АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДОМОВЫЕ ЗНАКИ, ЛИЧНЫЕ КЛЕЙМА И КЛЕЙМА КАМЕНЩИКОВ

Читайте также:
  1. D) Наличные деньги в обращении.
  2. I. Личные права и свободы.
  3. Административное правонарушение: понятие и признаки, правовая основа№9
  4. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  5. Анатомо-физиологические особенности женского организма в различные возрастные периоды.
  6. Безналичные формы расчета
  7. Безналичные формы расчетов
  8. Біржова угода: ознаки, сутність, зміст, класифікація
  9. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.
  10. В советское время Кривоногов исполнял различные заказы для КГБ
  11. Величина матки и высота стояния ее дна в различные сроки беременности
  12. Велосипедный транспорт г. Твери: состояние и потенциальное влияние на различные сферы жизни города

Домовые знаки и личные клейма использовались в Централь­ной и Северной Европе как средства, указывающие на вла­дельца данного имущества. Эти клейма выжигали на коже крупного рогатого скота, выстригали на шерсти лошадей и вырезали на ушах у овец. Их наносили на мешки с помощью мела, кисти или штампа. Их отпечатывали, вырезали или рисовали на фронтонах домов, на кораблях и повозках и даже «выпахивали» на поверхности полей. Ими метили сплавной лес, чтобы, по прибытии к месту назначения, владелец мог отличить свои бревна. Часто их вырезали на маленьких бирочках («ярлыках»), которые прилагались к товарам, перевози­мым на судах. Это явление было обычным для средневековой торговли. Асбьорн Хертейг, возглавлявший археологические раскопки Бриггена (древней норвежской ганзейской верфи в районе г. Берген) после случившегося там в 1955 г. катастро­фического пожара, собрал, пожалуй, самую большую коллек­цию рунических бирок. Каждая из них несет на себе имя владельца, записанное рунами. Символические домовые знаки продолжают оставаться характерной особенностью многих старинных городов Центральной Европы, где они красуются на фасадах домов, написанные красками или вырезанные по камню.

Эти домовые знаки и личные клейма содержат в себе эзотерический смысл, поскольку ведут свое происхождение от разнообразных символов, включая латинские, греческие и рунические буквы. Один из наиболее частых элементов таких изображений — знак, похожий на арабскую цифру 4, который является древним символом Гермеса, покровителя торговли. Этот оккультный символ был широко распространен в германоязычных странах; в частности, средневековые ткачи и красильщики Сент-Эдмундсбери использовали его в своих личных клеймах. Он, наряду с другими, включался в различные купеческие клейма, которые, как правило, выглядят весьма привлекательно. И сегодня герметическая «четверка» украшает дома многих германских торговцев. В некоторых местах бытовала геральдическая традиция прибавлять к исход­ному домовому знаку новые линии или другие знаки. Эти прибавления должны были означать сына, внука или других потомков основателя дома. Таким образом возникали очень сложные и громоздкие знаки. Некоторые европейские гераль­дические системы содержат в себе много оккультных симво­лов, напоминающих домовые знаки, которые, очевидно, ведут свое происхождение от этих знаков. В этом смысле примеча­тельны ответвления польских родов Кошеска, Лис и Пилава; можно отметить также герб швейцарского семейства Шельтеров, в котором, как и во многих домовых знаках, содержит­ся герметическая «четверка».

Своими личными знаками обладали не только купцы, но и горожане, нетитулованная знать и ремесленники, особенно кузнецы и плотники. Иногда эти знаки учреждались властями. Так, например, в 1398 г., магистратурой Абердина был издан указ, чтобы на каждом калаче и хлебе стояло личное клеймо мастера хлебных изделий. Обычно знаками шотландских пе­карей были точки, или «наколки». Напоминанием об этом обычае служит детская песенка «Pat-a-Cake, Backer's Man», где пирожника просят «шлепнуть по тесту и наколоть его, и пометить его буквой "Б"».

Компания Куперов пользовалась системой маркировок, в основе которой лежал круг, символизировавший их основную продукцию — кадки и бочки. В Англии клейма на изделиях плотников и столяров вышли из употребления к концу XVI столетия, но пробирные клейма на изделиях из серебра и золота сохранились и применяются в настоящее время. В моей коллекции хранится слесарное зубило XIX века, ранее принадлежавшее Великой Восточной железнодорожной ком­пании. На этом инструменте стоит личное клеймо изготови­теля. Начиная со средних веков, каменщики, строившие церкви, замки, городские стены и мосты, разработали слож­ную и логически связную систему клейм. Подобно кузнецам и плотникам, каждый каменщик метил свою работу своим личным знаком. Эти знаки ведут свое происхождение отчасти от домовых знаков и личных меток, отчасти от византийских монограмм и оккультных знаков. Определенная часть таких знаков представляет собой руны. В частности, в эсслингенской церкви Божьей Матери (Германия) можно обнаружить руну Туг вместе с рунами Sigel, Ing, Odal и Wolfsangel. В Страсбургском соборе клеймо мастера выполнено в виде руны Ur. В Илийском соборе (Англия) можно увидеть руну Ear, а в кембриджской часовне Королевского Коллегиума выгравиро­ваны руны Eoh, Erda и Wolfsangel. Руну Ing можно найти в монастыре Беверли. Множество подобных примеров обнару­живается в Европе почти повсеместно.

Подобно всем прочим средневековым ремесленникам, каменщики организовали гильдию, которая имела свои риту­алы, церемонии и тайные опознавательные знаки. В период позднего средневековья ремесленники образовывали ложи, находившиеся под юрисдикцией единого центрального орга­на. Каждая центральная ложа квалифицированных каменщи­ков имела свою «материнскую схему», т. е. геометрический образец, служивший матрицей для личных клейм всех ее членов. В германоязычных странах при поступлении на долж­ность каменщики давали клятву никогда не изменять своего однажды избранного клейма. Рисунок этого клейма соответс­твовал геометрии «материнской схемы». В своей книге «Hof-und Hausmarken» («Дворцовые и домовые знаки»), вышед­шей в свет в 1870 г., профессор Хомейер писал о том, что около 50 лет назад он получил подобную «материнскую схему» в подарок от доктора Парта. Эта схема была взята из Страсбургского собора, центральной ложи каменщиков Эль­заса. Be создание приписывается знаменитому каменщику старинных времен Арнольду Страсбургскому.

 

 

Каменотес Кирхнер из Нюрнберга в 1828 г. владел книгой, в которой перечислялись все личные клейма каменщиков с указанием источников, от которых они происходят. Профес­сор Франц Ржига опубликовал в 1883г. в Вене «Studien uber Steinmetz-Zeichen» («Исследование резных знаков на кам­не»), где продемонстрировал тот факт, что целый ряд «мате­ринских схем» происходит от конкретных основных геомет­рических фигур. Все известные клейма каменщиков можно соотнести с этими схемами. На 68-ми иллюстрациях своей книги профессор Ржига привел примеры 1145 личных клейм, связанных с соответствующими «материнскими схемами», продемонстрировав тем самым, что такая связь была распрос­транена повсеместно. Он наглядно показал, что существовали четыре основные геометрические схемы, послужившие прооб­разом для всех личных клейм каменщиков. Первые две схемы основывались на средневековых системах ad quadratum u ad triangulum, т. е. строились по геометрическому принципу квадрата и равностороннего треугольника. Две другие — более сложные. Эти диаграммы профессор Ржига назвал Vierpasse и Dreipasse. Схема Vierpasse (т. е. четырехсто­ронняя) геометрически соответствовала квадрату с дополне­ниями, a Dreipasse (т. е. трехсторонняя) использовала различные комбинации из равносторонних треугольников и кругов. Все эти схемы допускают неограниченное множество вариа­ций, и, таким образом, в основе личных клейм каменщиков лежит весьма разработанная и эзотерическая геометрическая система.

Профессор Ржига выявил «материнские схемы» несколь­ких основных центров средневековых каменщиков — в част­ности, Нюрнберга, Дрездена, Страсбурга, Кельна, Вены и Праги. Их личные клейма, зачастую происходившие от гре­ческих и рунических букв, воспроизводили геометрию макрокосмоса даже на таком малозначащем уровне. Едва различи­мые знаки, высеченные на отдельных камнях в стиле эзотери­ческой геометрии, хранили в себе структуру трансценденталь­ной вселенной. После того как центральные ложи были закрыты, т. к. изменившиеся условия требовали приостановки строительных работ при большинстве монастырей, каменщики применяли личные клейма еще долгое время. Вследствие упадка централизованной авторитарной власти в середине XVIII столетия, «вольные каменщики» оказались прикреплен­ными к определенным территориальным участкам. Тем не менее система личных клейм сохранилась и все еще применя­ется в некоторых регионах (например, в городе Ульме). Личные клейма на кладке старых каналов и железнодорож­ных мостов по всей Северной и Центральной Европе свидетельствуют о том, что эта традиция продолжалась вне связи со строительством и ремонтом церковных сооружений. Она была жива до появления железобетона, практически устра­нившего потребность в ремесле каменщиков.

В завершение нашего рассказа о геометрических знаках можно упомянуть курьезный алфавит из весьма сомнительной «Хроники Эра Линда». В основе каждой из его букв лежит крут, разбитый на шесть секторов (см. главу 5). И наконец, в начале XX столетия, австрийский мистик Гвидо фон Лист и его последователи применили древний способ выведения личных знаков из единой «материнской схемы» как геометрическую основу для создания рунической системы Арманен (см. главу 3). Примечательно, что, подобно забавным буквам «Эра Линда», эта система также основывалась на круге, разбитом на 6 секторов, т. е. на принципе ad triangulum.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)