АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмфитевзис и суперфиций

Читайте также:
  1. ЭМФИТЕВЗИС И СУПЕРФИЦИЙ
  2. ЭМФИТЕВЗИС И СУПЕРФИЦИЙ
  3. Эмфитевзис и суперфиций как права на чужие вещи.

 

Это институт сравнительно позднего происхождения, значительные нововведения были сделаны новеллами Юстиниана. Города Италии отдавали в аренду участки лицам на длительный срок, однако осуществлять судебную защиту арендатору, в силу отсутствия вещных прав, было тяжело, поэтому такому лицу было дано право на вещный иск, более того он признавался владельцем. Характер и вид владения не вполне ясны в источниках (обычное владение, производное владение или владение по праву).

«Арендованными у государства участками называются те, которые сняты в наем навсегда, то есть с таким условием, что пока за них уплачивается арендная плата... Те, которые наняли участок у граждан муниципии навсегда, с целью извлечения плодов, хотя и не становятся собственниками, однако, как это установлено, имеют вещный иск против любого владельца и против самих граждан муниципии» (D.6.3.I).

«Но и тот, кто владеет государственной землей за определенное вознаграждение признается владельцем...» (D.2.8.15.I).

«В отношении арендованных государственных земель и других участков, которые не могут быть приобретены по давности, может быть применен Публицианов иск» (D.6.2.12.2).

1. Понятие: эмфитевзис – вещное, наследуемое и отчуждаемое полное право пользования и извлечения плодов, установленное на недвижимое имущество за определенную (арендную) плату.

Плата за участок не зависит от фактора неурожая или изменения размера участка: «если даже предыдущие годы были изобильными и об этом знал наймодатель, то он не должен ссылаться на необходимость включения их в счет...» (D.I9.2.15.4).

Право возникает, как следует из фрагмента, на основании договора с собственником участка. Вид договора, на основании которого возникает эмфитевзис, вызывал споры в эпоху Гая, когда наем не выделился еще окончательно из купли-продажи: если вещь «отдана в наем в постоянное пользование, что бывает с муниципальными имениями», то «по мнению большинства имеет место договор найма» (Gai Inst.3.145). Эмфитевзис прекращается в случае невыполнения условий предоставления участка.

Суперфиций – это право аренды участка для постройки жилища или аренда жилища, что имеет смысл в случае очень длительного срока договора. Таким образом, это также вещное полное, наследственное и отчуждаемое право пользования и извлечения плодов в течение длительного времени. Жилище строится на чужом участке за свой счет с согласия собственника.

«Суперфициарное жилище такое, которое сдано в наем одному в употребление, поэтому собственность цивильная и естественная остается» (D.I9.2.35).

 

Брак

 

Древнейшей эпохе известны три способа заключения брака - конфарреация, коэмпция и узус. Во всех случаях жена переходила под власть мужа и становилась агнаткой с правами дочери. Требовалось равенство сословий, в отношении сенаторов сохранявшееся дольше всего.

Посредством давностного сожительства вступала in manum (мужа) та женщина, которая в продолжении целого года оставалась супругой, сделавшись как бы вследствие годовалого владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери.

«Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить in manum, то она должна ежегодно отлучиться из своего дома на три ночи подряд и таким образом прерывать ежегодное давностное владение...» (Gai Inst. 1.1II).

Из этой формы (узус) развивается брак без власти мужа в том случае, если прерывался давностный срок. Брак в дальнейшем признается законным, а жена получает статус, равнозначный мужу. Конфарреация в первом веке нашей эры становится без власти, коемпция превращается в фикцию и исчезает. Устанавливается определенный порядок и свобода разводов.

1. Понятие брака: «Союз мужчины и женщины, объединение всей жизни, связь в праве божественном и человеческом» (D.23.2.I).

«Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни» (J.I. 9.1).

Совместное проживание и нравственный долг в таком понимании являются преобладающими. Власть мужа устанавливается с согласия жены. Имущественные отношения, особенно при отсутствии власти мужа, отделяются от собственно брачных, то есть личных. Имущественной общности не возникает, каждый может иметь свое и распоряжаться им.

2. Порядок заключения. Зачастую заключению брака предшествовало обручение, первоначально это делали домовладыки, затем оно стало происходить с участием и с согласия предполагаемых жениха и невесты. Однако спонсалия не являлась обязательной.

Брак в классическую эпоху заключался простым соглашением, однако при сословной разнице составлялся договор. Возраст для лиц женского пола – 12 лет, мужского – 14 лет. Детям под властью отца требовалось согласие (даже молчаливое) домовладыки, но не матери или опекуна.

Прекращался римский брак со смертью или с расторжением (разводом). Развод мог последовать по желанию любого из супругов. Даже власть мужа не лишала полностью жену права на развод. Судебных формальностей развод не требовал, однако объявление о намерении и формальности совершения развода были необходимы.

3. Личные отношения супругов. По смыслу общности жена переходит в жилище мужа и имеет право на его покровительство и помощь. Она принимала его имя и звания, сохраняя их после его смерти, но до тех пор, пока не вступала в новый брак.

Обязанностью отца считалась выдача дочери приданого по его средствам. Однако для брака дочери приданое не было обязательным. Его режим мог определяться особым соглашением.

Муж мог один владеть приданым в течение всей совместной жизни, однако распоряжался лишь движимым имуществом. Недвижимость невозможно было продать даже с согласия жены. Приданое с прекращением брака возвращалось жене или ее наследникам.

Подарки между женой и мужем не признавались правом, кроме случаев развода или дара жены для права мужа на какие-либо почести.

 

Наследование

 

История наследственного права связана с развитием собственности и семьи. В ходе этих процессов индивидуальная частная собственность освобождалась от семейной, что выразилось, в частности, в принципе свободы завещания, в свою очередь когнатическое родство вытесняет агнатическое, становясь основой наследования. При этом свобода завещаний сочеталась с наследованием по закону.

Известно наследование по цивильному праву, прежде всего по законам XII таблиц, преторскому эдикту, императорскому законодательству и, наконец, по новеллам Юстиниана.

Уже законы XII таблиц устанавливают два основания наследования – по завещанию и по закону, при отсутствии завещания. Тогда же утверждается принцип, что наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного лица. Появляются первые признаки свободы завещаний.

В доклассический период в Риме большое значение имела честь быть наследником, то есть становиться продолжателем рода, главой семейных богослужений, но в эпоху классики главное внимание уделяется имущественным интересам. Домовладыка должен был прежде всего обеспечить интересы ближайших родственников, не лишая их имущества без веских причин. В противном случае центумвиральные суды признавали завещания ничтожными и наступало наследование по закону. Так сложился круг лиц, которых завещатель не мог без уважительных причин лишить наследства (иначе завещание было оспоримо). В круг этих лиц входили лишь те, кто мог бы наследовать по закону (например, восходящие и нисходящие братья и сестры). Их обязательная доля была равна четверти доли по закону. При ничтожности завещания назначение наследников теряло силу и открывалось наследство по закону, но без лиц, которые не оспорили завещание.

1. Наследование по завещанию. В доклассический период римского права было известно два способа составления завещания – в куриатных собраниях (два раза в год) или перед войском, готовым в поход. Оба были неудобны в повседневной жизни. Свобода завещания также ограничивалась, так как при передаче наследства не прямому наследнику или не всем из прямых наследников необходимо было открыто лишать их прав, в противном случае завещание могло быть признано ничтожным. В результате развилось манципационное завещание, то есть посредством манципации объявлялась воля наследодателя. Воля завещателя записывалась на таблички, которые обвязывались шнурком, ставились печати и подписи свидетелей. Первоначально текст прочитывался свидетелям, затем таблички сдавались на хранение магистрату. Наконец претор своим эдиктом упростил форму завещания (составление табличек перед магистратом) и объявил преимущество наследников преторских перед цивильными.

1.1. Порядок наследования (см. п.З) «Завещание – есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти» (D.20.1.I).

2. Наследование по закону. Имело место при отсутствии завещания или его ничтожности. Законы XII таблиц установили три разряда наследников:

– Лица, находившиеся под властью домовладыки (наследодателя) и ставшие затем лицами «своего права». Наследуется имущество, принадлежавшее семье вместе с домовладыкой.

– Ближайшие агнаты умершего (братья, сестры, жена «без власти»), призывались при отсутствии наследников первого разряда.

– Члены рода; однако к эпохе Гая (II век н.э.) этот разряд исчезает.

Однако по преторскому эдикту устанавливалось четыре разряда наследников:

– Дети и лица, приравненные к ним (агнаты или когнаты).

– Правомерные наследники при отсутствии предыдущего разряда.

– Кровные родственники по порядку степеней родства (шесть).

– При отсутствии вышеуказанных наследников муж после жены или наоборот.

Какое-то время имело место одновременное действие двух систем наследования по закону.

3. Формы наследования: универсальное преемство и сингулярное преемство.

3.1. При универсальном преемстве наследник одним актом приобретает всю совокупность имущественных прав и обязанностей наследодателя; он несет ответственность за долги наследодателя как за свои собственные, причем всем своим (собственным) имуществом, а не только активом наследодателя.

Открытие наследства происходит в момент смерти, определенные лица призываются к наследству. Призвание может быть как на основе завещания, так и закона. Призванный наследник должен вступить в наследство - выразить свою волю; однако некоторые призванные становятся наследниками помимо своей воли (без вступления), например, рабы, нисходящие подвластные домовладыки. Имеет место необходимое наследование, то есть против воли завещателя.

3.2. При сингулярном преемстве наследник получает отдельное право на имущество умершего, но по его долгам не отвечает (независимо от размеров имущества). Это так называемый «отказ» или легат – особое распоряжение наследодателя в пользу легатария, который указывался в завещании после наследника.

Легат назначался словами:

– «do, lego» – делал легатария собственником вещи, он мог виндицировать ее у прямого наследника или третьего лица;

– «damnas esto» – в этом случае возникало обязательство наследника в пользу легатария, в том числе на вещи, принадлежавшей наследнику.

Наследник был обязан позволить легатарию взять вещь из наследственного имущества или имущества наследника.

4. В эпоху республики (предклассический период) претор издал интердикт для ввода во владение наследственным имуществом вероятных наследников по цивильному праву. По раннеримскому праву наследник мог не вступать в наследство сколь угодно долго, сроки не были оговорены, а кредиторы не знали что делать. Наследство становилось бесхозяйной массой - «лежачим наследством». В классический период утверждается правило, что если наследник не принимает наследство, то оно становится выморочным и может принадлежать кому угодно с учетом срока давности. Претор, в отличие от цивильного права, предоставлял наследство следующему по разряду родственнику, он же стал предоставлять его и освобожденным от родительской власти детям, утверждая когнатическую (кровную) связь. Сначала это нововведение оформлялось в виде личного решения, затем вошло в преторский эдикт, и было закреплено в «эдикте неизменном». Такие наследники получали права не по цивильному праву, а по преторскому, и назывался такой этап в наследовании «доверительное владение» (bonorum posessio): лицо становилось обладателем наследственного имущества на равных правах с цивильными наследниками. К претору (в Риме) было необходимо обратиться за наследством в течение ста дней (года для нисходящих или восходящих по родству наследников), иначе оно открывалось наследникам следующего разряда (претор установил четыре разряда). В классическую эпоху такой способ наследования закрепляется и начинает преобладать.

 

ИСКИ

 

1. Римскому праву известны такие подсистемы, как ius civilis и ius honorarium, сформировавшиеся на основе различных источников права. Если цивильное право основано прежде всего на законах, то преторское право на эдиктах претора. Причем преторское право исторически развилось в дополнение к цивильному, однако по объему и значимости эти две подсистемы уравниваются в источниках. Другое их отличие состоит в том, что цивильное право представляет собой собственно материальное право, тогда как преторское имеет преимущественно процессуальный характер, хотя и разрешает материальноправовые вопросы. Обе подсистемы дают возможность реализовать в судебном порядке имеющееся у субъекта право. Это основная цель Римского права как такового – создание норм права, защищаемых в суде, поскольку административное управление в основном сводилось к судебным функциям.

«Эти торжественные иски отменены законом Эбуция и двумя законами Юлия и введено судопроизводство посредством формул» (Gai Inst.4.30).

«...Одни иски таковы, что предъявляются по точной исковой формуле, а другие имеют значение сами по себе» (Gai Inst.4.10).

«Магистраты провозглашали право (выносили решения), и чтобы граждане знали, какое право будет высказано о любом деле и могли охранить себя, магистраты выставляли эдикты. Эти эдикты устанавливали ius honorarium. Это название дано потому, что это право возникло из должности претора» (D.I. 2.2.9).

С точки зрения цивильного права требование судебной защиты для осуществления права означает, что лицу принадлежит конкретный иск (заложенный в норме закона). Однако судопроизводству известно процессуальное действие, которым одно лицо имеет возможность принудить другое к определенному поведению и признать за ним соответствующее право (не всегда прописанное в официальных нормах). То есть, если фактическое состояние не соответствует праву, то изменяется характер права на иск. Таким образом, мы видим, что Римское право заложило основу современных представлений об иске – материально правовое и процессуально правовое.

2. Понятие: «иск (actio) – есть ничто иное, как право осуществлять суд (in iudicio), принадлежащее требующему» (D. 44.7). Как мы видели выше, такое понятие иска не вполне универсально (возможно, имеется в виду право на вторую стадию процесса). В цивильном праве, действительно, право на иск предполагает наличие правовой нормы, предоставляющей такое право. Однако в преторском праве претор мог как предоставлять, так и не предоставлять иск (то есть – буквально – отказывать в выдаче формулы судье), основываясь при этом на своей власти (эдикте), а не на норме закона. В этом случае очевидно, что преторские иски (в эпоху классики в форме эдикта) – источник права. «...Одни иски таковы, что предъявляются по точной исковой формуле, а другие имеют силу сами по себе» (Gai Inst.4.10).

Из сказанного следует, что в Римском праве имеет место независимость (относительная) иска от материального права. Возможно сказать, что частное право, представленное преторским правом (ius honorarium) является системой исков, изложенных прежде всего в «эдикте неизменном». В отношении цивильного права этого утверждать видимо нельзя, поскольку в таком случае утрачивается значение законодательства как такового.

Одновременно очевидно, что Римское право поставило теоретическую проблему первичности права на иск и права на его осуществление, а также момента возникновения права на иск. Решение этих проблем стало задачей последующих эпох развития права.

3. Виды исков. Система исков, то есть их виды, не представляет достаточно стройной системы, некоторые их категории включают тождественные требования.

3.1. Иск в отношении каких-либо действий определенного лица называется личным иском: «Личным будет тот иск, который мы возбуждаем против того, который отвечает или по договору, или из преступления, то есть личный иск бывает тогда, когда мы формулируем исковое прошение таким образом, что противник должен или передать, или сделать, или предоставить что-нибудь» (Gai Inst.4.1-3). Обязанность ответчика, возникающая из иска, позволяет говорить о том, что личный иск – из обязательства. Эти иски выражают требование передать вещь в собственность или владение, или же что-либо сделать. Понимание сделать что-либо в пользу истца понималось широко, так как Гай предполагает возможность этим же порядком истребовать штраф с вора, однако невозможно признать право на вещь, так как «нам не может быть дано то, что уже наше». Личные иски называются еще кондикционными. Вещные и личные иски возможно было объединять в одном требовании (Inst.4.6).

При этом согласно Гаю (Inst.4.3) вещный иск «имеет место тогда, когда мы заявляем и утверждаем, что физическая вещь наша, или поднимаем спор о том, что мы имеем какое-либо право...», например, сервитут. Вещные иски называются также виндикационными. Виндицировать в суде было возможно только движимые и одушевленные предметы, при этом спорные вещи представлялись в суд.

К вещным искам по Римскому праву относятся:

- Иски об истребовании совокупной вещи - наследства – даются тому, «кому наследство должно быть выдано» (D. 5.5.1.2).

- Иски об истребовании отдельных вещей: «в отношении всех движимых вещей, как живых, так и тех, которые лишены души, и вещей, которые соединены с почвой» (D. 6.1.1.2), например, стадо как совокупность вещей (даже если истцу принадлежат не все животные).

– Иски об «истребовании назад» манципированного сына (Gai Inst.1.134).

3.2. Так называемые три двойных иска (иски о разделе общего имущества): «Иск о разделе общего имущества, о разделе наследства и об установлении границ таков, что в нем отдельные лица имеют двойное право истца и того, к кому предъявлен иск» (D. 10.1.10), то есть к ним относятся:

– «Посредством иска о разделе наследства делится как завещательное, так и законное наследство» (D. 10.2.2).

Иск об установлении границ, который имеет место «в отношении смежных сельских имений» (D. 10.1.1,2).

Иск о разделе общего имущества – для лиц, имеющих в общей собственности какое-либо (только телесное) имущество: «Не имеет значения, является ли вещь общей для нескольких лиц вследствие существования между ними товарищества, или же вещь является общей при отсутствии товарищества» (D. 10.3.2).

3.3. Иски о возмещении, штрафные и смешанные:

– Иск для преследования вещи, например, по договору.

– «Всякий, кто ввел другого в обман, отвечат по иску об умысле...» (D.4.3.40). Иски из воровства.

– Иск для преследования как вещи, так и наказания: иск о возвращении продавцу купленной вещи (D.21.1.45).

3.4 Иски из личной обиды.

3.5. Так называемые обоюдные иски: одно лицо просит признать какое-либо отношение, оппонент просит отказать, либо признать противоположное: «относительно владения положение обоих представляется одинаковым, никто из них не считается по преимуществу истцом или ответчиком» (Gai Inst.4.160).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)