|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Музыкальная культура и образование в Древней ГрецииАнти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. В целом общая периодизация античности выглядит следующим образом.
Античное музыкальное мышление имеет длительную историю развития. В памятниках античной литературы отражены представления древних о космологичности музыки, а также ее связи с воспитанием. Особенности мышления древних греков ярко воплотились в легендах о происхождении, значении и воздействии музыки на человека, например, в знаменитых мифах об Орфее и Одиссее она осознается как магическая сила. Так же, как у народов Древнего Востока, в представлениях эллинов движение, пение, инструментальное сопровождение составляли триединую неделимую хорею, которой покровительствовал Аполлон Мусагет. В древности инструментальное сопровождение использовалось только в культовых церемониях, но со временем, из мистерий, посвященных Дионисию, возник такой синтез музыкально-поэтических жанров, как театральные представления: комедия, трагедия. Авторы этих представлений сочетали в одном лице драматурга, поэта и композитора-мелодиста; все тексты произносились актерами распевно, а хор сопровождал их действия музыкой. Развитие вокального и танцевального искусства связано с Великими Дионисиями, посвящавшимися богу веселья. Празднества начинались пением дифирамбов, жертвоприношениями, сопровождаемыми пением хора. Во время праздников происходили также соревнования хоров, поэтические состязания, участники которых аккомпанировали себе на арфе, кифаре. Для постановки пьес на сцене приглашались музыканты-профессионалы. Их работа оплачивалась очень высоко, а имена наиболее известных из них становились легендой. До нашего времени дошло очень небольшое количество нотных образцов записи музыки, ибо знаковая система значительно отличается от современной нотации. Греческое нотное письмо было несовершенным. Величайшее завоевание культуры Древней Греции - учение об этосе, т.е. связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, влиянии музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности. Данные этические воззрения заменили господствовавшие до этого космологические и магические. Они легли в основу всей педагогической теории греков классической эпохи. Синонимом понятия "образованный человек" стало "мусический", т.е. получивший знания во всех видах искусства. Важнейшее свойство музыки – воздействие ее на психику человека, его внутренний мир, обусловило разработку классификации ладов, ритмов, инструментов. Считалось, что музыка снимает боль, формирует нрав и характер в соответствии с идеалами эпохи. Поэтому именно музыка признавалась наиболее пригодной для воспитания, забота о котором должна быть делом государства. Музыка античной Греции не знала многоголосия в современном его понимании. Многообразие музыкального мира основывалось на развитой системе мелодических ладов. Ладам и наклонениям греки приписывали определенный характер (этос): дорийскому – строгий, мужественный, этически наиболее ценный; фригийскому – возбуждающий, страстный, вакханический и т.д. Наиболее оптимизирующими считались те, которые способствовали развитию мужественности. Проблема общего образования, теснейшим образом связанная с музыкальным, последовательно разрабатывалась философами в древнегреческом государстве. Свидетельство тому – школы Сократа, Платона, Аристиппа и других. Крупнейшие мыслители Греции обосновывали законы образования и воспитания. Школа эллинов создала свои традиции, некоторые из них сохранились до настоящего времени. Заслугой античного просвещения стало вовлечение в науки и искусства значительного числа граждан. Жестких, строго регламентированных программ обучения не было. Педагогам предоставлялось право "наполнять" программы по собственному усмотрению. Важным считался результат, а не форма. Достигнутые успехи в воспитании и образовании оценивало общество. Едва ли не главной миссией педагогики считалось воспитание, поскольку от правильного воспитания зависело будущее страны. Известно мнение Гесиода (Гесиоя (ок. 700 до н.э.) – первый греческий, а следовательно, и европейский поэт), в котором пессимистичность взгляда на будущее определялась невыдержанностью и ужасающей невоспитанностью современной поэту молодежи. Платон требовал от учителей "больше заботиться о благонравии детей, чем о грамоте". Ориентацию на развитие нравственных начал следует отнести к сильным сторонам образования в тот период. В трактате "Педагог" глава александрийской школы Климент Александрийский отмечал, что благородный образ жизни, плод христианского воспитания, обусловливает красоту желаний и стремлений. Классическое наследие Востока и Запада свидетельствует о предпочтении древними эллинами позиции Демокрита, а не Сократа в сфере образования. Последний полагал: невозможно быть мудрым во всем, "кто что знает, в том он и мудр". Демокрит же высказывался в энциклопедическом духе: "Мудрому человеку вся земля открыта ", – что соответствовало широкому и жизнерадостному мировоззрению античного мира. Он делал человека свободным от профессиональной ограниченности, давал ему возможность "воспарить" в прекрасный мир идеала. Древние открыли возможность постижения калокагатии – совершенной и идеальной жизни. В том случае, если общество оказывалось не удовлетворено работой учителя, он мог подвергнуться преследованию. Классическим примером этого стала судьба Сократа. В качестве наказания за "опасное воспитание" афиняне вынудили его принять яд. Программа обучения уравнивала в правах воспитание интеллектуальное, музыкальное, физическое. Образование не сводилось только к официальному обучению. Плоды мудрости и знания собирали всюду, занимаясь этим на протяжении всей жизни. Учение становилось целью и смыслом. Вторая особенность античного образования состоит в органической взаимосвязи нравственных норм и педагогики. Трудно переоценить значение того факта, что знание шло рука об руку с нравственностью. Сократ видел смысл обучения прежде всего в том, чтобы "сделать граждан как можно лучше". Еврипид, автор бессмертных трагедий, также был убежден, что "правильному образу жизни нужно учить". В трудах древних философов и педагогов "учебные программы" пронизаны мыслями одолге, нравственности, обязанностях человека и гражданина. Философы были учителями, а учителя философами. Особо следует подчеркнуть единство предъявляемых к другим требований и собственного жизненного поведения. Разумеется, имеется немало примеров обратных, особенно в период заката Греции и Рима. Однако " двойная" и "тройная" мораль стала обычным явлением уже в более поздние исторические времена. Античная педагогика – педагогика нравственности.(забыть Герострата) Треть е достоинство античного воспитания и образования заключается в гармонии духа и тела. В Греции важнейшим и обязательным средством воспитания была гимнастика – различные упражнения, бег, плавание, борьба и т.п. Педагогическая задача формулировалась Платоном следующим образом: тело не только должно быть обучено, оно должно слушаться "благородной души". Сила античного образования – в том всепроникающем, могучем воздействии, которое оно оказывало даже тогда, когда его носители были в стане побежденных. Исчезали царства и империи, а культура оставалась и крепла. Знаменательны слова Исократа (Исократ (436-338 гг. до н.э.) – афинский оратор, учитель риторики и публицист ): "Благодаря эллинской культуре имя "эллин" означает уже не происхождение, а духовный склад; эллинами теперь называют уже не людей, связанных кровным родством, а приобщившихся к нашему просвещению". В Древней Греции мальчики и девочки обучались отдельно: первые – с семи лет под опекой отца или наставника, вторые - под руководством матери. Музыкальные школы появились во времена Аристоксена.(Аристоксе́н, родился около 360 до н. э.— древнегреческий философ и теоретик музыки. Учился, в том числе, и у Аристотеля). Все программы обучения признавали одинаково ценным развитие интеллекта и музыкального образования. Считалось, что каждому надо иметь трех учителей: грамматика, кифариста и педотриба (учитель гимнастики в школах древней Греции). Педагоги-кифаристы учили навыкам игры на лире, кифаре, пению соло и в хоре. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |