|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники права. Первичные, производные и дополнительные источники права. Источники права УкраиныПод источником права понимаются способы выражения и закрепления правовых нормативов, придания им общеобязательного юридического значения. Источник права является текстуальным источником, а потому он никогда не сводится к правовым нормам. В нем может быть выражена история возникновения правового института, присутствовать программные заявления, повествовательные элементы. Тексты источников права могут иметь не только правовое значение, но и эстетическое, научное, нравственное, религиозное, идеологическое, политическое значение. Таким образом, правовые нормативы могут существовать с помощью разных правовых текстов. Отсюда разграничения источников права на виды по их наиболее известным текстуальным источникам права (А. В. Поляков) на мифы, правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, священные книги. Мифы (мифология) — это представления о мире, свойственные архаичному человеку и передаваемые в устной форме; идеология, изъясняющаяся на языке символов, ритуалов и соответствующих им запретов и дозволений. Мифы — это источник права не только древности. В современном мире происходит мифологизация различного рода идей и концепций: демократии, народовластия, закона, правового государства и т. д., — которые могут быть использованы как источник права. Правовой обычай — древнейший текстуальный источник права. Для того, чтобы быть правовым, обычай должен иметь правовое содержание, т. е. выступать как правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения, каких-либо фактических отношений. В романо-германской правовой семье чтобы получить значение государственно признанного источника права обычай должен быть санкционирован государством. В англоамериканском праве обычай получает признание источника права с того момента когда он приобретает свои правовые свойства (длительность существования (древность), непрерывность действия, использование с общего согласия, определенность, обязательная сила и др.). Правовые обычаи не относятся к писаному праву и выступают как сложившиеся на основе постоянного и единообразного повторения нормативы поведения, имеющие представительно-обязывающий характер. Правовой обычай, как источник права используется в современном праве в первую очередь в виде обычая делового оборота, а также в международном праве: 1) юридический (судебный и административный) прецедент — решение по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается как обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Юридический прецедент выступает как основной источник англоамериканского права. Своеобразным вариантом юридического прецедента в странах романо-германского права является судебная практика, которая служит средством интерпретации закона и дополнительным источником права; 2) нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий правила поведения общего характера (правовые нормы). В правовой системе Украины нормативно-правовой акт (законы и подзаконные акты) выступает в качестве основного источника права; 3) нормативный договор — выступает как правовой текст, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, интерпретация которого образует правовую норму. Нормативный договор может быть соглашением между двумя и более субъектами права, содержащим обязательные для них нормативные предписания. 4) юридическая доктрина — представляет собой концептуально закрепленные идеи, правовые принципы и нормативы, содержащиеся в трудах ученых — юристов, которым придается общезначимое и общеобязательное значение, и из которых выводятся правила поведения представительно-общеобязывающего характера. В настоящее время этот источник права имеет широкое распространение в религиозных правовых системах (например, мусульманском праве). Правовая доктрина через примерные кодексы и комментарии к кодифицированным актам проникает в современную правовую реальность многих государств. 5) священные книги — разнообразные письменные сакральные тексты, содержащие религиозные нормативы, признаваемые в качестве общеобязательных правовых нормативов (Веды, Библия, Коран). В различных правовых системах используются исторически сложившиеся источники права. При этом достаточно заметно разграничение основных и дополнительных источников права, характер и соотношение которых придает колорит и во многом определяет принадлежность правовой системы к той или иной правовой семье. В правовой системе Украины определяющим источником права остается нормативно-правовой акт. При этом заметно стремление законодателя использовать источником права исключительно закон, используя принцип прямого действия закона и отказываясь от подзаконных актов при конкретизации положений законов. Среди дополнительных источников права Украины можно выделить нормативный договор, правовой обычай и судебный прецедент. Обратим внимание на то, что создание в Украине Конституционного Суда и признание нашим государством юрисдикции Европейского Суда по правам человека повлекло за собой утверждение судебного прецедента в правовой системе Украины. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |