АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восприятие значимости различных характерных особенностей богатых и бедных в разных слоях населения, ранги

Читайте также:
  1. B) целостным порядком взаимосвязи различных сторон подготовки
  2. Kak Влияет на здоровье восприятие собственной эффективности в gocmwkenuu цеди
  3. Алгоритм действий (для разных городов России)
  4. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
  5. Анализ особенностей типов привода
  6. АНТИБИОТИКИ РАЗНЫХ ГРУПП
  7. Баланс денежных доходов и расходов населения, методика его разработки.
  8. Безопасность в различных сферах жизнедеятельности
  9. Безупречность. Работа над безупречностью на разных этапах
  10. Белое вещество занимает пространство между корой и базальными ядрами. Его массу составляют нервные волокна, идущие в различных направлениях и образующие проводящие пути.
  11. билет. Первая мировая война. Роль России на ее различных этапах, Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира.
  12. Биодоступность лекарственных веществ в разных лекарственных формах
Качества, присущие бедным Население в целом Богатые Бедные Качества, присущие богатым Население в целом Богатые Бедные
Доброта       Стремление к власти      
Терпение       Инициативность, энергичность      
Совестливость       Жадность      
Законопослушание       Безразличие к судьбе своей страны      
Трудолюбие       Непорядочность      
Считаю, что качества людей не зависят от того, богаты они или бедны       Считаю, что качества людей не зависят от того, богаты они или бедны      
Чувство долга       Образованность      
Пассивность, инертность       Профессионализм      
Патриотизм       Трудолюбие      
Образованность       Терпение      
Профессионализм       Демократизм      
Инициативность, энергичность       Пассивность, инертность      
Безразличие к судьбе своей страны       Чувство долга      
Демократизм       Доброта      
Жадность       Законопослушание      
Непорядочность       Совестливость      
Стремление к власти       Патриотизм      

Как видно из таблицы 22, по мнению богатых, образованность и профессионализм в иерархии личных качеств богатых слоев населения занимают гораздо более высокие позиции, чем среди качеств бедных. Население в целом и бедные респонденты, напротив, считают профессионализм и образованность свойствами, более характерными для описания бедных, чем богатых (то есть бедные воспринимают богатство скорее через размер состояния и доходы, нежели через полученное образование и степень профессионализма). Этот парадокс лишь подтверждает то, что богатые видят причину своего успеха в более высоком уровне образования и профессионализма, чем у бедных. Бедные же полагают, что данные качества не играли решающей роли в процессе обогащения наиболее материально обеспеченной части российского общества.
С точки зрения богатых, возможности бедных получить хорошее образование, включая дополнительные занятия для детей и взрослых, несущественно отличаются от аналогичных возможностей остальных групп населения. Богатые поставили такие возможности для бедных на 5-е место, бедные для самих себя – на 6-е (среди 13 разных показателей, по которым предположительно жизнь бедных семей может отличаться от жизни всех остальных). Это во многом объясняется тем, что богатые себя не относят к «остальным». Выстраивая иерархию отличий богатых семей в России от всех остальных, сами богатые, участвовавшие в опросе, поставили возможности получения хорошего образования для себя и детей на 2-е место, а бедные (как и население в целом) – на 6-е. Похоже, что представители остальных групп населения и не подозревают о возможностях, которые открываются перед теми, кто способен платить, о разнообразии образовательных услуг, которые могут быть потреблены за деньги, и тех возможностях, которые дает уникальная квалификация для занятия определенных позиций в обществе.
Далее, переходя к проблематике досуга, следует подчеркнуть, что его качеством более или менее удовлетворены две трети населения в целом, практически все богатые и только треть бедных. Хорошими же свои досуговые возможности признали не более 5-7 % представителей неблагополучных в материальном плане групп и до 70 % богатых.
Чем же заполнен досуг тех групп населения, которые наиболее заметно различаются уровнем своего материального благосостояния?
Как видно на рисунке 7, одни формы заполнения досуга доступны практически каждому россиянину (телевидение, чтение газет, домашние заботы, хобби, религиозное участие). Использование других (возможности общения с друзьями, некоторые домашние увлечения, связанные с определенными дополнительными затратами, – книги, музыка, видео, компьютер, самообразование, посещение театров, кино, концертов) с разной степенью интенсивности сокращается по мере движения вниз по социальной лестнице. Целый ряд способов проведения свободного времени для большей части населения оказывается при этом просто недоступным. В первую очередь это относится к различным формам активного досуга вне дома, удовлетворению потребностей в полноценной социальной, культурной и общественной жизни. У тех, кто беден, отсутствуют (а у населения в целом – заметно сужены) возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающих компонентов внедомашнего отдыха и досуга.

Рисунок 7

Виды занятий во время досуга богатых и бедных слоев, в %

Надо сказать, что формы проведения свободного времени за годы рыночных реформ претерпели определенные изменения, однако эти изменения в разной степени затронули различные социальные группы. Так, у наиболее благополучной части российского населения, начиная с 1999 г., отмечается практически двукратный рост таких видов внедомашней досуговой активности, как посещение кафе, баров, ресторанов, полуторакратный рост посещаемости концертов, кино, выставок, музеев, опережающими темпами в сферу домашнего досуга внедряется компьютер, Интернет, не слишком явно, но неуклонно возрастает общественный и политический компонент досуга (участие в деятельности клубов, ассоциаций, посещение собраний). У населения в целом эти изменения присутствуют в очень незначительной степени. Что же касается бедных, то для них, напротив, возможности ведения активной социальной жизни вне дома не только не растут, но по некоторым позициям даже все более сужаются (платные развлечения, посещение культурных мероприятий).
Если рассмотреть досуг населения России в целом, то становится очевидным, что главным типологизирующим данную сферу деятельности фактором практически для всех слоев является направленность досуговой активности. Структура свободного времени для каждого отдельно взятого россиянина может быть предельно простой или достаточно сложной, а спектр досуговых предпочтений оставаться примитивным или достаточно многообразным, однако сам тип избираемого и практикуемого досуга во многом определяется тем, где именно различные группы населения имеют возможность его проводить – дома или вне дома, в семье или вне ее, практикуя пассивное потребление того, что доступно, или активное использование того, что предпочтительно.
Если рассматривать проблему досуга российского населения с этой точки зрения, то очевидно, что самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной деятельности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома представляют собой самый «простой» и непритязательный тип досуговой активности.
Добавление к нему тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, активное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время россиян более продвинутыми формами досуга, несущими в себе коммуникационный, развивающий потенциал. Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга все-таки более разнообразен и интересен, более «традиционен» для России, чем первый «простой» тип, поскольку именно его на самом деле практикует подавляющее большинство населения.
Однако досуг этих обоих типов одинаково ограничен «домашней» нацеленностью проведения свободного времени. Социальные контакты предпочитающих домашний досуг людей способны расширяться только за счет более или менее регулярных встреч с друзьями или родственниками в гостях или на природе, и это становится едва ли не единственной формой их социальной жизни вне дома. Часть населения, практикующая простые или традиционные типы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие, являющееся признаком полноценности и разносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни.
«Активный» досуг, о котором идет речь, как важный параметр качества жизни начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно внедомашние формы активности придают социальной жизни людей наибольшую полноту.
Так какой же тип досуга на сегодняшний день преобладает в наиболее благополучных и неблагополучных группах россиян?
Как показало исследование, соотношение разных типов досуга качественно различается у представителей полярных социальных слоев. Если у богатых число приверженцев активного досуга составляет 80,7 %, традиционного – 15,6 % и простого – 3,7 %, то у бедных эти показатели выглядят так: 19,6 % – 56,8 % – 23,6 %.
Как видим, различные группы населения обладают абсолютно разными возможностями включиться в социальную жизнь, практиковать активный досуг вне дома. Эмпирические данные однозначно указывают на то, что тип досуга и отношение к своему свободному времени становятся неотъемлемыми чертами принадлежности к определенному социальному слою.
К вышесказанному добавим, что факторы принадлежности к тому или иному социальному слою многомерны, и существенную роль в выборе типа досуговой активности играет не только уровень материальной обеспеченности, хотя его значимость, безусловно, очень высока. Исследование показывает, что пороговым значением, позволяющим постепенно расширять спектр социальных связей, контактов, социального участия по России в среднем является душевой доход, составляющий не менее $100 на члена семьи в месяц, в то время как среднемесячный доход бедных на сегодняшний день составляет $50. Безусловно, эти показатели могут существенно различаться в региональном масштабе. Но все же, несмотря на объективные различия в количественных показателях душевых доходов, в любом из регионов России расширение и обогащение форм социальной жизни напрямую оказываются связанными с наличием средств для достойного проведения свободного времени.
Однако социальная жизнь и досуговая активность – это не только проблема возможностей, но и проблема выбора. Нельзя утверждать, что вся та часть населения, не имеющего активного досуга и ограничивающегося преимущественно простыми, домашними формами проведения свободного времени, абсолютно не удовлетворена сложившимся положением вещей. Многие вполне довольны тем, что они имеют – все зависит от того, насколько обширны притязания.
По меньшей мере можно выделить две диаметрально противоположные модели духовных предпочтений, которые в настоящее время существуют у россиян, формируют и структурируют их основные интересы и, соответственно, влияют на избираемый ими тип досуговой активности. Причем эти модели обладают относительной устойчивостью, передаются из поколения в поколение и отражают определенную установку на понимание себя и своего места в социальной структуре общества.
Первая модель так называемых обыденных интересов структурирует предпочтения людей, напрямую связанные с привычными общедоступными формами заполнения свободного времени. Люди с подобными интересами не особо притязательны и привержены традиционным, самым распространенным зрительским симпатиям: любят смотреть фильмы, телесериалы, развлекательные телепередачи, испытывают ностальгию по советской эстраде и старому советскому кино. Более молодые представители данной группы при этом неравнодушны к современной музыке и чтению беллетристики – детективов, боевиков, фантастики. Собственно этим духовные запросы данной части россиян в основном и ограничиваются. По вполне понятным причинам главным отличительным признаком этой группы является более низкий уровень образования, чем у населения в целом. Так, если в целом по массиву доля лиц с высшим или незаконченным высшим образованием составляет 35,9 %, то в группе россиян с преимущественно обыденным типом духовной жизни она всего лишь 14,8 %, то есть в 2,5 раза ниже.
Вторая модель духовных интересов скорее определяет интеллектуальные, чем обыденные предпочтения. Приверженцы интеллектуальной модели могут так же, как и предыдущая группа, разделять (или не разделять) традиционные потребительские вкусы. Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо дальше. Обязательным компонентом их духовной жизни является серьезная литература (русская и зарубежная классика, философия, научно-популярный жанр, мемуары), ориентация на культурное участие (посещение театров, музеев, художественных выставок и т.д.), а также стремление к самообразованию, повышению своего интеллектуального потенциала. Интеллигентная молодежь проявляет заметный интерес к современным продвинутым компонентам духовной жизни – Интернету, моде, дизайну, новинкам современной российской и западной литературы. Нельзя не отметить, что притязания данной группы свидетельствуют о качественно ином представлении о желаемом стиле жизни, возможном заполнении свободного времени и досуга, запросе на определенный тип социального и культурного участия, чем потребности и интересы предыдущей. Безусловно, что при этом вектор образовательного уровня приобретает абсолютно иной знак – свыше половины россиян с интеллектуальными запросами имеют высшее образование.
В то же время есть вещи, которые представители обеих групп любят практически одинаково – старое советское кино, советская эстрада, детективы и фантастика.
Если посмотреть, насколько широко представлены данные типы среди полярных слоев населения, то мы увидим, что среди бедных слоев населения 42,0 % характеризуются обыденным типом притязаний в сфере духовной жизни, 16,3 % – интеллектуальным, а остальные вообще не имеют четко выраженных предпочтений. В то же время среди богатых слоев населения данное соотношение выглядит как 15,5 % – 79,9 % – 4,6 %. Эти цифры указывают на то, что основная проблема в анализе досуга и свободного времени обеспеченных и необеспеченных групп населения, заключается в том, насколько представления различных групп населения о собственном желаемом стиле жизни, их духовные запросы будут удовлетворяться на практике, и какое значение здесь будет иметь уровень их материальной обеспеченности.
Каким образом представления о желаемом стиле жизни реализуются в возможностях полноценного досуга для разных социальных слоев?

Рисунок 8

Как реально проводят свой досуг богатые и бедные, ориентирующиеся на интеллектуальный тип духовной жизни, в %

Рисунок 8 демонстрирует, что немалая доля российского населения, обладающая высокими интеллектуальными и культурными запросами, в реальности вынуждена ориентироваться преимущественно на домашние способы удовлетворения потребностей в сфере заполнения свободного времени. А ведь именно для этих людей полноценная социальная жизнь и активный содержательный досуг являются непременными атрибутами их духовных притязаний, желаемого стиля жизни. Однако свыше 80 % бедных интеллектуалов, любящих театр, не могут себе позволить посещать спектакли, до 90 % любящих изобразительное искусство не посещают музеев и выставок, та же доля бедных любителей современной и классической музыки лишена возможности ходить на концерты. При этом только треть богатых интеллектуалов, заявляющих о любви к данным видам искусства, по тем или иным причинам не посещает театров, концертов, музеев и выставок.
Очень важно подчеркнуть следующее. Духовные предпочтения россиян – вещь достаточно устойчивая, доля «интеллектуалов» и «обывателей» остается неизменной на протяжении всего периода реформ. Тем не менее именно в группе бедных (и только у них) за последние годы обнаруживается заметное снижение планки собственных духовных притязаний. По причине острых материальных затруднений люди начинают отказываться от того стиля и образа жизни, который для них являлся наиболее предпочтительным в недавнем прошлом, то есть они отказываются от важнейшего компонента собственной социальной идентификации и постепенно не только опускаются на дно в материальном плане, но и деградируют в личностном отношении. Начиная с 2000 г., в группе беднейшего населения России ощущается резкое падение интереса к самообразованию, искусству, литературе (почти на 20 %). В то же время в более благополучных слоях населения отмечается падение интереса только к телевидению, особенно в его развлекательном варианте.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)