|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Музыкальная культура и образование в Древнем РимеДревние римляне не обладали такой музыкальностью, как греки, поэтому в их музыке оказались более заметны чужеземные влияния, проявившиеся в музыкальных жанрах и в составе инструментов. Рим являлся одним из центров музыкальной культуры и образования. В нем было всегда немало музыкантов-профессионалов и учителей музыки, но все они приезжали из Греции, или из греческих городов с юга Италии. Профессиональные танцоры и танцовщицы, выступавшие публично, прибывали из Испании и Сирии. В восточных культах и обрядах участвовали исполнители из Египта. Однако, сопровождение чисто римских обрядов, аккомпанирование актерам в театре, поручалось римлянам. Музыка, пение и танец в Риме, так же как и в Греции, являлись триединой хореей, сопровождавшей праздники. Широкое распространение получило бытовое музицирование: до нас дошли тексты лирических песен, баллад. Несмотря на то, что музыка понималась в Древнем Риме в самом широком смысле (вместе с пением) и разделялась, как и в Греции, на светскую, культовую, сценическую, в ней были выделены виды инструментальной и чисто "концертной" музыки. Музыканты пользовались привилегиями з а участие в городских торжествах. Образование получали индивидуально в школах, руководимых известными музыкантами и певцами. Как правило, все музыканты одновременно и выступали публично, и учили других. Аристократия обучалась музыке под руководством выдающихся педагогов. Например, кифаред Терпандр занимался с Нероном. Практическим занятиям предшествовал длительный период прослушивания музыкальных произведений. Вслед за этим постепенно начиналось обучение. В Древнем Риме были известны секреты укрепления голоса, которые передавались от педагогов к ученикам. Ради сохранения голоса певцы соблюдали диету и недельный пост. "Постановка" голоса осуществлялась посредством выполнения ряда упражнений, укреплявших дыхательные мышцы. Так, Нерон лежал на спине со свинцовым листом на груди. Из струнных инструментов чаще всего упоминаются лира, кифара, арфа треугольной формы – самбука. Среди духовых первое место занимали различные виды греческой флейты "тибиа". Зачитать! Флейтисты на форумах сопровождали выступления ораторов. Так, например, Гай Гракх брал с собой музыканта, дабы звуки флейты либо воодушевляли его, либо успокаивали в минуты душевной взволнованности. Сирийские танцовщицы привезли с собой новую разновидность этого инструмента – сирийскую флейточку. Они играли на ней на публичных пирах, которые устраивал Нерон. Римляне также использовали многоствольную греческую сирингу. Трубы звучали на спортивных состязаниях для подачи сигнала, а в пешем войске дудели в буцину – разновидность витой трубы – и рог, а в конном – в рожок, загнутый кверху. Марциал и Светоний упоминают в своих работах и о волынщиках. Флейтисты и кифареды часто выступали в ансамбле и в концертах. Они образовали единый союз, который называли коллегией симфониаков. Свое объединение имели скабилярии, руководившие оркестром мимов и пантомимов. Эти оркестры состояли из трех групп инструментов: труб, кимвалов, бубнов. В театре перед началом представления и в антракте играл флейтист. У больших актеров были свои постоянные аккомпаниаторы. Но со временем отдельного исполнителя заменил оркестр, включавший струнные, духовые, ударные. Аристократы обучались игре на струнных инструментах, например, жена Плиния Младшего училась играть сама, распевая стихи своего мужа и аккомпанируя себе на кифаре. Нерон также много упражнялся в игре на этом инструменте. К середине I в. н.э. стали увеличиваться размеры хора. Сенека писал, что поющих в театре больше, чем зрителей: они стоят между рядами, а весь оркестр не умещается на подмостках, где играют флейты и органы всех родов. Для восприятия развивающихся музыкальных жанров нужны были подготовленные слушатели. Большинство римлян с детских лет получало систематическое музыкальное образование. В середине III в. до н.э. уже была известна школа Карвилия, где обучали музыке. Дети начинали учиться с семи лет. Представители богатых семей обучались под руководством домашних учителей, менее состоятельных – в школах. Школы были частные, содержали их греки - вольноотпущенники. Мальчики и в школе, и дома находились под опекой воспитателя-педагога. Сначала программа обучения была весьма скромной и включала чтение, письмо, арифметику. Способы приобретения знаний чаще всего основывались на зазубривании. Но в I в. н.э. Квинтилиан ратует за изменение методов обучения и пишет о том, что нужно учить, развлекая, играя, в соответствии с детским возрастом. Он выступает против домашнего обучения, так как соревновательный характер в учебе, по его мнению, может развиться только в коллективе. Система школьного образования представляется ему в виде синтеза наук и искусств. Для родившихся в Риме детей рабов, в частности греков, была создана школа "Педагогигум", в которой занимались по той же программе, что и дети свободных граждан. Учеба начиналась с двенадцати лет, а заканчивалась в восемнадцать лет. Девочки и мальчики обучались совместно. Очевидно, что принцип совместного обучения, а также многогранность учебных программ способствовали получению женщинами основательных знаний. Выводы: Влияние и значение античности на последующее развитие музыкального образования трудно переоценить: впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории, намечены первые принципы оценки музыки; появилось учение пифагорейцев о музыкальных пропорциях, труды Платона и Аристотеля о музыкальном этосе. Общеантичная концепция об огромной социальной и воспитательной роли музыки, учение о музыкальном образовании, сохранили свое значение в дальнейшей традиции, европейской музыкальной культуры и эстетики. Одним из важнейших завоеваний античной музыкальной теории, как уже отмечалось, было учение об этосе. Это учение объясняло сущность и природу музыки, ее влияние на чувство и поведение человека. Безусловно, важную роль играли космологические и магические представления о музыке: о ее связи со временем года, с первоэлементами, с жизнью животных, растений. Эти сферы мироощущения человека, отразившиеся в античной мифологии, в дальнейшем были переработаны и развиты в учении об этосе. К. Закс, немецкий исследователь и музыковед, характеризуя развитие античного учения об этосе, пишет: "Господствовавшие ранее представления о сверхчувственном, магическом воздействии музыки сменились новыми воззрениями – о влиянии этическом. Учение о связи известного рода созвучий и соотношений тонов с космологическими явлениями, с временами года и часами дня, с произрастанием растений и погодой, с мужским и женским началом, с рождением, исцелением от болезней, смертью и переселением душ и, попутно, представления о воздействии музыки на силы и деятельность природы – подверглись критической переоценке и заменены были другими воззрениями; теперь на первом месте оказалось учение о связи музыки с темпераментом и способностями человека и о влиянии ее на настроение и характер, который она или ослабляет или укрепляет". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |