|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБНОВЛЕНИЕ МИРА
Легко понять, почему ритуал коронования повторяет космогонию или празднуется в новый год. Считается, что монарх обновляет весь космос. Обновление в основном осуществляется как раз в Новый год, с наступлением нового сезонного цикла. Но обновление, ритуально осуществляемое в это время, является по сути повторением сотворения мира. Оно повторяется каждый новый год. И именно космогонические мифы напоминают людям как был создан мир и что произошло впоследствии.
Именно эта концепция оказывается источником будущих исторических и политических эсхатологий. И, действительно, более позднее ожидание космического обновления, "спасения" мира иногда связывается с пришествием монарха, спасителя или политического вождя. Хотя наша современность в секуляризованной, мирской форме еще сохраняет эсхатологическую надежду универсального обновления, осуществляемого или определенным социальным классом, или даже какой-нибудь партией или отдельной личностью".
Мир есть всегда "наш мир", тот, в котором мы живем. Но, хотя образ существования один и тот же и у австралийских туземцев и у современных европейцев, культурные контексты этого существования существенно отличаются. Очевидно, что "мир" австралийцев, живущих собирательством и случайной охотой, иной, нежели мир землевладельцев неолита, равно как мир последних не похож на мир городских жителей древнего Ближнего Востока или на "мир" народов Западной Европы и США. Различия эти достаточно очевидны и нет нужды их подчеркивать. Мы напомнили о них только для того, чтобы избежать недоразумения: обращаясь к примерам, представляющим различные типы культуры, мы ни в коей мере не склоняемся к компаративизму Фрейзера, но рассматриваем каждый из используемых нами примеров в его историческом контексте. Но мы считаем бесполезным уточнять социальную и экономическую структуру каждого цитируемого нами племени и можно ли сравнивать его с другими племенами.
Итак, "мир" есть тот мир, который мы знаем и в котором живем; он зависит от разных типов культуры; существует, следовательно, множество "миров". Но для нашего исследования важен тот факт, что, несмотря на различие социально-экономических структур и разнообразие культурных контекстов, первобытные народы считают, что мир должен обновляться ежегодно и что это обновление совершается по одной модели, модели мифа о происхождении, который играет роль космогонического мифа.
Конечно, "год" первобытными народами понимается по-разному и даты "Нового года" изменяются в зависимости от климата, географической среды, типа культуры и т.д. Но всегда речь идет о некоем цикле, т.е. временной протяженности, имеющей начало и конец. И в конце определенного цикла и в начале следующего цикла совершается ряд ритуалов, связанных с обновлением мира. Как мы уже сказали, это обновление есть новое сотворение, осуществляемое по модели космогонии.
Самые простые примеры представляет жизнь австралийцев ~ их мифы о происхождении земли обновляющейся каждый год. В ритуалах воссоздаются животные и растения, созданные in illo tempore сверхъестественными существами. На плато Кимберли, например, восстанавливаются пещерные рисунки (считается, что они были исполнены мифическими предками), и делается это с целью активизировать их созидательную мощь, как она впервые проявилась в мифические времена, то есть при сотворении мира.
Воссоздание животных и растений равнозначно для австралийцев воссозданию мира. И не только потому, что располагая достаточным количеством пищи, они надеются прожить еще год, а прежде всего потому, что мир действительно возник тогда, когда в самые достопамятные времена впервые появились растения и животные. Создание растений и животных было одним из творческих актов сверхъестественных существ.
Принятие пищи ~ акт не только физиологический, но также и "религиозный": поедается то, что создавалось сверхъестественными существами, поэтому есть надо таким же образом, как впервые ели в начале мира мифические предки.
У австралийцев космогония сводится к воссозданию привычного пейзажа. Это их мир и он должен периодически обновляться, иначе он может погибнуть. Космосу грозит уничтожение, если он не воссоздается ежегодно ~ такова идея главного праздника калифорнийских племен карок, хупа и юрок. На языке этих племен обряд носит название "воссоздание мира", поанглийски он называется "New Year". Цель его ~ восстановить или утвердить Мир на последующие год или два. У части племен юрок утверждение мира достигается строительством ритуальной "парной" хижины, это обряд космогонической структуры. Ниже мы приведем аналогичные примеры.
Суть этого обряда заключается в длительных странствиях, которые священнослужитель предпринимает по всем святым местам, то есть там, где Бессмертные совершили свои подвиги. Эти ритуальные странствия длятся 10-12 дней. В течение всего этого времени священнослужитель воплощает собой Бессмертных. В пути он думает про себя: "Так же вот шел Икскарея анимас, один из Бессмертных, в незапамятные времена". Прибыв в святое место, он принимался подметать со словами: "Икскарея Якам (другой Бессмертный) подметает за меня. Отныне все больные выздоровеют". Затем он поднимается на гору, срезает там ветку, из которой делает трость и говорит: "Мир раскололся, но когда я взмахну этим посохом над землей, все трещины в ней закроются и Земля снова станет плотной".
Затем он спускается к реке, находит там камень, твердо и неподвижно закрепляет его со словами: "Земля расшаталась, мы снова утвердим ее. Жизнь будет дольше и люди будут сильнее". Потом он садится на камень. "Когда я сяду на камень, ~ объяснял он Жиффорду, ~ мир не будет больше шевелиться". Камень этот находится здесь с незапамятных времен, с самого начала мира.
"Совокупность обрядов, приведенных нами, являет собой космогонический сценарий. Калифорнийцы стали жить в том мире, который в мифические времена создали Бессмертные, они наметили его контуры, зафиксировали его Центр и основания, создали в изобилии рыбу и растительную пищу и отвратили все болезни. Но этот мир не тот неизменный и вневременной Космос, в котором жили Бессмертные. Это живой мир, населенный существами из плоти и крови; они подчиняются законам становления, старения и смерти. Поэтому он требует периодического восстановления и обновления. Но мир можно обновить только повторяя то, что in illo tempore сделали Бессмертные, только повторяя сотворение. Поэтому священнослужитель воспроизводит путь Бессмертных, повторяя их слова и жесты. В конечном счете, священнослужитель начинает воплощать Бессмертных. Иначе говоря, по случаю Нового года Бессмертные как бы вновь приходят на Землю. Вот почему ритуал ежегодного обновления мира ~ самая важная религиозная церемония калифорнийских племен. Мир не только становится обновленным и стабильным, он также освящается символическим присутствием Бессмертных. Воплощающий их священнослужитель на какое-то время обретает бессмертие: к нему нельзя ни притрагиваться, ни даже смотреть на него. Ритуалы он выполняет вдали от людей, в абсолютном одиночестве, ведь когда Бессмертные совершали их впервые, на Земле еще не было людей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |