|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Культура как объект культурологического анализаПричины многообразия определений культуры. Мир культуры – специфически человеческий мир, культура как система норм, как способ хранения и передачи информации, как человеческое общение, как предметность. Существование человека в культуре – непрерывный и разноуровневый диалог, обмен опытом посредством культурного кодирования. Культура как процесс формирования и развития духовного мира человека. Самоопределение человека в культуре – формирование целостной картины мира. Проблема неоднородности культур. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Тип культуры как совокупность черт определенного культурного сходства у социальных групп разного масштаба, которые выделяются по разным основаниям для удобства описания и классификации изучаемых феноменов. Способы выделения разновидностей культуры (в зависимости от субъекта-носителя, субъекта-создателя, видов деятельности, духовного и материального основания). Основные функции культуры (человекотворческая, социальной памяти, адаптационная, регулятивная). Культура и близкие ей понятия: социум и цивилизация.
Тема 3. Культура как смыслосозидающий и смыслопередающий аспект человеческой деятельности. Культурные языки и коды. Норма как способ фиксации культурных ценностей Культура как аккумулятор смыслов: смыслообразование и самоорганизация смыслового пространства - стержень и первичный принцип развертывания всего универсума внебиологической активности человека. Смысл как квант культуры, как дискретное психическое состояние, как ценностно переживаемое значение, выражаемое в кодах. Понимание культуры как системы высказываний, текстов, языков. Семиотическое и информационное измерение культуры. «Семиосфера» (Ю.М.Лотман) – сфера знаковой деятельности человека и ее результатов. Отношение к любым артефактам как к текстам. Вербальные и невербальные языки культуры. Локальная и социальная специфика языков культуры. Социальный смысл разнообразия языков культуры. Социокультурная коммуникация как базовый механизм и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивающая формирование социальных связей, управление и регулирование совместной жизнедеятельностью людей, накопление и трансляцию социального опыта. Необходимые условия и компоненты коммуникации: наличие общего языка, наличие каналов передачи информации и правил осуществления связей. Норма как утверждение общественно-ценного поведения. Культурные нормы как законы и стандарты социального бытия людей. Виды норм (институциональные, этнографические, конвенциональные, эталонные). Формы фиксации норм в культуре. Нормирование и знаковость как основные направления внебиологической человеческой деятельности. Норма и знак – факт, свидетельствующий о наличии культуры.
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА КУЛЬТУРУ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ. СПЕЦИФИКА РАССМОТРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ХХ ВЕКЕ; ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Историческое развитие представлений о культуре. Античное понимание культуры как воспитания, образования. Средневековые взгляды на культуру, появление идеи развития человека и социума. Возрожденческие упования на культурную индивидуальность, личность как основной субъект культуры. Нововременное понимание культуры как разумной деятельности образованного индивида, ведущей к прогрессу общества. Логика развития культуры как совершенствование разума в эпоху Просвещения. Социально-деятельностная трактовка культуры как процесса опредмечивания и распредмечивания человеческих сущностных сил (К.Маркс). Романтическая критика культуры как норм и стереотипов поведения, навязываемых личности обществом (Ф.Шеллинг). Философия жизни и мифопоэтический подход к культуре (Ф.Ницше). Учение о дионисийском и аполлоновском началах в культуре. Основные школы в теории культуры ХХ в.: биосферная (Т. Де Шарден, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский); психоаналитическая (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, О.Ранк); социологическая (М.Вебер, П.А.Сорокин); структурно-символическая (Э.Кассирер, К.Леви-Стросс, Ю.М.Лотман); школа «Анналов» (Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф); цивилизационная (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).
РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРНАЯ СОЦИОДИНАМИКА Понятия «динамика», «развитие», «прогресс». Определение направленности развития культуры: прогрессивность, регрессивность, эволюционность, революционность, кризис, стагнация. Скорость и темпы изменений в культуре. Типы изменчивости социокультурных систем: культурогенез, трансляция, культурная диффузия, трансформация культурных форм. Объективные факторы, влияющие на развитие культуры, синхронность в развитии разных культур, необратимые процессы в культуре. Проблемы историко-культурной систематизации. Основные позиции во взгляде на историко-культурную динамику: теории линейного (эволюционного) и цивилизационного (циклического) развития истории и культуры. Закономерности развития культуры в линейных теориях. Теории Г.Гегеля, К.Маркса, К.Ясперса, Н.Бердяева. Основные вехи развития культуры в общечеловеческом масштабе. Факторы, определяющие развитие культуры. Понятие «осевое время». Закономерности развития культуры в цивилизационных моделях развития. Теории Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Циклизм и установка на уникальность развития отдельного культурного организма. Ритмы развития этноса, время расцвета и упадка культуры в теории этногенеза (Л.Гумилев). Синергетический подход в исследовании социокультурных процессов (Ю.М.Лотман). Установка на сложную траекторию развития, многовариантность, нелинейность, необратимость процессов, происходящих в сложных самоорганизующихся системах. Понятия бифуркации, катастрофы, аттрактора, диссипативности.
РАЗДЕЛ 4. ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ Проблема возникновения культуры как центральная проблема культурологии, ее значение для конкретизации знания о культуре, выработки исходной теоретической модели. Соотношение культурогенеза, антропогенеза и социогенеза. Факторы, определившие появление культуры в первобытном обществе. Временные и пространственные рамки первобытной культуры. Способ социальной организации: от кровнородственного в мустьерскую эпоху до территориально-соседского в неолите. Становление опыта социальной жизни: тотемизм и феномен табуирования. Социальная регуляция: обычай, обряд, ритуал, постепенное разделение социальных функций. Культура как система принятых норм поведения. Особенности отношения к миру «естественного человека»: партиципация, анимизм. Магия как универсальная деятельность древних. Выстраивание картины мира как первая культурная работа, выработка специфически человеческих способов хранения и передачи социально ценной информации. Система бинарных оппозиций – способ упорядочения мира через упорядочение переживаний о нем, первая логика освоения мира. Означивание пространства и времени (центр-периферия, верх-низ, закат-восход, день-ночь и т.д.) в системе бинарных оппозиций. Понятие хронотопа как архаичного целостного образа мира, подчинение космическому ритму. Пространство и время в бытовых предметах, постройках, специальных знаках. Вещь как носитель информации о мире: выделение цвета, формы, звука, закрепление за ними смысловых значений. Первобытная мифология как способ освоения, окультуривания окружающего мира. Отражение представлений о мире в первобытном искусстве. Искусство как способ передачи опыта переживаний. Жизненные ценности и цели: от борьбы за выживание до борьбы за «место под солнцем». Итог первобытности: активное развитие психики, становление языка, формирование образного и абстрактного мышления, формирование мифопоэтического сознания, навыков изобразительного творчества. Формирование культуры как способа хранения и передачи жизненно ценной человеческой информации, норм человеческой жизни. Основной смысловой ряд первобытного сознания: тотем, табу, магия, кровь, инцест, экзогамия, инициация, ритуал, хронотоп, мировое древо, верхний и нижний мир.
РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТУРА В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: АКЦЕНТ НА СТАБИЛЬНОСТИ Пространственные и временные характеристики традиционного общества: эпоха раннегородских цивилизаций в Европе, Азии, Америке. Осевое время и его духовная сущность. Основные черты традиционного общества: главенство государственной собственности, сакральная деспотия, общинный тип хозяйствования, корпоративность, определяющая роль традиции в формировании жизненных ориентиров. Традиционный «Восток» (индо-буддийский, китайско-конфуцианский и арабо-мусульманский культурные типы); традиционность античного мира; черты традиционности в европейском средневековье. Традиция как способ сохранения и передачи жизненных норм. Традиция как социальная машина, превращающая энергию в устойчивый социальный стереотип. Способ социальной организации традиционного общества: религиозные установления, политический закон. Способ социальной регуляции: тотальное насилие. Природа как среда обитания и основной законодатель естественного традиционного человека. Смысловая религиозная революция «осевого времени»: появление «религий спасения» и идеи безличного Бога, формулировка основных вопросов бытия. Строгая иерархичность и регламентированность религией и мифологией пространственно-временной картины мира. Изменения в хронотопе. Циклическое время и замкнутое, структурированное пространство. Подчинение сверхъестественному как безусловному закону. Возможность ментального общения со сверхъестественным. Трактовки будущего в традиционном обществе. Вещь как «сокровище»: ее уникальность и посредническая функция между мирами (сакральным и профанным). Храм: его внутренняя и внешняя организация как репрезентация представлений об устройстве Вселенной. Появление идеальной модели личности: «личность-аристократ»; ее черты - мужской пол, благородство, зрелость, мудрость. Ориентация культуры на элиту. Интровертная ориентация человека при корпоративной заданности жизни. Целостность в понимании человека: тело как носитель духовного, символическое оформление тела (одежда, ритуальные символы). Жизненные ценности и цели: адаптация к историческим условиям бытия (к социальному окружению, соседним народам) и воспроизводство основных форм социальной жизни как религиозно санкционированных и единственно правильных. Стремление личности к достижению совершенства через адекватное исполнение социальной роли. Основной смысловой ряд традиционного общества: традиция, власть, сословие, иерархия, сакральность, путь, судьба, откровение, символ. РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТУРА В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ: АКЦЕНТ НА ДИНАМИКЕ Появление индустриального общества в Европе в Новое время. Основные черты индустриального общества: тип хозяйства – индустрия: частная собственность, конкурентная борьба. Основные характеристики культуры - динамизм, ориентация на инновации, рациональность. Светский характер культуры. Модернизация как основная отличительная черта «западного общества». Способ социальной организации: формирование основ гражданского общества. Способ социальной регуляции: разумная декларированная норма. Логоцентризм как системная упорядоченность во всех областях жизни и сущность модернистской картины мира. Универсум вместо Космоса: гомогенность, абстрактность, безмерность Вселенной; дискретность и механистичность мира, его пространственно-временные координаты. Природа как «неисчерпаемая кладовая» и «мастерская», природа как гигантский механизм. Пространство и время как координаты-ориентиры человеческой жизни (метрологическая точность), наделение пространства и времени потребительскими характеристиками (пространство и время как товар), феномен ускользающего времени и страх смерти. Беспредельное расширение пространства и границ обитания человека. Обезличивание вещей, постепенное стирание их символического смысла: функциональность и материальная ценность вещей, их "обмирщение". Механистическое понимание человека («человек-машина»). Диктат «законодательного разума». Формирование идеальной модели личности – «бизнесмен»: погоня за успехом, но самоограничение и самоконтроль, доминанта рассудка над эмоциями. Тотальный контроль над телом: «человек в мундире». Экстравертированность индустриального человека и индивидуализм. Жизненные ценности и цели: высоко автономная личность, открыто продающая свой труд и талант на рынке с едиными для всех правилами. Успешность, достижение материального благополучия как жизненный идеал. Основной понятийный ряд эпохи модерна: законодательный разум; истина, цель, иерархия; нормативные ценности: свобода, согласие, порядок, прогресс.
РАЗДЕЛ 7. КУЛЬТУРА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ: АКЦЕНТ НА ВАРИАТИВНОСТИ Появление постиндустриального общества в 60-е годы ХХ века. Общемировой организм и глобальные проблемы современности. Тип хозяйствования: преобладание информационных технологий и сферы услуг; «общество потребления» аудиовизуальных средств. Поливариантность в понимании власти и права, демонтаж социальной структуры. Способ социальной организации: либеральная демократия. Способ социальной регуляции: система «мягких социальных взаимодействий», «неконфронтационный тип солидарности». Заявление равноправия или равноценности представителей всех социальных групп и всех форм поведения при реальном доминировании «меньшинства» в культуре. Реализация ницшевского проекта «сверхчеловека»: ориентация на свободное от условностей, творческое, игровое решение своей жизни с сохранением простейших витальных доминант. Постмодернизм как культурная тенденция современности. Мультикультурализм и деконструкция как основные отличительные черты постмодернистской картины мира. Отсутствие единой парадигмы в понимании пространства и времени, в трактовке физической реальности. Неопределенность в понимании будущего. Синергетика - попытка проанализировать будущее с позиции самоорганизующихся сложных систем. Появление экологической культуры как средства сохранения человека в мире природы, пути преодоления глобального экологического кризиса с точки зрения культуры. «Языковые игры» как способ обмена информацией, радикальный плюрализм «языковых игр». Первичность знаковой реальности, вещь как «симулякр». Контекстная обусловленность смысла вещей и событий. Исчезновение смысловой доминанты во всех сферах жизни. Растворение человека в многообразии форм жизни. «Человек - конструктор миров». Основной понятийный ряд эпохи постмодерна: интерпретация, дискурс, контекст, языковая игра, условность, ирония, ситуативные ценности, разногласия, непредсказуемость развития.
РАЗДЕЛ 8. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭКЗИСТЕНЦИИ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |