АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первая книга

Читайте также:
  1. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  2. Анкета «Книга в моей жизни»
  3. Большая новогодняя книга: стихотворения, сказки. – М.: РОСМЭН, 2014. – 128 с.: ил. – (Все лучшие сказки).
  4. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: КНИГА Бытия (гл. 11)
  5. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
  6. ГЛАВА ПЕРВАЯ
  7. ГЛАВА ПЕРВАЯ
  8. Глава первая
  9. Глава первая : Доказательства того, что до прихода посланника свойство быть мушриком действительно, несмотря на то, что человек находится в неведении.
  10. Глава первая : Мисак – взятое слово, уже само по себе доказательство.
  11. Глава первая. О духовной жизни в семье
  12. Глава первая: Без Ислама нет веры и без веры нет Ислама.

Далее следует первая книга, в которой немалую часть занимают рассуждения Мора о гражданском долге каждого и реальных возможностях одного человека повлиять на королевский произвол, и итог таких размышлений неутешительный: даже мудрому и образованному человеку не стоит вмешиваться в политику королей, так как такое вмешательство не увенчается успехом в силу нежелания воспринять новые суждения и идеи, а советник короля рано или поздно станет жертвой политического произвола или уподобиться тем, кого пытался исправить.

Также в первой книге Рафаил Гитлодей критикует современное ему несовершенное государственное устройство Англии начала XVI века, так, Томас Мор критикует социально-экономический и политический строй Великобритании.

Особенно категорично автор выступает против огораживания общинных земель и передачу их под пастбища овец, разорявшее крестьянство, результатом которого стали: подорожание хлеба, безработица и нищета, так, автор писал: «ваши овцы… поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города».

Мор, учитывая сложившуюся ситуацию в стране, осуждал политику Генриха VIII по применению жестоких наказаний и смертной казни по отношению к безработным и просящим милость, понимал, что мануфактуры разорили ремесленников, а огораживание и неспособность сыновей после смерти отцов содержать всю прислугу, вызвали обнищание огромного количества человек, и мануфактуры не могли обеспечить всех этих людей работой, поэтому им не оставалось ничего другого, как просить милостыню или воровать.

Томас Мор крайне негативно отзывается также о смертной казни воров, считая несправедливым применять крайнюю меру за такое преступление, как кража, кроме того, считая, что даже казнь не может быть настолько сильным наказанием для того, чтобы «удержать от разбоев тех, у кого нет никакого другого способа снискать пропитание». При этом, понимая, что и воровство, и убийство наказываются одинаково, многие предпочитали прибегнуть к более тяжкому преступлению, считая, что вероятность сокрытия деяния значительно повышается.

В качестве наказания Мор предлагает уплачивать потерпевшим стоимость украденного из имущества вора, оставшееся имущество отдавать его семье, а самого вора обязать выполнять общественные работы, при этом, если кража не осложнена иным преступлением, похитителя не стоит сажать даже в тюрьму. При уклонении от работ, преступников предлагалось стимулировать ударами. Заключенным также должно быть запрещено принимать и получать деньги, также побег следует наказывать казнью, а при побеге преступника, не посаженного в тюрьму, - арест, а для предотвращения побегов, предлагается поощрять доносы на соучастников, за что заключенным даруется свобода, а свободным – деньги. Также предложено наделять преступников определенными отличительными чертами.

Кроме того Мор высмеивает неуместную роскошь населения, в том числе и крестьян, любовь к харчевням, притонам, публичным домам, винным и пивным лавкам, различным азартным играм.

Автор также яро осуждает королевский деспотизм, жадность, жажду наживы и расширения своих владений посредством сомнительной политики войн, так, к примеру, Мор считает, что государства губит наличие в государстве постоянной и многочисленной армии, которая только вредит миру.

Кроме того, по мнению Мора, жажда захвата новых территорий приведет исключительно к провалу в управлении всеми своими владениями, поэтому, Мор, устами Рафаила, советует королям сосредоточиться на уже имеющемся в их распоряжении государстве и сделать жизнь своих подданных счастливой и благополучной. В целом, автор искренне верил в то, что честь и безопасность короля заключаются в благосостоянии народа, а не в полноте казны. Осуждая деспотизм и тиранию, Мор отмечает, что если короли способны подчинять народ только угнетениями и грабежами, что в результате приводит граждан к нищете, то им следовало бы добровольно отказаться от правления, нежели продолжать его, кроме того, по мнению автора, нельзя допустить того, чтобы одна часть населения бедствовала, а другая наслаждалась роскошью.

При этом стоит отметить, что описывая идеального монарха, Мор подчеркивает, что власть даруется народом и не имеет под собой божественного начала, поэтому монарх, который должен действовать во благо народа, должен отвечать перед последним за свои действия, ведь народ может как даровать власть, так и отнять ее.

Помимо прочего Томас Мор, являясь глубоко верующим человеком и истинным католиком, с разочарованием и осуждением указывает на разврат духовенства, подмечая, что проповедники, «видя, что для людей затруднительно приспособить свои нравы к правилам Христовым, приладили его учение к нравам…чтобы, разумеется, хоть каким-нибудь образом сочетать их», что, в результате привело к тому, что «дурным людям живется беззаботнее». В данной критике духовенства, несмотря на все пороки католической церкви, ясно выражается негативное отношение Мора к реформации.

В результате, Мор приходит к выводу, что преградой на пути к справедливости является частная собственность, из-за наличия которой «все лучшее достается дурным», а большинство находится в нищете, поэтому «единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность».

Указывая на необходимость устранить частную собственность, Мор, понимая, что абсолютный отказ от нее практически не возможен, предусмотрел способ, с помощью которого можно облегчить сложившуюся ситуацию, так предложено ограничить законом объем земельной собственности, приходящийся на одного человека, и сумму денежного имущества. Также, по мнению Мора, исправить сложившуюся в Англии обстановку можно посредством издания законов, запрещающих «королю чрезмерно проявлять свою власть, а народу быть излишне своевольным». Кроме того Мор советует искоренить возможность приобретения значительной должности подкупом и предлагает избавить должностных лиц от издержек, чтобы у них не возникло желание вернуть себе утраченное грабежом и обманом. Несмотря на данные Мором советы, он считал, что только полное исчезновение частной собственности приведет к истинному процветанию государства и общества.

Итак, анализ первой книги показал, что Мор не остановился на обозначении и критике существующих проблем, он также предложил способы их решения, что, в свою очередь было неким предисловием ко второй части, где он изложил все свои мысли об устройстве государства в форме фантастического рассказа об острове Утопия, куда во время странствий попал Рафаил Гитлодей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)