АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ влияния внутренних факторов на процесс опознания

Читайте также:
  1. AGP: ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССОРЫ И КАРТЫ
  2. I. Понятие и анализ оборотного капитала
  3. I. Торможение процесса модернизации в Японии
  4. III. Анализ изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявлении авторской позиции.
  5. III. Анализ представленных работ
  6. Static_cast – безопасное преобразование, не содержит за собой инструкций процессора.
  7. SWOT - анализ предприятия. Анализ возможностей и угроз.
  8. SWOT анализ Липецкой области
  9. SWOT анализ Пермской области
  10. SWOT анализ Свердловской области
  11. SWOT анализ Тамбовской области
  12. SWOT анализ Чувашской республики

Эффективность процесса опознания определяется и рядом внутренних факторов, к числу которых можно отнести уровень тренированности испытуемых, стратегию опознания, индивидуальные особенности испытуемых.

Уровень тренированности испытуемых. Экспериментальные исследования тренировки в процессе опознания визуальных стимулов показывают, что по мере тренировки наблюдается сокращение времени, повышение точности опознания. Так, по данным Р. Аткинсона и Р. Аммонса, полученным при использовании в качестве стимульного материала чернильных пятен [133], латентный период реакции опознания быстро сокращается после нескольких первых предъявлений, а затем снижение идет медленнее. В нашем исследовании на материале геометрических

фигур было показано [42], что латентный период реакции опознания является функцией числа испытаний и проявляет явную тенденцию к снижению по мере тренировки.

Механизмы влияния тренировки исследовались в работах Е. И. Бойко [134], Н. И. Крылова [135], Н. И. Чуприковой [136].

Анализируя результаты исследований процесса тренировки, Леонард выдвинул гипотезу [137] о том, что при этом происходит изменение механизма идентификации от последовательных выборов к параллельным процессам обработки. К аналогичному выводу приходит Нейссер с соавт. [24, 138] на основании исследований процесса сличения на буквенном материале. Результаты исследований показали, что после длительной тренировки время сличения не зависит от числа эталонных букв (число эталонных букв варьировалось от одной до десяти).

На смену механизма опознания в результате тренировки указывает и Н. В. Туркина [139, 140]. Рассматривая динамику времени экспозиции, обеспечивающего правильное опознание в ходе тренировки, она высказывает предположение, что при этом происходит переход от опознания путем выбора среди ожидаемых изображений к эталонному опознанию.

В предыдущем разделе мы указывали на то, что эффективным средством увеличения пропускной способности человеческого канала переработки информации является увеличение мерности стимулов, т. е. числа параметров, по которым они различаются. Однако это предполагает необходимость специального обучения и тренировки, в противном случае эффект увеличения информации на входе будет нивелироваться уменьшением точности и скорости переработки входных сигналов человеком.

Возможности тренировки человека при работе с многомерными стимулами мало изучены. В то же время опознание комплексных многомерных стимулов является значительно более частым случаем в нашей повседневной жизни, чем опознание простых, одномерных стимулов. Поэтому можно ожидать, что резервы для увеличения скорости переработки информации в результате обучения и тренировки при работе с многомерными стимулами достаточно велики.

Каковы возможные гипотезы о ходе тренировки в условиях работы с многомерными стимулами? Выше было высказано предположение о четырех возможных способах обработки многомерных стимулов: последовательном, параллельном, параллельно-последовательном и способе шаблона — путем сличения целостных образов безотносительно к числу их параметров. Можно предположить, что при работе с многомерными стимулами процесс тренировки должен сопровождаться переходом от первого способа к одному из трех последних. Операция опознания многомерного стимула предполагает различение стимула,

сличение отдельных параметров с актуализированными эталонами и называние характеристик этих параметров во внутренней, а затем и во внешней речи. Последнее (а именно, называние) ввиду особенностей артикуляционного аппарата осуществляется последовательно. Эффект тренировки в процессе опознания может привести к переходу от последовательной обработки отдельных параметров в зрительной системе к их параллельной обработке и, таким образом, к параллельно-последовательному способу обработки многомерных стимулов.

Данная гипотеза проверялась в нашем исследовании тренировки в процессе опознания одномерных и многомерных визуальных стимулов [141]. В качестве стимульного материала использовались одномерные, двумерные, трехмерные и четырехмерные алфавиты, составленные из признаков формы, размера, ориентации и цвета. Стимулы предъявлялись испытуемым по одному на экране тахистоскопа в условиях проходящего света и обратного контраста при времени экспозиции 50 мс. Испытуемые выполняли задачу опознания стимулов по одному, двум, трем и четырем заданным параметрам. После предъявления каждого стимула испытуемые давали ответ в речевой форме. В ходе эксперимента регистрировались ответы испытуемых, латентный период сенсоречевой реакции и длительность пауз между последовательными ответами при опознании многомерных стимулов.

При обработке полученных в эксперименте данных оценивались следующие показатели:

— точность опознания по каждому из релевантных данной задаче признаков;

— длительность латентного периода реакции;

— длительность пауз между последовательными называниями значений параметров многомерного стимула;

— время опознания, включающее латентный период реакции и паузы между последовательными ответами;

— продуктивность работы испытуемых

где p — частота правильных ответов; t — среднее время опознания;

К эт— коэффициент эффективности тренировки

β1— продуктивность работы испытуемых в первом опыте;

β2— максимальная продуктивность работы испытуемых, достигнутая в процессе тренировки.

Анализ полученных данных показывает, что точность опознания зависит от характера опознаваемого признака. Для нетренированных испытуемых точность опознания одномерных

стимулов по признакам формы, ориентации и цвета примерно одинакова и колеблется в пределах 88—96% правильных ответов. В результате тренировки точность опознания по этим признакам достигает 100% правильных ответов.

Опознание одномерных стимулов по признаку размера осуществляется со значительно меньшей точностью, которая в ходе тренировки колеблется в среднем в пределах от 56 до 83%. В результате тренировки количество правильных ответов при опознании размера увеличивается незначительно — до 85%.

Точность опознания стимулов нетренированными испытуемыми зависит от мерности алфавита. В целом, за исключением признака формы, одномерные алфавиты до тренировки обеспечивают более высокую точность опознания по сравнению с точностью опознания тех же признаков в структуре многомерного алфавита. Признак формы во всех алфавитах выступал в качестве доминирующего и опознавался испытуемыми в первую очередь. Очевидно, с этим связана независимость точности опознания формы стимула от его мерности. Что же касается остальных признаков, то точность их опознания до тренировки ниже в том случае, когда они обрабатываются в сочетании с другими признаками. Этот факт свидетельствует в пользу гипотезы о последовательной обработке информации в процессе опознания. Можно предположить, что за время обработки — различения, выбора соответствующего эталона, сличения по одному признаку — информация из зрительной памяти стирается, что приводит к снижению точности опознания по второму или третьему признаку по сравнению с точностью обработки этих признаков в структуре одномерного алфавита. Например, точность опознания одномерных стимулов по признаку размера в первом опыте составляет в среднем 83% правильных ответов, а для двумерных стимулов, сочетающих признаки формы и размера, в том же опыте получено в среднем лишь 50% правильных ответов по признаку размера. Аналогично точность опознания одномерных стимулов по признаку цвета в первом опыте составляет в среднем 94% правильных ответов, а для двумерных стимулов, сочетающих признаки формы и цвета, в том же опыте точность опознания по признаку цвета составляет в среднем всего 74% правильных ответов.

Однако по мере тренировки зависимость точности опознания отдельных признаков от того, в структуре одномерного или многомерного стимула они обрабатываются, сглаживается. Так, точность опознания по признаку размера в десятом опыте составляет в среднем 85% правильных ответов при работе как с одномерными стимулами, так и с двумерными, сочетающими признаки формы и размера. Аналогично для признака цвета точность опознания достигает 100% независимо от мерности алфавита. Этот факт — сглаживание зависимости точности опознания от мерности алфавита по мере тренировки — можно рассматривать

как свидетельство в пользу перехода от последовательной обработки информации к параллельной.

Таким образом, эффект тренировки в процессе опознания визуальных стимулов проявляется в резком повышении точности опознания многомерных стимулов при незначительном увеличении точности опознания одномерных. В среднем в процессе тренировки количество правильных ответов увеличивается: для одномерных стимулов — с 92 до 96%, для двумерных — с 78 до 96%, для трехмерных — с 83 до 95%, для четырехмерных — с 88 до 95%. В результате точность опознания одномерных и многомерных стимулов достигает общего уровня.

Рис. 30. Зависимость латентного периода реакции опознания от верности стимулов и уровня тренированности испытуемых.   Рис. 31. Зависимость длительности пауз при опознании четырехмерных стимулов от характера опознавательного признака и уровня тренированности испытуемых.  

Латентный период реакции опознания резко сокращается по мере тренировки испытуемых при работе как с одномерными, так и с многомерными стимулами (рис. 30). Однако и после тренировки время опознания одномерных стимулов продолжает оставаться существенно ниже латентного периода реакции для многомерных кодов. Что же касается последних, то различия между ними по величине латентного времени опознания не являются значимыми.

При опознании многомерных стимулов испытуемые должны были называть ряд параметров предъявленного стимула (например, «квадрат — первый» или «треугольник — синий» и т. п.). При этом регистрировалась длительность пауз между последовательными ответами испытуемых. Анализ полученных в эксперименте данных показывает, что длительность пауз резко сокращается по мере тренировки. При этом нивелируются различия

во времени пауз для алфавитов различной мерности. Кроме того, если до тренировки длительность пауз определяется преимущественно характером признака, называнию которого предшествует пауза, то к концу тренировки (особенно для трех- и четырехмерных стимулов) эта зависимость сглаживается и различия в длительности пауз для разных признаков становятся несущественными (рис. 31).

Отмеченные факты могут быть интерпретированы следующим образом. При опознании многомерных стимулов нетренированными испытуемыми переработка информации по каждому параметру стимула в системе выбора эталона из памяти, в блоке сличения и системе подготовки ответной речевой реакции реализуется последовательно. По мере тренировки происходит переход от последовательного сличения к параллельному, что приводит к резкому сокращению длительности пауз между последовательными ответами испытуемых и к нивелированию различий в длительности пауз для разных опознаваемых параметров. Тот факт, что латентный период реакции опознания значимо не возрастает с увеличением числа опознаваемых параметров с двух до четырех (см. рис. 30), свидетельствует в пользу одновременного и параллельного сличения отдельных параметров стимула. Однако, очевидно, одновременное сличение по нескольким параметрам замедляет процесс обработки информации, в результате чего латентный период реакции для многомерных стимулов превосходит время опознания одномерных.

Сравнение показателей продуктивности работы и эффективности тренировки испытуемых в процессе опознания одномерных и многомерных стимулов показывает, что с увеличением мерности алфавита продуктивность опознания до тренировки сокращается с 0,87 (в среднем) для одномерных до 0,11 — для четырехмерных стимулов. Однако поскольку коэффициент эффективности тренировки возрастает с увеличением мерности алфавита, продуктивность работы с многомерными стимулами растет более резко в процессе тренировки, хотя и не достигает уровня продуктивности опознания одномерных стимулов.

Результаты исследования показывают необходимость специального обучения и тренировки при работе с многомерными алфавитами. При этом возникает задача определения объема тренировки, необходимого и достаточного для достижения высокого уровня продуктивности работы. Чтобы подойти к решению этой задачи, при обработке полученных в исследовании результатов анализировалась динамика тренировки, т. е. определялось, на каком шаге тренировки испытуемые достигают высоких и стабильных показателей продуктивности опознания различных алфавитов. Полученные данные показывают, что предпринятая в исследовании тренировка испытуемых оказалась достаточной для достижения высокого и стабильного уровня продуктивности опознания одномерных стимулов. Динамика

продуктивности опознания многомерных стимулов в процессе тренировки свидетельствует о том, что можно ожидать дальнейшего сокращения времени опознания многомерных стимулов с увеличением длительности тренировки.

Эффект тренировки исследовался нами и в процессе опознания одномерных и многомерных слуховых сигналов. Исследование проводилось на материале одно-, дву- и трехмерных слуховых стимулов, варьирующихся по параметрам частоты, интенсивности и длительности, с тремя градациями каждого из параметров. В эксперименте принимали участие четверо испытуемых, с каждым из которых было проведено по 10 опытов. Интервалы между опытами составляли один-два дня.

Полученные в эксперименте данные показали, что точность опознания одномерных стимулов близка к 100% уже в первом опыте. Точность опознания двумерных и трехмерных стимулов в начале тренировки низка: в среднем 61,8% правильных ответов для двумерных алфавитов и 62,0% — для трехмерного. В ходе 10 тренировочных опытов наблюдается постепенное возрастание точности опознания этих стимулов. К концу тренировки точность опознания двумерных стимулов повышается до 90,8, а трехмерных — до 92,5%.

Информационный анализ показал, что при опознании одномерных стимулов количество переданной информации в ходе тренировки практически не изменяется: в среднем 1,54 дв. ед. в первом опыте и 1,58 — в пятом. При опознании двумерных стимулов наблюдается увеличение количества переданной информации в результате тренировки с 2,67 дв. ед. в первом опыте до 3,55 — в десятом. Максимальный эффект тренировки отмечается при опознании трехмерных стимулов. При этом количество переданной информации возрастает с 3,17 дв. ед. в первом опыте до 4,44 — в десятом.

Таким образом, с увеличением мерности алфавита возрастает и эффект тренировки в опознании, что сопровождается повышением точности опознания и увеличением количества переданной информации.

Стратегия опознания. При одном и том же составе опознавательных признаков возможны различные стратегии, различные последовательности проверки признаков. Выбор стратегии опознания является важным фактором, определяющим эффективность выполнения задачи.

Вопрос о факторах, определяющих выбор стратегии опознания, и влиянии последней на эффективность выполнения опознавательной задачи был поставлен в нашем исследовании опознания одномерных и многомерных зрительных стимулов. Мерность алфавитов варьировалась от одномерного до четырехмерного с использованием признаков формы, размера, цвета и ориентации стимула. В исследовании принимали участие 13 испытуемых.

В ходе эксперимента регистрировались ответы испытуемых, латентный период сенсоречевой реакции и длительность пауз между речевыми обозначениями признаков.

В инструкции, предшествующей опытам по опознанию многомерных стимулов, испытуемому предоставлялось право свободного выбора порядка называния признаков стимула. Предполагалось, что порядок называния признаков стимула отражает последовательность опознания этих признаков, стратегию опознания. В результате проведенного анализа были выявлены общие и индивидуальные особенности опознания многомерных стимулов, что дало возможность проследить взаимодействие использованных в опыте признаков.

Таблица 22


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)