АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЕМАТРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ГРЕЦИИ

Читайте также:
  1. Архитектура Древней Греции. Архаический период( 7-6вв до н.э.).
  2. Вывод 5. Только в гармоничном союзе с христианской верой современная медицинская наука может принести пользу духовному и телесному здоровью человека.
  3. Глава XLV ПИСАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОДТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДУХ И МЕТОДЫ ДЕЙСТВИЙ ИНКВИЗИЦИИ ПРОТИВОРЕЧАТ ДУХУ ЕВАНГЕЛИЯ И ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
  4. ГРЕЧЕСКАЯ ГЕМАТРИЯ
  5. Искусство Древней Греции
  6. Мифология Древней Греции.
  7. Музыкальная культура и образование в Древней Греции
  8. Основные черты средневековой христианской философии
  9. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  10. Политическая мысль Древней Греции.
  11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ГРЕЦИИ

Эти языческие построения взаимосвязей между богами были продолжены, расширены и облагорожены более поздней иудео-христианской традицией гностической гематрии. Подобно тому как в раннем христианском искусстве Христа часто изображали в облике Аполлона, Орфея или Диониса, анало­гичные связи обнаруживаются между именем Христа и более ранними именами богов и героев. Например, гематрическое число имени Христа (ХРIΣTΩΣ) равно 1480. Это число экви­валентно гематрической стоимости имени Одиссея (OΔYΣΣEΣ) — 1479. Существует несколько гематрических чисел, которые связываются исключительно с Христом. Эти числа: 700 (монограмма «Хи-Ро», см. рис. 16); 888 (IEΣOYΣ, Иисус); 1480 (ХРIΣTΩΣ, Христос); 1998 (ФYΣIΣ IHΣOYΣ, природа Иисуса) и 2368 (IEΣOYΣXPΣTOΣ, Иисус Христос). Эти имена часто состоят из чисел, сочетания которых символизируют божественные или космические качества. Например, число 888 (Иисус) заключает в себе. Эфир и Эмпиреи (AIΘEP и ‘EMПYPEION, 760 + 128-888). Греческая традиция создания буквосочетаний, или моног­рамм, для передачи имени Христа достигла высокого совер­шенства. Самой известной среди этих оккультных знаков считается монограмма «Хи-Ро». Это сочетание буквенных начертаний Хи и Ро, как оккультных знаков, создано из двух первых букв имени Христа. Его гематрическое значение — 700. Этот оккультный знак, вне всякого сомнения, является версией более древних солнцепоклонческих символов — та­ких, как круг с крестом под ним, который символизирует восход солнца. Кроме того, он очень напоминает древнееги­петский знак Анх или «Crux Ansata» — символ вечной жизни. В этой монограмме Иисуса Христа используются первые три буквы имени Иисуса в греческом написании: Йота, Эта и Сиг­ма. Позже, когда греческая буква Эта (Н) с фонетическим звучанием «Е» была ошибочно принята за латинскую «Н», то этой монограмме приписали значение «In Hoc Signo» («под этим знаком»). Это выражение связано с известной историей о вещем сне императора Константина. Согласно легенде, импе­ратору приснился Хрисмон, и некий голос сказал ему: «Под этим знаком ты победишь». Приняв свой сон за божественное знамение, Константин украсил этим знаком свой личный бое­вой стяг— штандарт Константина Великого. Одержав победу, он распространил христианство по всей Римской империи. Из-за неправильного толкования на латинском языке моног­рамма IHΣ также стала пониматься как Jesus Hominem Salvator (Иисус, спаситель человечества). Германский вариант толкования этой монограммы таков: Jesus Heil und Seligmacher (Иисус спаситель и душ избавитель). Изначальная гречес­кая монограмма имеет цифровую стоимость 218. С учетом правила колель, это число принадлежит к серии «Пановых аналогий», где число великого бога Пана прибавляется к дру­гим гематрически значащим эквивалентам. В данном случае, число имени богини Победы Нике (88), прибавленное к чис­лу 131, дает в итоге 219, то есть сумму, эквивалентную гематрической стоимости монограммы. Символически этот факт можно истолковать как знамение «победы над всеми».

Еще одно греческое буквенное соответствие, связанное с Иисусом Христом, имеет прямое отношение к первой и пос­ледней буквам алфавита — Альфе и Омеге. Вот выдержка из Книги Откровения, 22,13: «Я еcмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний». В этих строках Христос ассоци­ируется с греческими буквами Альфа и Омега, первой и пос­ледней буквами алфавита. Эзотерически это обозначает веч­ное существование, так как первая и последняя охватывают все, что находится между ними. Они также представляют генеративную и регенеративную силу, приписываемую Христу. Это изображается формулой «Альфа и Омега» (A KAIΩ), которая имеет гематрическую стоимость 832. С учетом пра­вила колель, эта фраза равноценна слову «фаллос» (ФАΛΛОΣ, 831). Даже сами по себе, эти две буквы, Альфа и Омега, свидетельствуют об удивительной всеохватности греческой гематрии. Числовой эквивалент сочетания этих букв равен 801, где 1 это Альфа, а 800 — Омега. Эти буквы иногда пишут вместе с крестом — например, когда совершают обряд освя­щения церкви. В случае, если крест изображается буквой Тау, возникает монограмма АТО с цифровым значением 1101. По правилу колель, это эквивалент гематрической стоимости имени Симон (1100). Эта монограмма служила эзотеричес­ким символом, свидетельствовавшим о вере в то, что вместо Иисуса на кресте умер Симон из Кирены. Еще одним важным христианским символом является голубь (ПЕРIΣТЕРА), иног­да применяемый как ясно выраженный символ Христа, при­несшего мир; гематрическое число этого слова — 801. Таким образом, согласно гематрии, голубь символизирует Альфу и Омегу, которые, в свою очередь, являются шифрованным наименованием Христа. Связь между числом 800 и Христом обнаруживает себя потому, что это число символизирует власть и преобладание, обозначая «всемогущество» (Н AYTOΔYNAMIΣ). Это также число слов «Господь» (KYPIOZ) и «вера» (ПIΣТIΣ), Итак, Альфа и Омега вместе символизируют непревзойденную силу, господство, веру и мир.

 
 

 

 

Рис. 16. Христианские монограммы греческой традиции: (верхний ряд) (I) стандартная монограмма Хи-Ро, илнХрисмон; (ii) Альфа, Омега и крест; (iii) IES (Иисус); (IV) варианты Альфы и Омеги; (второй ряд) (I) вариант комбинации: Хрисмон, Иисус Спаситель и Иисус Христос; (ii) Богоматерь; (ii) Хрисмон и Ихтюс; (iii) Хрисмон, изображаемый на просфорах для причастия (согласно обряду Греческой Православной церкви): Иисус Христос — Победитель; (IV) предыдущий оккультный знак в сокращенном варианте

Следующий известный символ Христа — рыба — проис­ходит не из гематрии, а из нотарикона. По-гречески «рыба» будет «ихтюс» (ICHTUS). Из этого слова посредством нота­рикона можно получить фразу IESOYS CHRISTOS THEOY VIOS SOTER (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель). Ис­пользование рыбы в качестве символа Христа ставит его в один ряд с Посейдоном, и это еще одно звено между Христом и более древними богами.

Эзотерическая греческая традиция соотносит 12 апосто­лов Христа с 12 знаками Зодиака. Согласно гематрии, и названию каждого знака Зодиака, и имени каждого апостола соответствует некое число. Ряд числовых соответствий знаков Зодиака имеет тот же порядок следования, что и ряд числовых соответствий имен апостолов, перечисленных в Евангелии от Марка, 3,16-19. Если мы поставим апостола Симона Петра рядом со знаком Овна, мы обнаружим следующие соответс­твия

 

Знак Зодиака   Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Бесы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы Итого:   Греческое название   KPIOΣ TAYPOΣ ΔIΔYMOI KAPKINOΣ ΔEΩN ПАРΘЕNOΣ XHΛAI ΣKОРПIOΣ TOΞENTHΣ AIГОКЕПΩΣ ΨΔРОХОΣ IXΘYEΣ   Гематрическая стоимость   1224
Апостолы Христа   Симон Петр Иаков Воанергес Иоанн Воанергес Андрей Филипп Варфоломей Матфей Фома Иаков Алфеев Фаддей Симон Кананит Иуда Искариот Итого: Греческое имя   ПЕТРOΣ IАКΩBOΣ IΩANHΣ; ANΔPEAΣ ФIΛIППОI BAPΘOΛOMAIOΣ MAΘΘAIOΣ ΘΩMAΣ IAKΩBOΣ ΘAΔΔAIOΣ ΣIMON IOYΔAΣ IΣKAPIΩΘ     Гематрическая стоимость   1835  

 

Как мы видим из таблицы, гематрическая сумма 12-ти знаков Зодиака равна 10569, а сумма 12-ти апостолов — 10598; разница составляет всего 29 единиц, то есть сходство можно назвать очень тесным. В символическом смысле, знаки зодиака синергичны двенадцати апостолам и превосходно увязываются с ними посредством гематрии. Подобно двенад­цати коленам Израиля, каждый из Апостолов Христа предс­тавляет собой определенный аспект годового (а следователь­но, и космического) цикла. Становится очевидной необходи­мость в апостоле-отступнике, Иуде Искариоте. В центре годичного цикла находится Христос; его роль можно отождес­твить с ролью солнечного божества в языческой космологии. Основной мотив бад-тейнахского каббалистического полотна, созданного в XVII в. и принадлежавшего принцессе Антонии, — это изображение Христа в центре зодиакального круга из двенадцати колен Израилевых, демонстрирующее живучесть этого образа. Христа, как повелителя 12-ти учеников и 12-ти месяцев года, можно сравнить с Митрой, гематрическая сто­имость имени которого равна количеству градусов окружнос­ти (360). Сохранилось много письменных источников, где Митра показан в круге из знаков Зодиака. Это очень напоми­нает концепцию божества по имени Абраксас, гематрическое число которого (365) представляет его господином всех дней года. Согласно гематрии, Абраксас эквивалентен «Мезону», второму из пяти тетрахордов греческого музыкального ряда. Каждый компонент греческой гармонии гематрически соот­носится с именами присущих ему качеств и божеств и имеет свое собственное название. Все это подтверждает герметичес­кую максиму «Как вверху, так и внизу», которая доминиро­вала и применялась в греческой науке, искусстве, а заодно и в религии.

Выше уже упоминалось о связи между словами причастия и вратами. Греческие надписи на христианских надгробиях в римских катакомбах тоже содержат в себе слово ZEΣEΣ(«пребудь в живых»), которое в действительности изобража­ет собой число Изиды, матери египетских богов и хранитель­ницы памяти об умерщвленном боге Озирисе. Оба эти слова имеют гематрическую стоимость 420. В данном случае, как и во многих других, языческую интерпретацию невозможно отделить от христианской. Это свидетельствует об универсаль ном характере действительности, лежащей в основе всех верований, ибо не может быть религии выше, чем истина. В гематрии греческих гностиков число 481 считалось самым важным, так как оно представляет собой начало, Генезис (Н ГЕNEΣIΣ). Это число греческого тетраграмматона IAΔY — имени Бога, которым пользовался Климент Александрийский. Гематрическое число, извлеченное из трех букв Троицы, П.Y.А., которые обозначают «Отец» (ПАТНР), «Святой Дух», равно 481. Более того, это также число слов ‘E EПIΣKOПH («Божья кара») и ‘E ЕПIΣKOПЕIA («Божье попечение»), чем подчеркиваются оба атрибута Отца и Святого Духа. В этой области гематрия обнаруживает целый ряд других важных связей. Число 1080, обозначающее «Духа Святого» (TO AГION ПNEYMA), — это число Луны, связанное также с пустотой или бездной ('H ABYIΣΣOΣ, 1081). Слово «крест» (ΣTAYРOΣ) имеет число 1271. Это также число слова «познание Бога» ГNOΣIΣ).

 

Рис. 17. Светские монограммы в греческом стиле. Императоры Византийской и Священной Римской империй, а следом за ними и короли раннего средневековья, герцоги и прелаты церкви имели склонность пользоваться личными оккультными знаками в традиции начертаний греческого алфавита: (верхняя линия) (I) Юстниан; (II) Отгон I; (III) Лотарь Ш; (IV) Людовик VI Французский; (вторая линия) (I) Роберт Французский; (II) Звентибольд Лотарингский; (III) Лотарь I; (IV) Людовик II; третья линия) (I) Генрих I; (II) Людовик Благочестивый; (Ш) Филипп I; (IV) Карлманн; (четвертая линия) (I) Герцог Гуго Прованский; (II) Карл IV; (Ш) Епископ Аретрий Цезарейский; (IV) Карл Великий.

ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Любая работа, посвященная гематрии, традиционно уделяет много внимания числу 666, поскольку именно это эзотерическое искусство позволяет нам попытаться раскрыть его великую тайну. Это число, подобно прочим числам из таблицы Эйк Беккер, кратно числу 37 и, таким образом, имеет отношение к «числу Иисуса» — 888. Библейский текст (а именно, Откровение Святого Иоанна Богослова) называет 666 «числом зверя»: «Это мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение, 13,18). Благодаря этим строкам число приобрело зловещий оттенок. Этот суеверный страх эксплуа­тировался многими магами — в частности, Алистером Кроули, который объявил себя Великим Зверем, а число 666 использо­вал в качестве личного оккультного знака. Это же число окружено шутовским почтением современных рок-музыкантов, играющих в стиле Heavy Metal: но, как правило, они делают это только для сценического эффекта или ради сен­сации. Те, кто боится этого числа или же, наоборот, использует его якобы отрицательные свойства, ведут себя так лишь потому, что оно считается числом Антихриста. Согласно христианской эсхатологии, Антихрист — отрицательное отображение бо­жественных, положительных качеств Христа. И все-таки не­лепо связывать число, нейтральное по самой своей сути, исключительно со свойствами зла. Дуалистическое толкование неприменимо к числам. Подобно любому числу, 666 обладает определенными физическими и духовными свойствами, воз­действие которых зависит от его использования. И, несмотря на свою плохую репутацию, это число может оказаться совсем не таким, каким оно кажется поначалу. В оригинальном греческом тексте рассматриваемая фраза из Откровений «его число шесть сотен три на двадцать и шесть» имеет гематрическую стоимость 2368, т. е. число Иисуса Христа. Число 666 в этой фразе составляет обязательную часть всего счета, ука­зывая, что «число человека» в гематрическом значении всего предложения есть число Иисуса Христа.

По греческой гематрии число 666 — это число Титана, оппонента богов Олимпа, т. е. число, обычно рассматриваемое как символ противостоящей силы и разрушения установив­шегося порядка. А вот что писал по этому поводу в конце III века епископ Викторин из Петау: «Когда счет велся в греческих знаках, тогда, среди множества прочего, было обнаруже­но, что это [число] принадлежит ТИТАНУ, ибо Титан имеет число, которое язычники называют Соль и Феб». Масонский писатель Вильям Стирлинг считал, что это число связано с «солнечным ковчегом», в котором содержится изображение микрокосма. Джон Мишель в своих книгах «Взгляд на Атлан­тов» (1969 г.) и «Город Откровения» (1972 г.) подтвердил эту точку зрения, указав, что 666 само по себе является, в первую очередь, числом солнца. Кроме того, оно соответствует древнеегипетскому богу Серапису, которому поклонялись при Птолемеях и который сочетает в себе характеристики Озири­са и Зевса. Писатель Ириней (II век н. э.) в своей книге «Против ереси» размышлял о значении числа 666; он утверждал, что в нем содержатся три имени.

Первым был Титан. Вторым претендентом был некто Эвантий, о коем нет никаких разъяснений. Имя Эвантий содержит необходимое число, но не смею утверждать, что это как раз то имя. Затем, Катин также имеет число шестьсот шестьдесят шесть и, очень вероятно, что этим именем называется последнее царство (из четырех виденных Даниилом).

Латин, в понимании Иринея, олицетворял латинское царство, т. е. Римскую империю, самое могущественное проявление земной власти и угнетения. Немного позже антикатолические комментаторы увидели в этой цитате указание на то, что римский папа, «латинянин», как раз и является тем самым Великим Зверем Апокалипсиса (кроме всего прочего, 666 — это гематрическая стоимость слова ТО MEГAΘЕРION, - т.е. «великий зверь»). Эта антицерковная интерпретация подкрепляется тем фактом, что на греческом языке слова «Е Latein Basileia» («латинская церковь») и «Ekklesia Italika» («итальянская церковь») также имеют гематрическое значение 666. Но существует целый ряд других интерпретаций мела 666. По правилу колель, это число эквивалентно слову ФΛОГГОI — названию восемнадцати нот греческого музы­кального ряда, которое служит символическим образом полноты. Это одно из чисел, связанных с великим богом Паном 131): сложив «Пана» с «Эврикой» (EYPHKA, 534), мы получаем 665. Таким образом, это ключевое число может олковаться как знак постижения полноты, свойственной Пану, чья целостность связывает воедино миры богов, людей и животных.

Однако уже в древности были широко распространены ропытки отождествить «Зверя» с кем-нибудь из правящих сверхтиранов или врагов народа. В частности, эта операция была проделана над императором Нероном, гонителем первых христиан. Если записать слова Neron Caesar по-еврейски, то в сумме они дадут искомое число 666. В средневековье апологеты христианства увидели число 666 в имени пророка Магомета, а в период Реформации католические комментато­ры объявили Мартина Лютера нумерологическим «зверем». Не так давно это число приписывали другим знаменитым людям: один из них — это Наполеон Бонапарт. Джон Мит­челл доказывал даже, что, при А=100; Б=101; В=102 и т. д., число Гитлера будет равно 666. Если написать с определенным артиклем на греческом языке имя еще одного отъявленного диктатора XX века Сталина, то сумма его букв тоже составит 666. «Число Зверя», вне всякого сомнения, очень гибко в своем применении, и понятно, что и впредь еще пока не родившиеся тираны будут удостоены этого числа со стороны эзотерически настроенных комментаторов.

 

Рис. 18. Языческий мудрец Аполлоний Тиапский (1—90 гг. н. э.) и приписываемый ему «аполлониевский» алфавит с греческим порядком букв.

 

Эзотерическая традиция греческого алфавита продолжает жить и применяться по сей день. В математике различные греческие буквы обычно обозначают постоянные величины и иррациональные числа, такие, как Пи (число 3,1416), равное отношению длины окружности к длине ее диаметра. Что же касается магии, то загадочное телемское «течение-93», созданное Алистером Кроули, использует число, полученное с помошью греческой гематрии из слова ΘЕΛНМА. То жесамое число принадлежит слову АГАПЕ («любовь»). Кроули применил классический метод, когда одно число может обозначать два или несколько понятий, связанных между собой. Как и все прочие традиции магических алфавитов, описанные в этой книге, греческая традиция жизнеспособна и располагает возможностями для эффективного развития.

 

ЭТРУССКИЙ АЛФАВИТ

 

  Рис. 19. Североиталийский, или этрусский, алфавит.Сравните этот алфавит с рядами рун, приведенными ниже (Рис. 20, 23, 24, 26).

 

Этрусский, или североиталийский, алфавит — еще один пример алфавитов, происшедших от финикийского. Он напоминает ранние формы греческого и латинского алфавитов, и действительно, несколько его букв похожи на греческие и латинские. Но, в отличие от греческого и латинского шрифтов, которые до сих пор не утратили своего значения, этрусский алфавит вышел из употребления. В самом расцвете этрусской цивилизации ее купцы в поисках янтаря посещали берега Балтийского моря. Эти торговцы распространили свою письменность по всей Центральной и Северной Европе. Но, в ходе борьбы за господство в Италии, римляне постепенно одерживали верх над этрусками и, в конечном итоге, покорили их. Многое из этрусской магии и геомантии было усвоено римля­нами и стало частью их обычаев — многое, но не алфавит. Тем не менее его применение в сфере торговли, по-видимому, оказало влияние на эволюцию рун, и некоторые ранние рунические формы почти неотличимы от североиталийской письменности. Известно, что магия составляла часть ежеднев­ного быта этрусской цивилизации, но об эзотерических зна­чениях букв этого алфавита мы не знаем ничего. Это очень прискорбный факт, поскольку такая информация могла бы пролить свет на взаимоотношения между руническим иэт­русским алфавитами.

 

 

МАГИЧЕСКИЕ И АЛХИМИЧЕСКИЕ АЛФАВИТЫ

 

Применение секретных алфавитов для магических целей было столь же распространено в средневековье, как и в более ранние исторические эпохи. Конечно, основным побуждением для их применения было духовное прозрение личности. Однако в период, о котором мы можем судить по магическим произведениям, основное внимание уделялось уже не целям духовного развития, а оперативной стороне магии. И все же поиск искры озарения, это извечное устремление искателей духовности все еще оставалось важной движущей силой. Об этих исканиях хорошо сказал германский мистик Майстер Экхарт:

Некий языческий мудрец, рассуждал по этому поводу в беседе с другим, мудрецом, тонко подметил: «Я осознаю в себе что-то, что подобно вспышкам в уме, я осознаю это, как нечто особенное, но что это — не понимаю. Мне только кажется, что если бы я смог постичь это нечто, то мне бы открылась вся истина.

Для облегчения этого процесса исканий в средние века были изобретены многие дополнительные средства. Одним из них были новые магические алфавиты.

Средневековье оставило нам большое количество секрет­ных алфавитов, которые, в большинстве своем, возникли из оккультной и алхимической традиций. Средневековые алфа­виты отличаются особым, часто хаотическим набором букв, взятых из несовместимых источников. Предназначенные для записи секретов, многие из них явно являются изобретением отдельных личностей. Некоторые алфавиты представляют со­бой пеструю смесь знаков, заимствованных из алхимии и астрологии. Другие продолжают криптографические тра­диции греческого, рунического и кельтского алфавитов. Они применялись на равных правах со «стандартным» еврейским письмом, курсивом идиш, «стандартным» и курсивным гре­ческим, различными руническими и местными алфавитами, такими, как гаэльский и вестфальский. Источником для напи­сания отдельных букв стали также славянские алфавиты Вос­точной Европы, особенно кириллица и глаголица.

Многие из этих алфавитов можно найти в древних текстах алхимического и магического назначения; иногда они встречаются в надписях на могильных плитах и на фундамен­тных камнях. Фреска на потолке в резиденции епископа Вюрцбургского, Германия, выполненная венецианским ху­дожником Тиеполо, содержит, пожалуй, самую известную из таких надписей. Ее можно увидеть на одном из камней в композиции, изображающей «Азию». Она содержит типич­ный образец магических алфавитов, распространенных в эпо­ху Ренессанса и барокко. Многие из этих алфавитов применя­лись для изготовления талисманов и построения магических кругов, использовавшихся для заклинания духов. Магические гримуары часто содержат изображения пантаклей, необходи­мых для заклинания и подчинения отдельных духов; многие из этих предметов покрыты надписями на том или ином магическом алфавите, бытовавшем в то время. Часто различ­ите имена Бога, взятые из еврейской или греческой традиции, записывались соответствующими оккультными буквами, что­бы предоставить магу силу и покровительство для исполнения предстоящей задачи. Среди этих букв можно увидеть многие астрологические символы, которые считались благоприятны­ми для выполнения того или иного действия, а также другие знаки, имевшие более личное значение для самого мага. В 228 классической пьесе «Трагическая История Доктора Фауста», посвященной черной магии и ее последствиям, Кристофер Марло описал верования своего времени, связанные с заклинанием духов. Среди них мы находим и магию алфавита (цитируется в прозаическом переводе):

Начинай же заклинание, Фауст, и испытай, подчинятся ли дьяволы твоему приказу, увидев, что ты помолился им и принес им жертву. Внутри этою круга— имя Иеговы в прямой и обратной анаграмме, и сокращенные имена всех святых. Здесь все фигуры, связанные с небом, и начертания знаков и грешных, звезд, которые побуждают духов подняться [из преисподней]: не бойся же, Фауст, но будь решителен и постарайся выполнить наибольшее, на что только способна магия.

Рис.45. Позднекельтские магические алфавиты: 1—2 и 5—6—из средневековых ирландских рукописей; 3 — Бобилет; 4 — Бет-Луис-Ниои.
 

Почти во всех произведениях обрядовой магии, которые были написаны начиная с XVI столетия, содержатся фрагменты в том или ином распространенном в то время магическомалфавите. Священные слова, написанные буквами этих алфа­витов, использовались как важный элемент ритуала. Счита­лось, что успех зависит, главным образом, именно от точных слов, написанных точно теми же буквами точно в нужное время и в соответствии с точными предписаниями. Напри­мер, «Гримуар Гонория» описывает сложные методики, с которыми приходилось сталкиваться магам, исполняющим ритуальный обряд того времени, чтобы добиться должного результата. Прежде чем действенный текст мог быть записан, требовался длительный период подготовки, включавший мно­жество операций. Пергамент, на котором предполагалось записать текст, следовало изготовить из кожи девятидневного ягненка. Ягненка убивали в точном соответствии с ритуалом, а определенные его части приносили в жертву через всесож­жение. Затем кожу растягивали на земле и оставляли на девять дней, окропляя четыре раза в день святой водой. На десятый день, как раз перед зарей, эту кожу посыпали золой всесожжения и золой принесенного в жертву петуха. Затем, в ближайший четверг, после заката, мясо ягненка погребали в секретном месте, а на земле, поверх погребения, большим пальцем левой руки писали буквы оккультного алфавита.

После завершения этой процедуры кожу ягненка снова растягивали и оставляли на девятнадцать дней. На девятнад­цатый день шерсть сбривали и закапывали с аналогичным ритуалом, включавшим в себя начертание другой надписи. В заключение кожу сушили три дня на солнце и, на этот раз уже новым ножом, наносили на нее буквы. По завершении процедуры читался вслух 71-й псалом и наносились остальные буквы. Нанесение знаков и чтение псалмов перемежалось в должном порядке, пока обряд не подходил-к концу. После этого на пергаменте можно было чертить соответствующие магические пантакли и знаки, и вся церемония могла завер­шиться удовлетворительным образом. В нее вовлекались обыч­ные в таких случаях принципы «адского колдовства»: закли­нание Люцифера, Астарота, Фримоста и других демонических существ. Как и в еврейской, исламской или скандинавской традициях, в магии Гонория используется целый ряд имен Бога. Все эти 72 имени приведены в Приложении 8. Выпол­нение сложных правил, подобных вышеописанному, счита­лось чрезвычайно важным для того, чтобы магия подействова­ла. Любое малейшее отклонение в надписи (даже описка) и любое дополнение к церемонии неизбежно должны были привести к неудаче.

Магия средневековья и Ренессанса была синтезом различ­ных традиций. В одну и ту же эпоху быстро быстро развивались логические системы иудейских каббалистов, а магические традиции древнего античного язычества, местные дохристиан­ские верования и последние достижения философии и науки объединялись и создавали новую систему. Так что магические алфавиты той эпохи можно подвести под любой из известных светских или культовых шрифтов Европы, как и сопутствую­щие алхимические, астрологические, геомантические и индивидуально-оккультные начертания знаков. Алфавиты, подоб­ные Фиванскому, имеющие и поныне широкое распростране­ние в эзотерических кругах, впервые появляются как раз в это время. Вне зависимости от своей связи с древними источни­ками, эти алфавиты традиционно приписывались древним — как правило, каким-нибудь знаменитым мудрецам. Это, в частности, касается и так называемого Аполлониевского алфа­вита. Этот алфавит возник в средневековье, но его приписы­вают великому языческому проповеднику Аполлонию Тианскому. Б. де Виньер внес его в 1586 г. в свой «Трактат о Шифрах, или Секретных способах письма». Аполлониевский шрифт базируется на греческом алфавите, и лишь некоторые его буквы напоминают готические. На современном этапе, наряду с немногими другими шрифтами той эпохи, Аполло­ниевский алфавит претерпел еще одну стадию развития. Ж. Марке-Ривьер в своей книге «Amulettes, Talismans et Pentacles dans les Traditions, Orientales et Occidentals» (1938 г.) дает еще одну версию Аполлониевского шрифта, которая напоми­нает латинский алфавит, но с греческими начертаниями букв Тета, Пси и Омега. Таким образом, магические алфавиты продолжают развиваться даже в XX столетии.

 

 

 

Рис. 48. Магические алфавиты эпохи Ренессанса: 1—3, Зоммерхофа; 4, секретный этрусский; 5, ноахшский (согласно Ривьеру).  

 

М. П. Э. Вертело в своей книге «Les Origines de 1'Alchimie» («Истоки алхимии», 1885 г.) приводит два других секретных алхимических алфавита, родственных предыдущему, которые он именует «Эллинским» и «Греческим Астроло­гическим». В их основе лежит личный курсивный вариант написания греческих букв. Общей чертой большинства таких алфавитов являются заимствования букв из многих источни­ков. В различных алфавитах встречаются одни и те же буквы, передающие различные звуки. После того как в позднем средневековье в Центральную Европу проникли арабские цифры, в секретных алфавитах произошли некоторые измене­ния: в них перестали использоваться знаки, похожие на цифры 2, 3, 4, 5, 6 и 9. Эти знаки были исключены и из более-поздних версий магических алфавитов и почти полностью отсутствуют в версиях, применяемых в наше время. Простая в употреблении арабская система записи чисел прозвучала похоронным звоном по старой системе числового обозначе­ния. Старые обозначения чисел в течение нескольких столетий после этого сохранялись лишь в деревянных табель-кален­дарях Британии и Скандинавии, а также в секретных монограммоподобных знаках года у оккультистов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)