|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет теории государства и права. Функции ТГППредметом теории государства и права являются государственно-правовая действительность, общие и специфические закономерности ее развития, на основе познания которых разрабатываются фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для отраслевых юридических наук. В государственно-правовых процессах не исключаются также и случайности, поскольку государство и право, будучи социальными явлениями и творениями человека, не свободны от элементов хаоса, иррациональности, дисбаланса. Предмет теории государства и права включает: 1) сущность и социальное назначение государственных и правовых явлений; 2) закономерности и случайности возникновения, функционирования и развития государства и права; 3) систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции (право, государство, их сущность, функции, формы; нормы права, правоотношения, реализация права, правопорядок и т.д.); 4) правовые принципы, аксиомы, презумпции, фикции, выработанные и используемые юридической теорией и практикой; 5) теоретические модели правотворческой, правоприменительной и интерпретационной практики; 6) прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права и государства. Предмет теории государства и права составляют явления, которые можно назвать азбукой юриспруденции. Без их усвоения невозможно правильно и грамотно изучать законы, составлять соглашения и договоры, толковать их содержание, определять их действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Само возникновение науки связано с социальной потребностью в познании окружающего мира и систематизированных знаний о нём. Эти знания необходимы для обеспечения меняющихся условий жизнедеятельности человека. Поэтому наука выполняет определённые, ей имманентные функции. Функции теории государства и права — это основные направления её влияния на развитие юридической науки и юридической практики. Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права состоит в познании правовых явлений, как уже известных, так и новых, в проникновении в глубинные проблемы их сущности. Гносеологическая функция условно может быть разделена на «подфункции»: онтологическую (констатирующую), интерпретационную (объяснительную) и эвристическую (поисковую). Методологическая функция выражается в формировании понятийного аппарата и методологического инструментария системы юридических наук, создании универсального юридического языка, обеспечивающего единообразие в классификации и оценке правовых явлений специалистами различных отраслей права. Прогностическая функция теории государства и права состоит в выработке научно обоснованных прогнозов относительно перспектив и тенденций развития права, правовой системы, правоведения, «предвидение» того, каким качественным и количественным изменениям подвергнутся существующие политико-правовые явления. Практическая (практико-ориентирующая) функция теории государства и права и юридической науки в целом состоит в том, что результатом познавательной активности должны быть выработанные и апробированные наукой рекомендации по совершенствованию нормотворческой, правоприменительной, интерпретационной, правоохранительной деятельности.
Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы и методы. Методология юриспруденции — это система подходов, методов и принципов научного изучения государственно-правовых явлений. Центральный элемент методологии — метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методы теории государства и права условно можно разделить на четыре группы: общие; общенаучные; междисциплинарные; специальные. Общие методы познания свойственны каждому человеку как разумному существу и используются не только в науке, но и в повседневной жизни: наблюдение; сравнение; счет; обобщение; дескрипция (описание). Общенаучные методы применяются во всех науках. В частности, это методы: диалектики; формальной логики; системного анализа. Диалектический метод в юриспруденции предполагает объективное, всестороннее и конкретное рассмотрение государственно-правовых явлений, выявление присущих им связей, наличие в них противоречий, оценку государственно-правовых явлений с качественной и количественной стороны, выявление зависимости формы явления от его сущности. Диалектика включает такие приемы познания, как анализ и синтез, абстракция и восхождение от абстрактного к конкретному. Логика — это совокупность законов и приемов правильного мышления. Существуют четыре основных закона логики: закон тождества; закон противоречия; закон исключенного третьего; закон достаточного основания. Основные приемы логики: индукция; дедукция; аналогия; гипотеза. Системный метод (системный анализ) используется при изучении сложных проблем, которые находятся во взаимосвязи одна с другой. Системный метод представляет целое явление как систему, состоящую из нескольких взаимодействующих элементов (или подсистем, так как каждый элемент может быть также представлен как система низшего уровня). Системный анализ касается образования, развития, функционирования, синтеза государственно-правовых явлений, а также их взаимосвязи с иными социальными явлениями. Междисциплинарные методы применяются в нескольких близких по предметам исследования науках: 1) культурологический метод. Такой подход предполагает изучение права как неотъемлемой части социального регулирования вместе с моралью, этикой, религией, а государства — в его взаимодействии с другими социальными институтами, возникшими в ходе развития человеческой цивилизации (гражданское общество, политические партии и т.д.); 2) социологический метод состоит в исследовании права на базе конкретных социальных фактов. Он включает в себя анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, анкетирование и т.п.; 3) статистический метод используется для количественной характеристики предмета исследования, например, данные о количестве правонарушений, об удельном весе экономических преступлений и т.п.; 4) конкретно-исторический метод помогает изучить специфику конкретного государственно-правового явления, проследить динамику его развития, например, особенности социального регулирования в период первобытнообщинного строя, ранней государственности, современного правового государства и др. Специальные методы теоретико-правовой науки таковы: 1) формально-юридический (догматический) метод:редусматривает исследование юридических фактов и оридических текстов, их толкование в логической после-ювательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций. Этот метод предполагает изучение права как такового, в «чистом виде», вне связи с жономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями. При помощи этого метода формулируются категории и понятия юриспруденции, например: субъект права, норма права, правоотношение, юридическая ответственность, правопорядок и т.д.; 2) сравнительно-правовой метод предусматривает комплексное изучение правовой культуры в сопоставлении опыта различных стран и народов, выяснения традиций и новаций в развитии государственных и правовых институтов. Методология теории государства и права не сводится только к системе методов. Она включает также подходы, принципы, ценностные (методологические) ориентиры, с помощью которых обеспечивается постижение государства и права. Научная мысль выработала наиболее общие предпосылки познания — два основных подхода: материалистический и идеалистический. Материалистический подход в юриспруденции исходит из того, что государственно-правовые явления являются производными от экономической или технологической сферы общественной жизни. Идеалистический подход противоположен материалистическому. Он исходит из того, что в основе государственно-правовых явлений лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки людей или неких надприродных сущностей (например, Абсолютный дух у Г.Ф.Гегеля). В последнее время набирает силу цивилизационный подход, в котором выделяются два направления: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций. Для стадиальной теории характерно рассмотрение цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций исходит из того, что всемирно-исторический процесс есть совокупность исторически сложившихся социальных общностей, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического, правового и культурного развития. Принципы познания — это исходные положения теории метода (методов) познания, которые требуют от познающего субъекта совершения определенных действий. К числу классических методологических принципов относят: 1) принцип рационализма, т.е. признание того, что государственно-правовые явления могут быть познаны при помощи разума; 2) принцип детерминизма, т.е. признание причинной обусловленности государственно-правовых явлений; 3) принцип объективной истины, т.е. признание возможности установить единственную, верифицируемую (поддающуюся проверке) истину; 4) принцип верификации, т.е. проверки, эмпирического подтверждения теоретических положений юриспруденции путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, эксперимента; 5) принцип историзма, который заключается в признании того, что государство и право — исторические феномены, что все государственно-правовые явления существуют во времени, т.е. возникают, изменяются, исчезают. Современная методология, кроме того, признает возможность иррационализма, принцип дополнительности, принцип плюрализма истины. Иррационализм — это мировоззренческая ориентация, признающая основным видом познания воображение, интуицию, откровение, веру, и ограничивающая или отрицающая возможности разума в процессе познания. Например, многие общие понятия (истина, человек, общество) воспринимаются субъектом познания поначалу интуитивно и лишь в процессе детального изучения формулируются рационалистически. Принцип дополнительности предполагает, что для воспроизведения в знаковой системе целостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные классы понятий. Например, многие правовые институты традиционных аграрных сообществ (в Африке, Азии) невозможно постигнуть, руководствуясь только теоретическими представлениями, выработанными европейской наукой. С принципом дополнительности тесно связан принцип научного плюрализма, суть которого состоит в признании множественности, неоднозначности истины. Важное место в методологии теории государства и права занимают юридические концепции и парадигмы. Концепция — это научно обоснованное толкование явления. Па-радигма — это модель постановки проблемы и ее решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Подход к юриспруденции и к любой другой общественной науке определяется положенными в ее основу ценностями. В силу этого задачей и одновременно составной частью методологии теории государства и права является ныработка и следование определенным ценностным (методологическим) ориентирам. К ним мы должны отнести ориентацию на общечеловеческие и, как их ядро, — европейские ценности, а именно: права человека, демократию и верховенство права.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |