АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные культурологические школы

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Основные профессиональные способности людей (Уровень 4)
  3. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  4. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  5. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  6. II. Основные задачи и функции Отдела по делам молодежи
  7. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
  8. II. Основные принципы
  9. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  10. II. Основные цели, задачи мероприятий
  11. III ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ
  12. III. Основные направления уголовно-правовой политики

Раздел 2. Развитие взглядов на культуру в истории человеческой мысли.

Специфика рассмотрения культуры в ХХ в.;

основные культурологические школы

Понятие "культура" чрезвычайно широко по объему и поэтому представляет значительную трудность при определении. Несколько сотен определений этого понятия, представленных в социально-гуманитарной сфере знания, делают акцент на различных сторонах культуры как сущностных. Но трактовка термина зависит не только от различия в интерпретациях этого термина, она проходит и временную эволюцию. Разные исторические эпохи накладывали свои стереотипы на отношение к человеку и к культуре. Можно выделить основные этапы этой эволюции.

Собственно научное отношение к термину "культура" формируется в Новое время. Впервые пристально изучать проблемы специфики бытия человека стали просветители XVIII в. Этот подход можно назвать просветительским. Он исходит из отождествления разумной и культурной деятельности. В понятие "культура" вкладывается позитивный смысл, связанный с интеллектуальным совершенствованием человека. Невежество – "мать всех пороков", а просвещенность человека – "высшее благо и добродетель". Чем более воспитан и образован человек, тем он культурнее, тем он лучше – основной смысловой фон этой трактовки.

В конце XVIII – начале XIX в. в связи с активным изучением антропологами и этнографами народов, находящихся на неолитической стадии развития, формируется новый подход к пониманию культуры. Этот подход можно назвать этнографическим. Культура оказывается не только и не столько результатом разумной деятельности человека, сколько стереотипом поведения, включающим как сознательные, так и бессознательные основания. Появляется новый термин, который становится ключевым для понимания разницы национальных культур. Этот термин – менталитет. Менталитет можнопонимать как систему сознательных и бессознательных образов и представлений, которые лежат в основе понимания человеком мира и своего места в этом мире и которые определяют поступки и поведение людей. Понятие "ментальность" автоматически влечет за собой понятие "повседневность". Приватная, семейная, территориально-соседская жизнь индивида определяет способы его неофициального общения, которые более укоренены во внутреннем мире личности, ибо основаны на личных переживаниях, личных симпатиях и антипатиях. Экзистенциальные основания бытия (любовь, судьба, смысл жизни) вырастают именно на этой приватной почве.

Следующим серьезным шагом в понимании культуры можно считать социально-деятельностную ее трактовку. Она возникает в середине XIX в. и связана с формированием марксизма. Культура понимается как процесс опредмечивания и распредмечивания человеческих сущностных сил (К.Маркс). И в этом плане кроме акцента на предметном носителе культуры делается акцент на материальной и духовной ее составляющих. Кроме того, Марксом была обоснована связь культуры со всеми сферами социальной жизни, а следовательно, понимание истории культуры как единого целостного процесса.

Со второй половины XIX в. формируется критическое отношение к культуре. Плоды человеческого разума начинают оцениваться вовсе не так оптимистично, как раньше. Это проговаривается впервые в творчестве художников и мыслителей-романтиков. Своего апофеоза критика культуры достигает в философском направлении " философия жизни ", одним из ярчайших представителей которого был Ф.Ницше. Ницше рассматривает культуру как этап развития жизни вообще, этап, непосредственно предваряющий появление "сверхчеловека", существа, гармонично развивающего в себе бинарные оппозиции культуры – дионисийское и аполлоновское начала. Ницше писал об опасности консервации жизни в культуре, когда, привыкнув к сухим формулировкам и правилам, человек утратит свое естественное игровое, творческое начало.

В начале XX в. в России возникла школа под названием "русский космизм", которая рассматривала культуру как этап в развитии космоса, вселенной. Теоретики этого направления (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский) скрупулезно изучали связь социальных и объективных природных процессов, что, например, было выражено в обосновании понятия "ноосфера" и учении о космическом будущем человечества. Такое понимание культуры принято называть биосферным.

Критическое отношение к последствиям организованной культурной жизни человечества стало основанием для формирования психоаналитической трактовки культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, О.Ранк). Культура здесь понималась как результат процесса сублимации разрушительной энергии либидо, а также как проявление накопленного поколениями коллективного опыта (коллективного бессознательного). Основания культурной деятельности оказались биологическими, а культура – сложным процессом "переплавки" биологического в социальное.

Исследованию предметной основы этого процесса посвящены семиотические трактовки культуры, которые развивались весь XX век, от символической школы Э.Кассирера до постструктурализма. Ярчайшим представителем этого направления в России является Ю.М.Лотман, создавший в 70-е годы знаменитую тартусскую школу. Он ввел в обиход новое понятие, выявляющее сущность культуры – "семиосфера". Единицей культуры в этом смысле является не мысль, не предмет, не архетип, а текст.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)