АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СУЩНОСТЬ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩЕСТВОВАНИЮ

Читайте также:
  1. I. Сущность и значение документации
  2. I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  3. V1: Сущность торговых операций в рыночной экономике
  4. А)Сущность семиотического подхода к культуре, виды знаковых систем.
  5. Административная школа управления: сущность и значение для развития теории и практики менеджмента
  6. Алгоритм проверки адекватности множественной регрессионной модели (сущность этапов проверки, расчетные формулы, формулировка вывода).
  7. Банковская система и денежный мультипликатор: элементы деления депозитных денег, сущность и кильк-на определенность грош. мульт-ра.
  8. Безналичный денежный оборот. Сущность принципы организации бдо
  9. Безработица: её сущность, виды и социально-экономические последствия.
  10. Безработица: сущность, виды, измерение и издержки
  11. Безработица: сущность, показатели, факторы, влияющие на уровень безработицы.
  12. Безработица: сущность, причины и виды. Проблемы безработицы в России.

 

У религиозного человека сущность предшествует существованию. Это одинаково

равноценно и для человека "примитивных" и восточных обществ, и для еврея, и

для христианина, и для мусульманина. Человек, каким он является в настоящее

время, есть результат влияния ряда обстоятельств, происходивших с самого

начала. Мифы повествуют об этих обстоятельствах, объясняя человеку, как и

почему он был создан. Для религиозного человека реальное, подлинное

существование начинается тогда, когда он включается в исходную, первичную

историю и берет на себя ответственность за ее последствия. История эта имеет

сакральный характер, так как действующие лица ее ~ сверхъестественные

существа и мифические предки. Пример: человек смертен потому, что мифический

предок теряет бессмертие по какой-то досадной случайности или же его лишает

бессмертия какое-то сверхъестественное существо; или же, вследствие

какого-нибудь мифического события, происходит разделение на мужской и

женский пол с одновременной утратой бессмертия и т.д. В некоторых мифах

смертность объясняется какой-нибудь оплошностью, досадной ошибкой: посланник

Бога, какой-нибудь зверь, забывает о своем поручении или замешкавшись,

прибывает слишком поздно и т.д. В подобной живописной форме находит свое

выражение мысль об абсурдной смерти. Но и в этом случае история остается

"божественной историей", так как дающий поручение ~ сверхъестественное

существо и при желании мог бы исправить ошибку своего посланника.

 

Если наиболее существенные события происходят в "начале начал", то сами эти

события в разных религиях различны. Для иудаизма и христианства главное ~

драма потерянного Рая, объясняющая трагизм современного "удела

человеческого". Для цивилизации Месопотамии главное образование мира в

результате расчленения тела морского чудовища Тиамата и сотворение человека

с помощью крови верховного демона Кингу, смешанной с небольшим количеством

земли (то есть с материей, непосредственно происходящей из тела Тиамата).

Для жителя Австралии самое существенное ~ ряд действий, осуществляемых

сверхъестественными существами "во время сновидений".

 

Мы не имеем возможности говорить здесь о всех темах, представляющих в мифах

разных религий "главное", а именно ~ исходное, первоначальную драму,

создавшую человека таким, каким он является в настоящее время. Напомним лишь

о наиболее существенных их типах. Прежде всего нас интересует раскрытие

отношения homo religiosus к тому "главному", исходному, что предшествует его

становлению. Мы предполагаем априори, что существует несколько отношений,

поскольку, как мы только что видели, содержание "главного", решающегося в

мифические времена, изменяется в зависимости от того или иного религиозного

видения.

 

БОГ ОТДЫХАЮЩИЙ

 

Многие первобытные племена, особенно те, которые задержались в своем

развитии на стадии охоты и собирательства, имеют представление о Верховном

Существе, которое почти не принимает никакого участия в религиозной жизни. О

нем очень мало известно, мифы о нем немногочисленны и обычно довольно

просты. Считается, что это Верховное Существо создало Мир и человека, но

очень быстро отошло от дел, удалилось на Небо. Иногда оно даже не

заканчивает работу по творению и поручает ее своему "Сыну" или своему

представителю. Нам уже приходилось говорить о превращении Верховного

Существа в отдыхающего бога, ограничимся здесь только несколькими примерами.

У племени селькнам, с Огненной Земли, Бог, именуемый "живущий на Небе" или

"пребывающий на Небе", всемогущ, вездесущ и вечен, но акт творения завершали

те мифические предки, которые сами были созданы Верховным Существом до того,

как он удалился за звезды. Бог этот безразличен к людским и мирским делам. У

него нет ни образов, ни жреца. С молитвами к нему обращаются только, когда

заболевают ("Ты, пребывающий на небесах, не отнимай у меня моего ребенка, он

еще слишком мал"), во время стихийных бедствий ему приносят

жертвоприношения.

 

Племя иоруба с Невольничьего Берега верит в небесного творца, именуемого

Олорун (дословно: "хозяин Неба"), который, начав работу по сотворению мира,

передал затем его завершение и управление некоему низшему богу Обатала. Сам

же окончательно отошел от земных и людских дел; не существует ни храмов, ни

статуй, ни служителей этого высшего Бога, ставшего "отдыхающим богом". К

нему тем не менее обращаются во время всеобщих бедствий.

 

Ндиамби, верховный бог племени эреро, уединившись на небе, передоверил

управление человечеством низшим богам. "Зачем мы будем совершать

жертвоприношения ему?"─ поясняет туземец,─ Мы не боимся его, ведь в отличие

от наших умерших предков он не сделал нам никакого зла. Верховное существо

племени тумбука считает ниже своего достоинства "вмешиваться в повседневные

людские дела". К Дзингбе ("Всеобщий Отец") племени еве, взывают только во

время засухи: "О, небо, страшна засуха, пролей дождь, пусть освежится земля

и зацветут поля". Удаленность и отрешенность Верховного Существа от земных

дел получают замечательное выражение в поговорке племени жирияма из

восточной Африки, таким образом описывающей свое божество: "Мулунгу ~

наверху, маны же, души умерших предков моих ~ внизу". В племени банту

говорят: "Сотворив человека, Бог перестал им заниматься". То же самое

повторяют и в племени Негриллос: "Бог отдалился от нас!"

 

Как видно из этих примеров, Верховное Существо утрачивает свою религиозную

актуальность, культовое значение; мифы указывают на то, что он удаляется от

людей, становится отдыхающим богом. Явление это подтверждается и в более

сложных религиях древнего Востока, Индии и Средиземноморья: место небесного

Бога, создателя, всезнающего и всемогущего, заменяет Бог Оплодотворяющий,

спутник Великой Богини, эпифания производительных сил Вселенной.

 

Можно сказать, что в каком-то смысле бог отдыхающий ~ это первый пример

"гибели Богов", неистово провозглашаемой Фридрихом Ницше. О Боге-творце,

культ которого утрачен, в конце концов забывают. Забвение Бога, как его

полная потусторонность, трансцендентность, есть пластическое выражение его

религиозного отсутствия, религиозной неактуальности или, что то же самое,

его "смерти". Исчезновение Верховного Существа выразилась не в ослаблении

религиозной жизни. Напротив, можно сказать, что истинные "религии" возникают

как раз после этого исчезновения: наиболее содержательные и драматические

мифы, самые необычные обряды, многообразие богов и богинь всех видов, культ

предков, жертвоприношения, храмы, маски, различные закрытые общества ~ все

это признаки культур уже прошедших стадию охоты и собирательства, где

Верховное Существо или отсутствует (забыто?) или интегрировалось в другие

божества до такой степени, что его уже невозможно узнать. "Сумерки богов", о

которых говорит Мартин Бубер, удаление Бога и его молчание, темы,

привлекающие внимание некоторых современных теологов, не есть явления только

нашего дня. "Трансцендентность", потусторонность Верховного Существа всегда

служили оправданием безразличия человека по отношению к нему. Даже когда о

нем вспоминали, тот факт, что до Бога так далеко, оправдывал некоторые

небрежности, если не полное безразличие.

 

У племени фанг, в экваториальной Африке об этом говорится с простодушием и

с большой смелостью:

 

Бог (Нзаме) наверху, человек внизу.

 

Бог это Бог, человек ~ это человек.

 

Каждый у себя, каждый в своем доме.

 

Так думал, впрочем, и Джордано Бруно: Богу "как абсолюту нет никакого дела

до нас". ("Пространство торжествующего зверя"). Следует сделать, впрочем,

одно замечание. О забытом или игнорируемом Верховном Существе вспоминают при

угрозе и бедствиях, ниспосылаемых свыше (засуха, гроза, эпидемия). Вспомним

о вышеприведенных примерах. Как правило, о забытом Боге вспоминают только,

когда уже ничто другое не помогает, когда обращение к другим божествам ни к

чему не приводит. Верховный Бог племени ораонов ~ Драгмеш. В случае крайней

нужды ему приносят в жертву белого петуха и восклицают: "Мы уже сделали все,

что могли, нам остается только обратиться за помощью к тебе... Смилуйся над

нами". Подобно им, евреи удалялись к Яхве и поклонялись богам Балу и

Астарте всякий раз, когда история им это позволяла, то есть в эпоху мира,

спокойствия и относительного экономического благополучия, но сейчас же

вспоминали о своем Боге, когда происходили исторические катастрофы. "Тогда

взывали они к Предвечному и молили его: мы согрешили, оставили Предвечного и

служили Балу и Астарте; вырви нас из рук наших врагов и мы будем служить

тебе" (I Samuel, XIII, 10).

 

Но даже когда Верховного Бога "забывают и полностью исчезает его культ,

воспоминание о нем остается жить в скрытой, приниженной форме, в мифах и

сказаниях о первозданном "Рае", В инициациях и рассказах шаманов и

целителей, в религиозном символизме (символы Центра Мира, магического полета

и подъема, символы неба и Света и т.д.), а также в некоторых видах

космогонических мифов. Можно было бы много рассказать по вопросу о забвении

Верховного Существа на "сознательном" уровне коллективной религиозной жизни

и о его существовании в скрытой форме на уровне "бессознательного" или на

уровне символа или же, наконец, в экстатических экспериментах некоторых

посвященных. Но это увело бы нас далеко от предмета нашего разговора. Скажем

лишь только, что сохранение Верховного Существа в индивидуальных

экстатических опытах или символах не остается без последствий для

религиозной истории архаических человеческих обществ. Подобного опыта равно

как и углубленного размышления о каком-либо небесном символе порой бывает

достаточно для того, чтобы выдающаяся личность вновь открыла для себя

Верховное Существо. Именно благодаря таким опытам или размышлениям, общество

в некоторых случаях начинает совершенно новую религиозную жизнь.

 

В целом, для всех первобытных культур, знавших Верховное Существо, но в той

или иной мере его забывших, "главное" заключается в следующем:

 

1) Бог создает мир человека, затем удаляется на небо;

 

2) это удаление порой сопровождается разрывом связей между небом и землей,

либо значительным отделением неба. В некоторых мифах первоначальная близость

Неба и присутствие бога на Земле составляют синдром рая (дополняемого

первородным бессмертием человека, его дружескими отношениями с животными и

отсутствием необходимости работать);

 

3) место этого более или менее забытого отдыхающего бога оказывается занятым

различными божествами, имеющими одну общую черту ~ они ближе к человеку,

помогают ему или, напротив, преследуют его более непосредственным и

постоянным образом.

 

Примечательно, что человек первобытных обществ, как правило хорошо помнящий

деяния сверхъестественных существ, о которых говорится в мифах, забывает

Бога творца, ставшего отдыхающим богом. Культ Творца сохраняется только

когда он предстает в виде Демиурга или сверхъестественного Существа,

создавшего мир, как это имело место в религиях Австралии. Это

сверхъестественное Существо присутствует в обрядах, посвященных

возобновлению мира. Причина этого понятна: творец здесь является также и

создателем пищи. Он не только создал мир и предков, но породил также

животных и растения, что позволило выжить человеку.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)