|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Акцент на вариативностиТак называемое постиндустриальноеобщество складывается в Европе в 60-е годы ХХ века. Термин «постиндустриальное общество» появляется и применяется в исследовании современного этапа развития культуры (после 60-х годов ХХ века) в работах таких исследователей, как Д.Белл «Становление индустриального общества" (1973) и О.Тоффлер «Третья волна» (1980). Сам термин был предложен Д.Беллом. Пост … - приставка, означающая отрицание непосредственных предшественников. Это отрицание не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает ее значение постановкой в ряд других форм. Постиндустриальноеобщество постепенно складывается в процессе эволюции и преобразования общества индустриального; оно соответствует характеру и уровню развития многих стран Западной Европы и Северной Америки второй половины ХХ в. Производство в обществах этого типа ориентировано не на объемы, а на качество продукции, на разнообразие рынка, на потребителя. Проблема квалификации, образованности, компетентности людей, занятых в производстве, становится условием его продуктивности. Такое общество характеризуется переходом на компьютерные системы получения, обработки и хранения информации (следовательно, и принятия управленческих решений), а также на автоматизированные системы производства. Переход к обществу нового типа отмечен процессами деконцентрации и децентрализации в производстве и сфере принятия решений (распределение властных полномочий). Общество приходит к гибким режимам и графикам, ценятся оптимальные размеры и масштабы во всех сферах производства и жизни. Техническая база постиндустриальной культуры основывается на достижениях биологии, электроники, использовании искусственных материалов, производство становится менее громоздким и менее экологически опасным. Вообще, экологическим проблемам уделяется много внимания, разрабатываются программы по охране и восстановлению среды. Основой социальной организации становится либеральная демократия, базирующаяся на стремлении к гарантированному обеспечению каждого разнообразными социальными благами (по расчетам идеологов системы). Такая организация должна инициировать тотальный социальный компромисс, переход к системе "мягких социальных взаимодействий", "неконфронтационному типу солидарности", вытеснению национальных, религиозных, сословных и иных традиций в сферу приватной жизни индивида. Однако это приводит к поливариантности в понимании власти и права, демонтажу социальной структуры. В культуре постиндустриального общества большое значение приобретает тема преодоления стандартов. Для этой культуры характерно такое явление, как постмодернизм. Он выражается в критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров мышления. Основная цель постмодернизма – смещение, " деконструкция " проекта Просвещения. Основные темы, критикуемые постмодернизмом (реальность, истина, язык, человек, история, знание), - главные темы культуры Просвещения. Если основными характеристиками реальности в нововременной картине мира являются стабильность, целостность, неизменность, то ключевым моментом постмодернистского понимания реальности является признание изменчивости, случайности. Постмодернизм отклоняет всякую претензию на соотнесение текстов культуры с реальностью. Сама реальность, которую так увлеченно изучали в культуре Нового времени, постмодернизму представляется текстовой по своей структуре. Представители постмодернизма работают не с жизнью, а с текстом ("все тексты написаны"). Текст же (в отличие от реальности) открывает возможность для бесконечных интерпретаций, трансформаций, в центре внимания оказывается изменение. Любое явление реальности-текста (реальности как текста) воспринимается как "продукт времени и случая". Культура постиндустриального общества проповедует мультикультурализм, выражающийся в форме имитации стилей всех времен и народов, мозаичности и цитатности, открытости всем эпохам и культурам. Иронизирование и деканонизация идей и авторитетов лежат в основе постмодернизма. В качестве положительных итогов постиндустриального образа жизни следует отметить глобальную коммуникацию между людьми всего мира, свободу передвижения миллионов людей, возможность неограниченного накопления и обработки информации. В числе проблем - проблему психологической адаптации человека в избыточной информационной среде. Положение человека можно определить как стремление к многомерности и индивидуальности. Человек сам выбирает и строит свою жизнь и взаимоотношения с людьми, его социальное положение играет все меньше роли. С одной стороны, возникает возможность реализации ницшевского проекта «сверхчеловека» с ориентацией на свободное от условностей, творческое, игровое решение своей жизни с сохранением простейших витальных доминант. С другой, это может сопровождаться отсутствием определенных целей жизни, что приводит к утрате ее цельности, т.е. и смысла, и очень часто сопровождается состоянием деперсонализации (выражающимся формулой "мне все равно"). Основной понятийный ряд эпохи постмодерна: интерпретация, дискурс, контекст, языковая игра, условность, ирония, ситуативные ценности, разногласия, непредсказуемость развития.
Раздел 8. Культурологический анализ проблем человеческой экзистенции Способы, с помощью которых существует культура, - язык, система знаков и символов. Это форма ее материализации. Однако эти знаки не самоценны, они лишь носители человеческой информации о мире - смысла. Именно процесс смыслообразования составляет онтологический стержень и первичный принцип развертывания всего универсума внебиологической активности человека. В культуре человек осознает и ощущает себя как существо особой природы, существо, которому дороги его состояния, переживания; именно способность их испытывать и передавать другим и составляет человеческую уникальность. Что же это за состояния? Это те, прежде всего, через которые человек переживает свою жизнь как "подлинную". В философии ХХ века их принято называть экзистенциальными состояниями, "рубежными", "краеугольными", концентрирующими в себе смысл жизни. Эпоха раскрывает свои особенности именно тогда, когда будут поняты не только логические, но и эмоциональные соответствия знаков и символов, когда будет прочитана "эмоциональная история". Например, любовь как раз и является проявлением экзистенциальных чувств человека, состояние любви – то, ради чего "жить стоит". Каждая эпоха, цивилизация и крупная этническая общность придают любовным отношениям определенную структуру и регулируют их при помощи обычаев, традиций, системы ценностей. Любовные состояния обретают своих материальных носителей в виде символов, произведений, героев-любовников. Стоит назвать такие расхожие знаки любви, как "красная роза", "лунная ночь", "нежный шепот", "Тристан и Изольда", "Дон Жуан", и мы воскрешаем нечто чрезвычайно ценное для человека. Экспрессивный мир личности, таким образом, становится элементом культурно-исторической реальности. С другой стороны, любовь выступает способом личного переживания общекультурного смысла. Но не только состояние любви определяет ценностно-смысловое поле культуры. К числу экзистенциальных переживаний могут быть отнесены переживание человеком своей жизни как направленной и подчиненной закону ("судьба"), переживание конечности жизни через отношение к смерти, переживание полноты бытия (радость, веселье) или его несоответствий (смех и печаль). Все эти состояния обязательно присутствуют в любом пространственно-временном поле культуры, с одной стороны, воспроизводя свою качественную определенность, с другой - меняя ценностные акценты в соответствии с общей картиной мира. Рассматривая экзистенциальные состояния, мы рассматриваем не часть картины мира, а ее сторону, срез. Способ решения проблемы судьбы, например, связан со всеми компонентами картины мира: отношений человек – природа, человек – Бог, человек – общество, человек – человек и т.д. Так, в средневековой европейской культуре судьба есть провиденциализм, предрешенность как земной жизни человека, так и жизни природы божественной программой. А человек Нового времени ловит шанс, активно использует любую возможность для осуществления своего дела, ведь именно от его активности будет зависеть успех и полнота всей его жизни. Судьба мешает любовникам Тристану и Изольде жить правильно, но они не сопротивляются, не пытаются бороться за свое счастье, зато любовники Вронский и Каренина активно ломают все устоявшееся, реализуя шанс быть счастливыми. Жизненный сценарий человека небезучастен сценарию эпохи (картине мира), раскрыть их соответствие и помогает исследование экзистенциальных состояний в исторической динамике.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |