|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Моральный фактор как элемент духовной культуры обществаМоральный фактор - сложное и динамичное социальное явление, имеющее конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его объективную основу. Мораль и право — составные части духовной культуры человечества. Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие "человеческий фактор" моральный фактор отражает готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинаково, постольку моральный фактор и рассматривается как мера, т.е. диалектическое единство количественных и качественных показателей человека, его нравственного состояния, моральной культуры, нравственного воспитания. Поскольку моральный фактор - явление объективно-субъективное, постольку им можно управлять, его можно целенаправленно формировать, исходя из состояния общества, общественных потребностей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых обществом задач.. С возрастанием же свободы объективно возрастает и моральная ответственность граждан, а вместе с ней и значимость моральных регуляторов поведения и деятельности людей. 26.Структура морального фактора. Профессионально-нравственное сознание как форма общественного, группового сознания включает в себя два уровня – теоретический и обыденно-психологический. Теоретический уровень представляет собой идеалы, принципы и нормы, усвоенные сотрудником в процессе своей жизни и профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность носит публичный, общественный характер, поэтому содержание профессионально-нравственного сознания определяет господствующие в обществе моральные ценности и идеологические представления. Правоохранительные органы в любом обществе всегда будут отражением идеологии власти и инструментом власти. Существуют некие идеологической константы, неизменное положение правоохранительных органов при любом режиме. Поскольку СПО являются инструментом государства, институтом, упорядочивающим общественные отношения, единственной идеологией наших сотрудников является идеология порядка, обеспечения гарантированного уровня безопасности для всех членов общества, независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности. В обществе может существовать противоречие между различными политическими партиями, конфессиями, классами, но СПО, не вмешиваясь в выяснение правоты той или иной из сторон, предотвращать насилие и обеспечивать безопасность как участников конфликта, так и окружающих. Помимо ценности порядка, другой составляющей идеологии сотрудников является патриотизм в изначальном понимании этого слова. СПО находится, как говорили раньше, на “государевой службе” и должен являться патриотом своего государства, действуя исключительно в его интересах. Стремление к установлению порядка, справедливости и верность интересам государства есть идеи, составляющие идеологическую базу профессионально-нравственного сознания СПО, стали его внутренними убеждениями. Необходимо существование второго уровня профессионально-нравственного сознания – обыденно-психологического. К эмоционально-психологическому уровню сознания обычно относят верность Присяге, совесть, профессиональный долг и профессиональную честь сотрудника. Структуру морального фактора можно проследить и на личностном уровне, не выделяя при этом двух уровней морали. В этом случае он включает в себя следующие элементы: моральные чувства и качества человека или типичные свойства, черты характера; преобладающие мотивы действий, поступков; совокупность доминирующих моральных ценностей; систему морального самостимулирования; типичные нормы поведения; моральные потребности и привычки. Проявление морального фактора существенно зависит от сферы его применения, специфики той или иной системы функционирования моральной стороны духовных сил общества, его различных социальных групп, личности. В этой связи можно выделить следующие уровни проявления морального фактора: общесоциальный (в масштабе всего общества); социальный; отраслевой; коллективный семейный; личностный 27. Специфика морального фактора в служебной деятельности правоохранительных органов. Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов можно охарактеризовать как конкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов, служит повышению ее морального авторитета в обществе Правоохранительные органы, будучи элементом политической системы общества, несут на себе отпечаток морального фактора всей общественной системы, и вместе с тем в силу их специфики моральный фактор имеет здесь своеобразное проявление. Иными словами, речь идет не только о своеобразии проявления морального фактора общества в правоохранительной системе, но и об обратном ее влиянии на моральный фактор общества. в правоохранительных органах в силу их специфики преобладают методы административно-правового воздействия и регулирования. Однако эти методы дают устойчивый положительный результат только при определенных условиях. Во-первых, объект воздействия (личность, группа, коллектив) должен быть достаточно прост и однороден. Во-вторых, субъект воздействия (начальник, наставник, руководящий орган, руководитель) должен по своим свойствам вполне соответствовать объекту. В-третьих, обязанности всех членов коллектива четко определены. В-четвертых, налажена информационная связь между всеми членами коллектива. В-пятых, внешнее административное воздействие дополняется самоуправляемостью коллектива, основанной на нравственной ответственности и компетентности его членов. Если эти условия не соблюдаются, то правовые методы воздействия должны дополняться методами морально-воспитательного характера. На практике, как правило, так и происходит. Наличие в правоохранительной системе обширной правовой базы, регламентирующей действия и поведение сотрудников, существенно упорядочивает их работу, облегчает их взаимодействие между собой, с гражданским населением, органами власти. Важной гранью МФ служебного коллектива являются его обычаи, традиции, нравы, которые, будучи устойчивыми и привычными нормами поведения многих членов коллектива, выступают одновременно и как средство формирования и активизации МФ всего подразделения и отдельных сотрудников. Здоровье морально-психологического климата коллектива есть продукт правильного подбора кадров по профессиональной пригодности и моральной совместимости, стиля деятельности руководителя, взаимодействия в коллективе официальных и неофициальных структур, мобилизация на совместное выполнение служебных задач и коллективная ответственность за их успех. 28. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Правовые нормы задают себе общие координаты деятельности, определяют пределы допустимого. Окончательное решение всегда остается за человеком, который определяет свою линию поведения, осуществляет свой нравственный выбор, руководствуется нравственными принципами, то есть общепринятыми представлениями о должном. Нравственные принципы правоохранительной деятельности – это представление о том, как должны осуществляться общественная справедливость и общественная безопасность. Эти представления воплощаются в правовых нормах и приобретают обязательную силу. Если в повседневной жизни человек действует как индивид, и каждый сделанный им выбор, совершенный поступок характеризуют его лично, то в профессиональной деятельности все действия работника правоохранительных органов воспринимаются окружающими как действия представителя государственного органа, наделенного соответствующими властными полномочиями, являющегося олицетворением и воплощением государственной власти. С одной стороны, это облегчает ему выбор поступка, поскольку закон и ведомственные инструкции диктуют определенный тип поведения. Но с другой стороны, это порождает целый ряд коллизий, когда приходится выбирать между личными убеждениями и требованиями "мундира". В ПО придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников. Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах: 1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества; 2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей; 3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.
29. Сущность и структура морального выбора сотрудников правоохранительных органов. Моральный выбор - это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. МВ характеризуется: наличием объективных условий, предоставляющих различные варианты поведения; возможностью оценки этих вариантов с позиций добра и зла; нравственной необходимостью, т.е. обусловленностью поведения человека действующими в обществе моральными нормами и ценностями. сякий выбор зависит от тех целей, которые встают перед человеком, группой или обществом. Диапазон этих целей, которые определяют содержание выбора, достаточно широк. Он характеризуется и степенью общности субъекта (личность, группа, общество), и значимостью (удовлетворение сиюминутной потребности или наиболее полная реализация интересов субъекта выбора), и уровнем сложности (простая, ясная, легкодоступная цель и цель, требующая преодоления трудностей, связанная с большими материальными, физическими или моральными затратами). Соответственно, и нравственная оценка различных целей будет неоднозначна. Цели, стоящие перед СПО, обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности, уровня правосознания, форм и методов деятельности и многих других факторов. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую цель. Для того чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действии, чтобы затем определить среди них наилучший с его точки зрения. Специфика борьбы с преступностью вносит некоторые особенности в познание вариантов выбора, главная среди которых состоит в том, что сотрудникам правоохранительных органов достаточно часто приходится делать моральный выбор в ситуациях риска, когда трудно выяснить все возможные варианты выбора. В ПО придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников. Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах: 1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества; 2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей; 3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.
30. Нравственные конфликты в правоохранительной деятельности. Нравственный конфликт - это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. Причины конфликтов: Информационные; Структурные; Ценностные; Факторы отношений; Поведенческие факторы; Информационные причины (ИНФОРМ): nИ - Искажения (слухи). Н - Невольная дезинформация. Ф - Факты (неполные, неточные, посторонние, умышленное сокрытие).О - Обнародование (нежелательное).Р - Репрезентативность (ненадежность экспертов, свидетелей, отсутствие кредита доверия к информации).М - Многозначность смыслов 2- Структурные причины (СТРУКТУРА): nС - Статус (столкновение на почве статусных различий или притязаний). Т - Традиции (столкновение традиционных привычек, ценностей, взглядов). Р - Ресурсы (столкновения на почве распределения ресурсов). У - Услуги и товары (столкновения по поводу качеств или цены покупки). К - Контракты (столкновения по поводу контрактов, договоров, соглашений о покупке, меморандумов о взаимопонимании и обещаний). Т - Техника и эффективность ее использования (столкновения по этому поводу). У - Уважение к старшим и другие социальные нормы. Р - Религия и ритуалы (столкновения на почве нарушения или пренебрежения к религиозным нормам или ритуалам). А - Авторитет людей (столкновения на почве пренебрежения к авторитетам). 3- Ценностные причины (ЦЕННОСТИ): Ц - Ценности (столкновение ценностей). Э - Этика (нарушение этических норм). Н - Нужды (ущемление чьих-то нужд). Н - Нормы (нарушение принятых профессиональных или организационных норм). О - Опасения (наличие страхов и опасений, отсутствие доверия). С - Справедливость (ущемление справедливости). Т - Традиции (нарушение принятых традиционных правил, обычно не писанных). И - Идеология (нарушение идеологических ценностей).4- Факторы отношений (БОСС): Б - Баланс силы в отношениях (нарушение баланса сил в отношениях). О - Ожидания ст орон (несоответствие ожиданиям сторон). С - Совместимость (нарушение совместимости в отношениях). С - Стоимость вклада в отношения (Кто сколько вкладывает в создание отношений). 5 - Поведенческие факторы Конфликт вызывает поведение, если оно: А - Агрессивно. Б - Безответственно. В - Властно. Г - Глухое. Д - Демонстративное. Э - Эгоистично. Конфликты могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние конфликты возникают между людьми (личность – общество, личность – группа, личность – личность, группа – группа, группа – общество). Источником внутренних конфликтов является сложность, разнохарактерность мотивов самой личности.Свойства морального конфликта - альтернативность, личностный характер. Особенность нравственного конфликта состоит в том, что следование одной норме морали как бы ведет к нарушению другой нормы. В конфликтной ситуации моральный выбор является отрешением от какой-либо ценности во имя ценности более высокой, обязательно.Классификация конфликтных и экстремальных ситуаций: массовые беспорядки, побег, обезвреживание вооруженного преступника, дебош, разбойные нападения, самозащита с применением оружия, освобождения заложника (ов) и т.п. Аксиомой в разрешении моральных конфликтов нередко является положение о приоритете общественного интереса перед частным. К сожалению, в действительности это положение понимается и реализуется подчас весьма упрощенно и грубо, когда личный интерес противопоставляют общественному. В этом случае конфликтную ситуацию нередко разрешают простым принесением интересов отдельной личности в жертву общему интересу, не замечая при этом, что ситуация при более тщательном анализе обнаруживает, может быть, несколько более сложный способ своего разрешения, но зато такой, при котором реализация общего интереса не потребует каких-то жертв от индивида, когда человек воспринимает общественный интерес как свой личный. Подчинение личного общественному - это крайний, хотя и довольно часто встречающийся вариант разрешения тех ситуаций, в которых другого выхода быть не может. Вспомним, что известный немецкий философ И.Кант истинно нравственным человеком называл того, кто действует вопреки своим личным интересам и желаниям. И все же для оптимального выхода из конфликтной ситуации необходимы не только готовность личности пожертвовать собственными интересами, но и усилия общества по удовлетворению интересов личности. Только в таком диалектическом единстве общественного и личного и возможен правильный моральный выбор. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |