|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление музыкального образования и педагогики в странах Древнего ВостокаТрадиции музыкального образования, его гуманистическая направленность восходят к глубокой древности, к принципам музыкального образования Древнего Востока, где обучение музыке имело первостепенное значение наряду с письменностью, математикой и ораторским искусством. В отечественной науке понятие «Древний Восток» объединяло историю древнейших классовых обществ Азии и Африки в ее сущностном проявлении. Вместе с тем каждому из этих древнейших государственных образований свойственны индивидуальные особенности, обусловленные закономерностями их общественного развития. Понятие «Древний Восток» не только географическое, но в значительной мере экономическое и социокультурное. Культуру и образование Древнего Востока при всей свойственной им самобытности можно представить в виде трех огромных миров: Ближний, Средний и Дальний Восток. С древности существовали караванные пути, соединявшие данные регионы и являвшиеся величайшими трассами международного обмена. Распространение той или иной религии также способствовало развитию контактов. Специфические особенности музыкальных культур Древнего Востока заключаются в теснейшей связи с мифологией и религией. Музыка рассматривалась древними народами как могущественная демоническая сила, способная подчинить себе не только психику человека, но и весь мир. В древних мифах отчетливо прослеживается мысль о высоком предназначении музыки, способной поднять человека на один уровень с богами. Космологическое понимание музыкального искусства, убеждение в том, что именно музыка является грандиозной космической силой, царящей над миром и правящей им – другая отличительная черта во взглядах музыкантов Древнего Востока. Музыка воспринималась как природная сила, подобная Воздуху или Огню, Солнцу или Луне, рассматривалась как единство противоположных начал Вселенной, взаимоборство и вазимопроникновение космических сил «инь» и «янь», как гармония пяти первоэлементов (дерево, металл, огонь, земля, вода), из которых состоит все сущее. Космологическое понимание музыки отразилось и в оценке отдельных музыкальных тонов. Так, пять музыкальных тонов (тун, шан, цзюэ, чжи, юй), из которых образуется система китайской пентатоники, соответствует пяти первоэлементам, пяти планетам (Сатурн, Венера, Юпитер, Марс, Меркурий), пяти явлениям природы (ветер, холод, жара, свет, дождь), пяти частям света (центр, запад, восток, юг, север), пяти цветам (желтый, белый, зеленый, красный, черный). Аналогичное соотношение музыкальных тонов с временами года или суток, с отдельными цветами, с определенными планетами и знаками зодиака содержится и в индийской эстетике. Музыка же в целом строится по образу Вселенной: в ней господствуют те же закономерности, что и во Вселенной. В свою очередь, и сама музыка рассматривалась древними как изначальный образец, по которому структурировалась Вселенная. «Звук – причина всего. Весь мир, состоящий из неживых предметов и живых существ, наполнен звуком… Звук есть сущность мира» (Матанга, «Брихаддеши»). Звуковую природу имеют и боги Брахма, Вишну, возникающие как порождение силы и мощи звука. Одна из существенных особенностей музыкальной культуры Древнего Востока – разделение на культовую музыку, сопровождавшую проведение обрядов, ритуалов, и народные песни, которые помогали повседневной работе и передавались из уст в уста. Особую роль музыка и танцы играли в «мистериях», посвященных богам, с культом которых связаны разнообразные действа. В этих культовых действах большое место занимали песни с хором, шествия и пляски, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах. Их тексты сохранились на стенах пирамид, надгробиях, в египетских сборниках «Книга мертвых» и «Тексты пирамид». Примеры повседневного музыцирования древних можно встретить в Ветхом Завете, где говорится о песнях, танцах, религиозно-культовых процессиях с музыкой. В отличие от текстов, напевы передавались от поколения к поколению в устной форме и закреплялись в особой системе движения рук, запечатленной на множестве барельефов и в росписях. Пластические жесты помогали также управлять хором. Позднее подобный способ управления хором получил название «хирономического». Среди песенных жанров получили распространение псалмы, создание которых приписывается царю Давиду. Музыка псалмов возникла на основе фольклора. Люди Древнего мира не разделяли пение, танцы, музицирование на три различных действа. Ладовой основой древнейшей музыки были пентатоника, но уже и тогда существовали семи и двенадцатиступенные звукоряды: при включении в пентатонику двух дополнительных вводных тонов возник семиступенный звукоряд, а деление октавы по полутонам обусловило двенадцатитоновую звуковую систему (у древних китайцев и вавилонян). Одно из центральных мест в музыкальной эстетике стран Древнего Востока занимал вопрос о роли музыки в обществе. Центрами музыкального образования в древности были храмы. В них учили как «посвященных» по обету какому-либо богу, так и детей из знатных семей. В странах Древнего Востока образование ценилось высоко. У египтян, шумеров и других народов люди, умевшие читать и писать, занимали достаточно важные, ответственные посты. Писцы считались носителями мудрости, а письмена воспринимались как божественные слова: «только письмена имеют память». Древняя Индия. Учение об Этосе в системе музыкального воспитания и образования. Основные понятия индийской музыкальной теории. Древнеиндийская музыкальная культура представляла собой сложную художественную систему. В основе понимания музыки в Древней Индии лежит, прежде всего, убеждение философов в эмоциональной, эстетической по своей сути природе музыкального искусства, т.е. в этической роли музыки, в ее нравственном и воспитательном значении в формировании человеческой личности. Классификация видов пения (выразительное, полное, ясное, резкое, украшенное, мелодичное, размеренное и изящное), тонов, интервалов, ритмов, критерии достоинств и недостатков музыкального исполнения базировались главным образом на эмоциональных впечатлениях. Этическое значение имеет и каждый тон, взятый отдельно. Центральным в индийских учениях являлось понятие «раса», означавшее эстетическое восприятие или переживание, производимое искусством – поэзией, танцем, музыкой. Древнеиндийские ученые различали девять типов раса: изумление, любви, героизма, отвращения, гнева, смеха, страха, сострадания и ума. Каждый из семи музыкальных тонов выступал в качестве носителя определенного раса. Тон «шадджа» вызывал раса изумления и героизма, «ришахба» - раса гнева, «гандхара» - раса умиротворенности и смеха, «панчама» и «мадхъяма» - раса любви, «дхайвата» - раса отвращения и страха, «нишада» - раса сострадания. Определенное этическое и эстетическое воздействие признавалось за музыкальными инструментами. В зависимости от конкретной ситуации применялись различные типы инструментов: «Только при помазании царей, на празднествах, во время всех благоприятных церемоний – на свадьбах, при посвящении тому подобное, в случае бедствий и наводнений, а также войн… применяются все музыкальные инструменты» (Шарнгадева, «Сангитаратнахара»). Однако высшим образцом музыкального искусства являлось соединение инструментальной музыки и пения. В более древних текстах пишут, что «нет музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же самое, что ось для колеса…» (Ирайянар, Музыкальная грамматика). Эти воззрения в полной мере отражались в разнообразных теоретических трактах древнеиндийской культуры. Главная особенность древнеиндийской музыки – монодийность. Мелодической моделью, подчиненной ряду традиционных правил, но исполняемой импровизационно, являлась «рага». Это была целостная музыкальная форма, где последовательно раскрывались выразительные возможности мелодического ядра, а также постепенно нарастал темп и динамика. Самым распространенным инструментом считался струнный инструмент «вина», о его происхождении сложены прекрасные легенды. Так же был популярен ситар, скрипка и другие щипковые струнные, характерные только для индийского оркестра. Значительное место занимала группа духовых – прямых и продольных флейт, двойных гобоев. Вместе с разнообразнейшими ударными инструментами они составляли необходимый музыкальных фон в театральных действиях, танцах и культовых церемониях. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.) |