АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОССТАНОВИТЬ ПРОШЛОЕ

Читайте также:
  1. Восстановить прошлое
  2. Как восстановить SAM-разлочку iPhone из резервной копии
  3. Как восстановить windows XP Способ №3
  4. Как восстановить ногти после наращивания
  5. Коррупционное прошлое главы Антикоррупционного бюро Сытника
  6. Криминальное прошлое.
  7. Прошлое или будущее? (Новая война)
  8. Тема 9. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Мы обратились к этим примерам для сравнения двух категорий технологии: 1)

психоанализа и 2) древних восточных методов, содержащих различные приемы

"возвращения к истокам и преследующих множество разных целей. Мы не

собирались подробно обсудить эти приемы, а лишь показать, что

экзистенциальный возврат к началу, хотя и характерен для первобытного

менталитета, не является свойством исключительно только этого мышления.

Аналогичную технологию разработал Фрейд с целью дать современному человеку

возможность восстановить содержание некоторых форм "врожденного" опыта. Мы

установили, что существует несколько возможностей возвращения назад,

наиболее значительные из которых следующие:

 

1) быстрая и прямая реинтеграция первоначальной ситуации (или Хаос,

пракосмическое состояние или само мгновение творения);

 

2) постепенный возврат к "истокам", подъем во Времени, начиная с настоящего

времени до "абсолютного начала".

 

В первом случае речь идет о полном, мгновенном, головокружительном

уничтожении Космоса (или человека как результата некоей временной

протяженности), о восстановлении первоначальной ситуации ("Хаоса или, если

говорить на уровне антропологии, "семени", "эмбриона"). Совершенно очевидно

сходство между структурой этого метода и ритуальномифологическими

сценариями стремительного отхода к "Хаосу", и повторением космогонии.

 

Во втором случае, при непрерывном возвращении к "истокам" мы сталкиваемся с

тщательным и исчерпывающим припоминанием индивидуальных и исторических

событий. Конечно, и в этом случае высшая цель ~ "сжечь" эти воспоминания,

так сказать, уничтожить их, переживая и отдаляясь от них. Но речь уже не

идет об их немедленном стирании с целью как можно быстрее достичь исходного

момента. Напротив, очень важно держать в памяти, не забывать даже самые

незначительные детали существования (настоящего или предшествующего), так

как только благодаря этим воспоминаниям удается "сжечь" свое прошлое,

овладеть им, помешать ему воздействовать на настоящее.

 

В отличие от первого случая, моделью которого является немедленное

уничтожение мира с последующим его воссозданием; здесь самую существенную

роль играет память. От Времени нас избавляет воспоминание, анамнез. Самое

главное ~ вспомнить все события, свидетелем которых мы являлись в

продолжение всего времени. Эта технология сходна с подробно исследованной

нами концепцией первобытного мышления, согласно которой для овладения

чем-либо очень важно иметь знания об истории и происхождении этого. Конечно,

поворот времени вспять предполагает опыт личной памяти, а познание истоков

сводится к предчувствию первоначальной истории, служащей в качестве примера,

к познанию мифа. Но структуры их подобны: речь всегда идет о том, чтобы

детально и точно вспомнить, что произошло у истоков.

 

Здесь мы подходим к проблеме существенной не только для понимания мира, но

особенно важной для последующего развития мифологического мышления. Знание

истоков и истории конкретных вещей и фактов сообщает некоторую магическую

силу воздействия на них. Но это же знакомство открывает путь постоянным

размышлениям о происхождении и структурах мира. Мы еще вернемся к этому

вопросу. Однако, следует уточнить уже сейчас, что память рассматривается как

знание. Тот, кто способен вспомнить себя, располагает более ценной

религиозно-магической силой, чем тот, кто знает о происхождении вещей. В

древней Индии, например, существовало ясное различие между "объективным"

знанием происхождения различных реальностей и "субъективным" знанием, в

основе которого лежит воспоминание о предшествующих существованиях. "Мы

знаем, о мечта, где ты родилась (janitram)", ~ восклицает автор Атарва Веды.

"Мы знаем, о Агни, что ты родилась в трех местах". Благодаря подобному

знанию истоков ("место рождения") человеку удается противостоять мечте и он

оказывается способным безнаказанно обращаться с огнем.

 

Но знание о своих предшествующих существованиях, то есть знание личной

"истории" дает еще и нечто большее: овладение своей собственной судьбой и

наукой сотериологического типа. Помнящему о своих "рождениях" (то есть

началах) и предшествующих жизнях (промежутки времени, образуемые

значительным числом пережитых событий) удается избавиться от кармической

зависимости. Иными словами, он становится хозяином своей судьбы. Поэтому

"абсолютная память", ~ память Будды, например, ~ равняется познанию всего и

сообщает его обладателю космократическое всемогущество. Ананда и другие

ученики Будды "помнили о своих рождениях". Вамадева, автор знаменитого гимна

"Ригведа", говорил о себе: "еще находясь во чреве матери, я познал все

рождения богов" (Ригведа, IV). Кришна также "знал все жизни"

(Бхагават-Гита, IV). Боги, Будда, йоги, мудрецы ~ все они из тех кто знает.

 

Знание предшествующих существований не есть опыт исключительно только

индийской цивилизации. Наличие его засвидетельствовано у шаманов. Мы увидим,

что оно играло важную роль в философии греков. Но сейчас важно подчеркнуть,

что исключительная ценность познания "истоков" и предшествующих

существований есть следствие того значения, которое придавалось познанию

"экзистенциальных" и "исторических" мифов, повествующих о становлении рода

человеческого. Как мы говорили, удел человека, его судьба имеют "историю":

некоторые решающие события имели место в мифологическую эпоху и лишь затем

человек стал таким, каким он является в настоящее время. Следовательно, эта

первоначальная, драматическая и порой даже трагическая история должна быть

не только познана, она должна постоянно восстанавливаться в памяти. В

дальнейшем мы увидим последствия решения, принимаемого первобытным человеком

на определенном этапе своей истории, постоянно вновь переживать кризисы и

трагедии своего мифического прошлого.

 

 

ГЛАВА VI


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)