.4. Основные тенденции развития современной мировой и отечественной художественной культуры.

 

Х. ЖИВОПИСЬ И НОВЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА.

 

- Минимализм – предтеча концептуализма. «Рычаг» К. Андре. Мел Бочнер.

- Концептуальное искусство. Джон Хиллиард, Ив Клейн, Джозеф Кошут, Йозеф Бойс, группа Art/Language и другие. «Реди-мейд» Марселя Дюшана. «Искусство после философии» Джозефа Кошута.

- Разные виды концептуализма. Сол Левитт. Роман Опалка. Он Кавара. Ричард Лонг. Рафаэль Феррер Джон Бальдессари. Эдвард Руши.

- Использование фотографии в концептуальном искусстве. Искусство граффити. Трансавангард. Сандро Киа. Энцо Куки. Франческо Клементе. Мимо Паладино. Никола Де Мариа.

Свободная конфигурация. Робер Комба. Эрве. Ди Роза. Жан-Шарль Блэ. Жан-Мишель Альберола. Катрин Виоле.

- Искусство граффити. Гордон Мата Кларк. Ж.-М. Баскья («Samo»). К. Шарф и К. Херинг. Ли Кинон.

- Возникновение трансавангарда в Италии около 1977 г. как реакции на минимализм и концептуальное искусство. Акилле Бонито Олива. Сандро Киа. Энцо Куки. Франческо Клементе. Миммо Паладино. Никола Де Мариа.

- Свободная фигурация. Движение возникло во Франции в конце 1970-х гг. Совпадает с общим возвратом к фигуративности и возникновением интереса к живописному исполнению, появившемуся в Европе и США.

На возникновение направления «свободная фигурация» повлияли массовая культура, реклама, мир комиксов, анимация, кино.

Видные художники этого направления: Робер Комба, Эрве, Ди Роза, Жан-Шарль Блэ, Жан-Мишель Альберола, Катрин Виоле.

- Неоэкспрессионизм («Новые дикие»). Направление сформировалось в Германии в середине 1970-х гг. и развивалось в 1980-е гг.

Наиболее существенные влияния оказали фигуративно-экспрессивные движения начала ХХ в. – северный символизм, экспрессионизм, Фовизм, новую вещественность, искусство классической и модернистской культуры, народные традиции.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева В. В. Что такое искусство. Вып. 1-2.— М., 1973—1979.

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 1—3.— М.-Л., 1948—1955.

Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств.— М.: Сов. художник, 1979.

Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского ис­кусства. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963.

Взаимодействие и синтез искусств.— Л., 1978

Волков И. Ф. Творческие методы и художественные систе­мы.— М.: Искусство, 1978.

Всемирная история.—т. I—XIII.—М., 1955—1983.

Всеобщая история архитектуры.—Т. 1—2.—М., 1970—

1975.

Всеобщая история искусств.—Т. 1—6.— М., 1956—1966. Дмитриева И. А. Краткая история искусств. Вып. 1.—М., 1987.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Очерки.— М.: Искусство, 1975.— Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII—XVIII веков; Англия; Россия XVIII века.

Западноевропейское искусство. Русское и советское искус­ство.— М., 1979.

Зарецкая 3. В., Косарева Н. К - Французская скульптура XII—XX вв.—Л., 1963.

Зись Л. Я. Виды искусства.—М., 1979.

 

 

Искусство. Живопись, скульптура. Архитектура. Графика: Книга для учителя/ Сост. М. В. Алпатов и Н. Н. Ростовцев.— Ч. 1—2,—М., 1987—1988.

Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия.—Тт. 1—5.—М., 1962—1981.

История всемирной литературы: В 9 т.— Т. 1—5.— М., 1983—1988.

История зарубежного искусства / Под ред. М. Т. Кузьми­ной и Н. Л. Мальцевой.—М,, 1984.

История искусства зарубежных стран.— Т. 1 —2.— М., 1980.

Ильина Т. В. История искусств: Западноевропейское ис­кусство.— М.: Высшая школа, 1983.

Ильина Т. В. История искусств: Русское и советское ис­кусство.— М.: Высшая школа, 1989.

Краткий словарь терминов изобразительного искусства.— 4-е изд.— М.: Сов. художник, 1965.

Мифы народов мира: Энциклопедия.—Т. 1—2.— М., 1987— 1988.

Музыкальное путешествие: Книга для юношества о музы­ке и музыкантах.— М.: Просвещение, 1970.

Наливайко Д. С. Искусство: направление, течение, стили. '—Киев, 1985.

Памятники мирового искусства. Вып. 1—7.—'М., 1967— 1982.

Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. для учащих­ся.—М.: Просвещение, 1985.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство.—Т. I—П.—М., 1986.

Портрет в европейской живописи XV —начала XX века.— М., 1975.

Примитивизм, его место в художественной культуре ново­го и новейшего времени/ Отв. ред. В. Н. Прокофьев.—М.: Наука, 1983.

С веком наравне: Рассказы о мастерах западноевропей­ской живописи —от Леонардо до Пикассо. Кн. 4/ Сост. И. С. Ненарокомова —М.: Мол. гвардия, 1977.

Садуль Ж. Всеобщая история кино.— Т. 1—6.—М.: Искус­ство, 1958—1982.

Социальные функции искусства и его виды.—М., 1980.

Художественная культура: Понятия. Термины: Справочное пособие/ Сост. Л. Н. Дорогова — М.: Знание,,1978.

Чегодаев А. Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США XVIII—XX вв.—М.: Искусство, 1978.

Чегодаев А. Д. Искусство Соединенных Штатов Америки 1675—1975: Живопись. Архитектура. Скульптура, Гра'фика.— М.: Искусство, 1976.

Чегодаев А. Д. Искусство Соединенных Штатов Америки от войны за независимость до наших дней,— М.- Искусство, 1960.

Шапиро Ю. Г. и др. Пять кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV—XIX вв.—Л., 1971. Эстетика; Словарь.—М., 1989.

Раздел I

Выготский Л.С. Психология искусства.— М.: Искусство, 1968.

Громов Е. С. Художественное творчество: Над чем работа­ют и о чем спорят философы.—М.: Политиздат, 1970.

Каган М. Морфология искусства.— Л.: Искусство, 1972.

Культура, творчество, человек/ Сост. Э. А. Баллер, Н. С. Злобнн.— М.: Мол, гвардия, 1970.

Раздел II

История СССР с древнейших времен до наших дней: В 12-ти т. – М.: Наука, 1966 – Т.1. – С. 152 – 153.

Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси.—М.: Наука, 1987.

Рус. А. Народ майя.— М.: Мысль, 1986.

Славяне и скандинавы/ Под ред. Е. А. Мельниковой.—М.: Прогресс, 1986.

 

Тайлор Э. Б. Первобытная культура.— М.: Политиздат, 1989.

Щеглов А. Полис и хора: Археологические памятники Крыма.—Симферополь: Таврия, 1976.

Раздел III

Алпатов М. В.Художественные проблемы Древней Гре­ции.—М., 1987.

Античная литература. Греция: Антология. Тт. 1—2.— М.,1989.

Античная литература. Рим: Антология.— М., 1988.

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока.— М., 1976.— (Малая история искусств).

Богословский Е. С. Древнеегипетские мастера.— М., 1982.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима.—М., 1988-

Галеркина О. И., Богданов А. Л. Искусство Индии (в древности и в средние века).— М., 1968.

Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана.— М., 1980.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство.— М., 1988.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство ДревнегоМира.— М., 1986.

Искусство стран Востока/ Под ред. Р. С. Васильевского.—М., 1986.

История искусства зарубежных стран: Первобытное об­щество. Древний Восток. Античность/ Под ред. М. В. Доброклонского и А. П. Чубовой.—М., 1979.

Кнабе Г. С. Древний Рим —история и повседневность.— М., 1986.

Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности.— М., 1988. /

Культура Древнего Рима/ Отв. ред. Е. С. Голубцова. Тт.I—П.—М., 1985.

Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957

Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай. – М., 1984.

Матье М. Э. и др. Искусство Древнего Востока.— М., 1968.

Никитина В. Б. и др. Литература Древнего Востока.— М., 1971.

Полевой В. М. Искусство Греции. — М., 1984.

Ривкин Б. И. Античное искусство.— М., 1972.— (Малая ис­тория искусств).

Савельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строитель­ства пирамид.— М., 1971.

Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и сосед­них стран.— Л.—М,, 1958.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности.—М., 1984.

Чубова А. П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы.— Л., 1986.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)