АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения права вооруженных конфликтов

Читайте также:
  1. I. Значение владения движимыми вещами (бумагами на предъявителя и правами требования как вещами)
  2. I. Общее понятие о вещных правах на чужую вещь
  3. I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
  4. I. Права угодий в чужих имениях и общее понятие о сервитутах
  5. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  6. I. Экспресс-опрос по основным положениям темы
  7. II. Общее понятие об ограничениях права собственности
  8. II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  9. II. Основные направления работы с персоналом
  10. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  11. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
  12. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Право вооруженных конфликтов (далее - ПВК) обладает значительной спецификой и занимает особое место в системе международного права.

В науке международного права до сих пор нет единого понятия, определяющего отрасль права, регулирующего ведение вооруженной борьбы. Среди ученых отсутствует единство мнений относительно содержания и места этой отрасли в системе современного международного права. Для ее обозначения наиболее часто применяются термины «право войны», «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны», «правила ведения вооруженной борьбы», «международное гуманитарное право». Проблема унификации терминов не относится к разряду второстепенных. Ее решение важно как для теории, так и для практики.

Термин «право войны», используемый такими учеными, как Ф. Бербер, А. Фердросс и др., уже в своей основе содержит противоречие, так как война предполагает применение силы, а право ее отрицает, олицетворяя собой справедливость. К тому же эти авторы под «войной» понимали вооруженную борьбу лишь между государствами. Введение в употребление Д. Шиндлером и И.Н. Арцибасовым термина «право вооруженных конфликтов» призвано было адаптировать «право войны» к современным международным отношениям, поставившим войну вне закона. Новый термин предназначался для регулирования любого вооруженного конфликта, однако не нашел широкой поддержки среди ученых. Л.И. Савинский предлагал именовать данную отрасль «международным правом и вооруженными конфликтами», включив в нее «право предотвращения войны», «право запрещения войны» и «право вооруженных конфликтов» Однако «право предотвращения войны» и «право запрещения войны» рассматриваются доктриной как самостоятельная отрасль международного права («право международной безопасности»). Термин «законы и обычаи войны», используемый Л. Оппенгеймом, не вполне корректен, поскольку в международном праве законы отсутствуют, а употребление лишь термина «обычаи войны» означало бы отрицание наличия конвенционных норм. Термин «правила ведения вооруженной борьбы» сужает предмет правового регулирования этой отрасли международного права, поскольку уже предполагает начало такой борьбы, а указание на «правила» говорит о наличии комплекса исключительно технических норм. Этот термин не охватывает правоотношения, которые возникают в связи с такой борьбой. Вместе с тем представляется важным, что совокупность принципов и норм, устанавливающих правила ведения вооруженной борьбы, привела к формированию самостоятельной отрасли международного публичного права. И это положение в настоящее время никем не оспаривается.

Таким образом, термин «международное гуманитарное право» наиболее полно и четко отражает суть проблемы. Он нашел широкое применение в документах ООН, Международного Комитета Красного Креста (далее - МККК). Международное гуманитарное право (далее - МГП) представляет собой самостоятельную отрасль международного публичного права.

Международное гуманитарное право - это совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.[1]

МГП содержит более 90 международных договоров, деклараций и иных нормативных актов, в которых сформулированы вопросы отношений, связанных с подготовкой и ведением операций (боевых действий), международно-правовые обязательства, ответственность государств и физических лиц.

Специфическим предметом регулирования МГП являются как отношения между субъектами в период вооруженной борьбы (средства, способы ведения войны и т.д.), так и их отношения в связи с такой борьбой (режим раненых, военнопленных, заключение соглашений о перемирии, подписание мирных договоров и т.д.). Эти отношения возникают между воюющими сторонами во время войны, международного и немеждународного вооруженных конфликтов.

Источники МГП содержатся в Статуте Международного Суда, принятого в Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.

Статья 38.1 Статута Международного Суда гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные государствами; в) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; д) с оговоркой, указанной в ст. 59 Устава ООН[2], судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Статья 38.1. п. «b» Статута Международного Суда определяет международный обычай как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В МГП существует специальное положение, в котором обычное право называется одним из его источников. Оно сформулировано следующим образом. В случаях, не подпадающих под договорное право, гражданские лица и комбатанты находятся под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания («оговорка Мартенса»). Эти принципы действуют во всякое время, повсеместно и при любых обстоятельствах, так как они отражают обычаи народов.

«Оговорка Мартенса» впервые появилась в преамбуле второй Гаагской конвенции 1899 г. о законах и обычаях сухопутной войн и в последующем воспроизводилась в похожих вариантах в текстах более поздних договоров, регулирующих вооруженные конфликты. В узком смысле оговорка служит напоминанием о том, что обычное международное право продолжает применяться после принятия какой-либо договорной нормы. В широком смысле оговорка предполагает, что не является разрешенным то, на что в договоре нет явного запрета.

МГП состоит из двух разделов (подотраслей), определенных в соответствии с их договорными источниками: Гаагского права и Женевского права. Однако первоначальное различие между Гаагским и Женевским правом постепенно стирается. Тем не менее различие между ними, по сути, обусловленное различием в самой их природе, представляется важным для практического понимания МГП.

Гаагское право обусловливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба, а также устанавливает понятия оккупации и нейтралитета. Цель этого права - регулировать военные действия, и в соответствии с этим оно частично основано на понятиях военной необходимости и сохранения государства. Поэтому оно адресовано в основном командирам всех уровней и через них должно доводиться до всех военнослужащих в порядке подчинения. К сожалению, Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны РФ 8 августа 2001 г., вообще не проводит различия между подотраслями МГП. В этой связи существует необходимость остановиться на них особо.

Гаагское право включает в себя:

а) Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, войны на море, войны в воздушном пространстве, о правах и обязанностях нейтральных держав (1899 и 1907 гг.) и др.;

б) различные соглашения, относящиеся к применению конкретных видов вооружений: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.); Гаагская декларация, касающаяся запрещения применения легко сплющивающихся и разворачивающихся в теле человека пуль (1899 г.); Женевский протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны (1925 г.); Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980 г.) и четыре Протокола к ней: Протокол о необнаруживаемых осколках; Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств; Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; Протокол об ослепляющем лазерном оружии; Протокол по взрывоопасным пережиткам войны (2003 г.) (см. табл.1)

Женевское право (см. табл.2) или собственно гуманитарное право, охраняет интересы военных, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в боевых действиях. Оно относится: к жертвам вооруженных конфликтов (военнопленным, раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, погибшим); к гражданскому населению в целом; к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским службам. Типовое Женевское право включает в себя: а) Женевские конвенции 1864, 1906 и 1929 гг., замененные или дополненные; б) Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, об обращении с военнопленными и о защите гражданского населения во время войны.

Смешанное право (табл.3) включающее положения как Гаагского, так и Женевского права, состоит из: Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта (1954 г.); двух Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г., а именно Дополнительного протокола I, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Дополнительного протокола II, касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

Задачей МГП является регулирование военных действий в целях облегчения приносимых ими тягот и лишений. Поэтому МГП имеет своей конечной целью: свести к минимуму гибель людей и разрушение материальных ценностей; обеспечить уважительное (доверительное) отношение к нему при любых обстоятельствах.

МГП устанавливает определенные ограничения в отношении:

- военных действий в целом;

- ведения боевых действий вооруженными силами;

- поведения комбатантов в бою;

- поведения гражданских властей и лиц во время войны;

- поведения по отношению к лицам и объектам во время войны, обращения с жертвами войны;

- управления оккупированной территорией и поддержания порядка (право военной оккупации);

-взаимоотношений между воюющими и нейтральными государствами (право нейтралитета).

МГП применяется с самого начала военных действий («с первого выстрела»), когда имеют место: война, т.е. вооруженный конфликт между государствами; оккупация территории одного государства другим; длительные и согласованные военные операции в пределах границ одного государства.

Табл.1

Источники международного гуманитарного права
Гаагское право
  I. Конвенции о законах и обычаях войны, войны на море и воздушном пространстве 1. Конвенция об открытии военных действий 1907 г. 2. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. 3. Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. 4. Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г. 5. Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г. 6. Конвенция о бомбардировании морским силами во время войны 1907 г. 7. Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом 8. захвата в морской войне 1907 г. 9. Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г. 10. Декларация о праве морской войны 1909 г. 11. Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к конфликтам на море 1994 г. 12. Правила ведения воздушной войны 1922-1923 г. 13. Конвенция о морском нейтралитете 1928 г.   II. Соглашения о применении конкретных видов оружия 1. Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; 2. Гаагская декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г.; 3. Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.; 4. Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров 1907 г.; 5. Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.; 6. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г.; 7. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении; 8. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.; 9. Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Резолюция ГА ООН 1976 г. N 31/72); 10. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. и пять Протоколов к ней: - Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I); - Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II) (с поправками 1996 г.); - Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III); - Протокол об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV) 1995 г.; - Протокол по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V), 2003 г.  

 

Табл.2

Источники международного гуманитарного права
Женевское право
  1. Женевские конвенции 1864, 1906 и 1929 гг., замененные или дополненные; 2. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: - об улучшении участи больных и раненых в действующих армиях (ЖК I); - об улучшении участи раненых больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (ЖК II); - об обращении с военнопленными (ЖК III); - о защите гражданского населения во время войны (ЖК IV).  

 

Табл.3

Источники международного гуманитарного права
Смешанное право
(включает положение как Гаагского, так и Женевского права)   1. Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (ГК КЦ); 2. Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха) 1935 г.; 3. Два Дополненных протокола к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.: - о защите жертв международных вооруженных конфликтов (ДП I); - о защите жертв немеждународных вооруженных конфликтов (ДП II).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)