АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закон неповторимости

Читайте также:
  1. I. Возникновение родительской власти над законными детьми
  2. II етап-1993 р. - липень 1994 р. (етап початку масової малої та великої (акціонування) приватизації (роздержавлення), або законо-декрето-указовий період)
  3. II. Возникновение родительской власти над детьми: внебрачными, узаконенными и усыновленными
  4. II. Личные отношения между родителями и детьми, законными и другими
  5. II. Местные законы
  6. II. Попередній розгляд законопроекту.
  7. III етап - серпень 1994 р. - червень 1996 р. (етап інтенсивної масової приватизації (роздержавлення), або указо-декрето-законовий період)
  8. III. Блок законов по радиационной безопасности населения.
  9. III. Законы Российской Федерации и нормативные акты
  10. IV. Единые требования к использованию и сохранности учебников для учеников и их законных представителей
  11. IV. ЗАКОНЫ ХП ТАБЛИЦ
  12. IV. Обязательства вознаграждения личного вреда по закону

 

Любимый мой Учитель, Дейда Варо!

Какой вы неиссякаемый источник для моих педагогических размышлений! Но понял я это не сразу. В бытность учения в аспирантуре и в годы, когда защищал диссертации, я еще не знал, что имею собственного путеводителя в педагогике. В те времена науку я искал в библиотеках и однотипной практике школ. Искал узким зрением материалиста.

Можно ли так воспринимать педагогическую реальность? И, вообще, где источник возникновения этой действительности, кто ее творец?

Вас, милый мой Учитель, давно уже нет в живых, когда я с головой окунулся в экспериментальные поиски «объективных» педагогических закономерностей.

Ваш образ неожиданно посетил меня и вывел на Божий Свет. Вы подсказали мне: «Школа во мне, Учителе. И Педагогика тоже во мне, Учителе».

Открытие это сделало меня инакомыслящим, автором книг «Здравствуйте, дети!», «Школа Жизни», носителем педагогики сотрудничества, создателем гуманно-личностной педагогики, издателем «Антологии Гуманной Педагогики».

Нет ли в этих словах зазнайства и гордыни?

Нет.

В них гордость и ответственность, а не гордыня. В них Истина, которая ведет меня по пути служения Ребенку, а через него – обществу, человечеству, жизни, Вселенной, Богу.

Вокруг Вас, любимый мой Учитель, сияла Ваша, именно Ваша педагогическая аура. Она была пропитана Вашей внутренней мудростью. Это было Ваше образовательное поле, в котором действовала Ваша магическая и магнетическая сила, действовали Ваши законы.

Нам, ученикам, было очень хорошо в Вашем образовательном пространстве, оно было нашей обителью, нашей защитой, в нем мы жили, вдохновлялись, впитывали нравственные и духовные понятия.

Назову всех учителей блестящими, но ведь ясно, что каждый сверкает по-своему и создает вокруг себя субъективное образовательное поле. Получается, что педагогическая действительность – это внешнее единство субъективных пространств, которые не суммируются и не растворяются друг в друге, если на это не будет воля самих творцов-учителей.

Не поворачивается язык сказать – «плохой учитель». Но почему у иных учителей поворачивается язык сказать – «плохой ученик»? Мне, как ученику, было очень даже плохо в образовательных полях многих моих учителей, ибо не было в них жизни, понимания, взаимности. Но были одиночество и безнадежность.

Я поверил, что в педагогике, как в самой Жизни, есть только один закон – закон неповторимости учительской воли. Плоды этого закона – «Лабиринт сердца и рай души», «Лебединая песня», «Эмиль», «Педагогическая поэма», «Как любить ребенка», «Сердце отдаю детям».

Вот и живу, дорогой Учитель, сознанием, что школа и педагогика будут такими, какими сделают их мое сердце, мой разум, моя воля, какими сделают их субъективная воля тысяч моих коллег.

 

Учитель

 

Милый мой Человек, мой учитель Дейда Варо!

Из всех Ваших учеников сороковых годов прошлого века учителем стал я один.

А я стал учителем как бы против своей воли.

Я не любил эту профессию, потому что недолюбливал многих своих властных учителей. Но если все же смирился со своей участью, причиной тому был ваш божественный облик Учителя.

Потом, спустя десятилетия, я все больше понимал, что живу своей, именно своей судьбой, и что ничего в жизни не складывается случайно.

А в судьбу свою я влюбился. Постигал ее, а вместе с ней слово «Учитель» через Вас, и какие бы мысли не овладевали мной, проверял их на Вашем жизненном примере.

«Не все будете учителями, зная, что тем самым мы подвергнемся большему осуждению», – предупреждал Апостол Яков.

Но какая тайна заключена в слове «Учитель», и почему опасно быть учителем?

Не годится ни одно толкование, в котором учитель мыслится как передатчик знаний, «тот, кто преподает какой-либо учебный предмет в школе», да еще закрепляет, проверяет, контролирует. Такие толкования не стоят Вашей тени.

Но кто же тогда были вы, дорогой мой Учитель, чем вы одаривали меня и всех ваших учеников?

Учитель... учитель... УЧИТЕЛЬ... УЧитель...

«Учитель – соработник у Бога...»

С каких только граней я не старался заглянуть в суть слова, которое, как убеждает меня моя внутренняя Истина, было в Начале.

Да, именно в Начале было слово Учитель, потому что там же, в Начале, был Ребенок, были Дети.

Слова хранят Божью Волю.

Божья Воля заключена в слове учитель.

УЧитель...

Ясно, что сочетание звуков У и Ч в этом слове неслучайно.

А что, если У есть первый звук санскритского УРА, что означает СВЕТ, то есть высший, Божественный, и потому еще: Логос, Любовь, Мудрость, Жизнь, Знания? Это все проявление Света. Тогда Ч должно означать первый звук тоже санскритского Чела, то есть, Душа. И получится, что:

Учитель есть Душа, носитель Света.

Бог есть Свет, и носителем чего же должно быть Его чадо, Его соработник.

Может быть, я ошибся в своих догадках, но ошибки иногда могут быть прекрасными. А в данном случае моя догадка для меня есть Истина, потому что я могу понять, дорогой мой Учитель, Вашу сущность: Вы были носителем Света и соработником у Бога.

Да, я полон Вашим Светом, Вашей Любовью. И хочу, стремлюсь умножить в себе Ваш Свет, и тоже стать Светом для других.


Мысли

 

 

Эти афористичные и образные высказывания Шалвы Александровича я обычно записываю на его семинарах с учителями. Предлагаем часть их.

В.Г.Ниорадзе

 

 

Не ошибками возмущайтесь, а успехами восхищайтесь.

 

* * *

 

Человек становится человеком только с помощью человека. Но человек может стать Человеком только своими усилиями.

 

* * *

 

Если я – носитель Света, то для своего ученика могу стать Учителем жизни на всю жизнь.

 

* * *

 

«Игра есть испытание грядущего». Потому цена игрушки или компьютерной игры не в том, сколько они стоят в магазине, а в том, какое они несут детям будущее: достойное или недостойное.

 

* * *

 

Игры и игрушки детства есть корни образа жизни во взрослости.

 

* * *

 

Сердце – великая Книга Мудрости: она написана языком чувств и читается с помощью интуиции.

 

* * *

 

Общение есть сердце педагогического процесса. Но сердце может быть здоровым или нездоровым, добрым или злым, великодушным или эгоистичным, прекрасным или безобразным. А повелевает сердцем учитель.

 

* * *

 

Учитель!

Разве не в твоих руках судьбы детей, судьба Планеты Земля?

Не считай себя маленьким человеком, от которого мало что зависит.

Не унижай себя, и Бог возвеличит и прославит твой труд.

 

* * *

 

Если вы прошли отрезок пути и не встретили перед собой препятствия, то это верный знак того, что путь этот не ваш. Ваш путь только тот, где вы найдете трудности, а их преодоление потребует от вас напряжения всех ваших сил.

 

* * *

 

В школе должна звучать педагогическая симфония, а не педагогическая какофония.

 

* * *

 

Образование происходит сегодня, но дышит будущим.

Современное образование – это экспресс, устремленный в будущее; молодые люди, находящиеся в нем, стремительно мчатся в мир будущего, насквозь пронизывая настоящее. Там их ждут свои дела. Образование, которое не наполнено смыслом будущего, похоже на экспресс без колес.

 

* * *

 

Гуманная педагогика – как синяя птица: знаем, что нет этой птицы, но верим, что она есть. Красота ее манит нас, а поиск рождает творчество. И видим: оказывается, сам поиск гуманной педагогики уже есть гуманная педагогика.

 

* * *

 

В языке любого народа Земли слово Учитель самое святое после слова Бог.

 

* * *

 

Человек без веры – это человек в скафандре, выброшенный в открытый Космос без опоры.

 

* * *

 

Учитель реформирует школу, он же, к сожалению, деформирует ее.

 

* * *

 

Мировое классическое педагогическое наследие есть детище Христианской Религии.

Труды классиков педагогики – своего рода «Святые Писания».

 

* * *

 

Хотите подарить вашему ребенку истинное детство?

Подарите ему самого себя: маленького, шаловливого, мудрого взрослого.

 

* * *

 

Какая система отметок лучше: пятибалльная, двенадцатибалльная, стобалльная?

Если двенадцатибалльная система делает жизнь детей в школе радостнее в двенадцать раз, конечно, она лучше, чем пятибалльная.

Но тогда, надо полагать, в школах, где стобалльная система, жизнь детей во сто раз краше.

Может быть, нам не скупиться, и сразу ввести тысячебалльную систему, чтобы радость школьной жизни возросла тысячекратно?

 

* * *

 

Если отметки есть «нацеленная в лоб ребенка винтовка» (так выразился Д.Б.Эльконин в отношении пятибалльных отметок), то десятибалльная, двенадцатибалльная, стобалльная и другие многобалльные системы отметок превращаются в автомат Калашникова, но, скорее всего, с глушителем.

 

* * *

 

Гуманная педагогика может существовать лишь как состояние учительского духа. Она такая наука – личная, своя, единственная, доверительная, выраженная скорее в чувствах, чем в словах. В ней находят раскрытие все лучшие духовные и естественные начала учителя, в ней свершается его благая, возвышенная жизнь.

 

* * *

 

Ошибки, возникающие в педагогическом творчестве, в порыве поиска – благословенны. На таких ошибках можно учиться, можно дальше идти.

 

* * *

 

Личное участие учителя в судьбе ребенка есть условие воспитания в нем личности.

 

* * *

 

Исправление ошибок, допущенных в письменных работах? К сожалению, ошибки будут исправлены на страницах тетрадей для контрольных, но в нраве учеников останутся тревога и злоба, а в нраве учителя – искривленные нервы.

 

* * *

 

Урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет.

 

* * *

 

Если не возбудим в ребенке чувства удивления и восхищения, мир для него потускнеет.

 

* * *

 

Ругать – там духовного труда нет.

Хвалить – там большой труд души заложен.

 

* * *

 

Дети учатся лучше там, где их воспитывают и на этой основе учат.

Они учатся хуже там, где их учат и надеются, что обучение повлечет за собой воспитанность.

 

* * *

 

Ну и что же, что есть стандарты образования! А если я нестандартный педагог? Что станет со стандартами?

 

* * *

 

Современное детство не приемлет стандартного учителя; не приемлет учителя, который стандартизирует учеников.

 

* * *

 

Так называемые государственные образовательные стандарты разрабатываются не на уровне возможностей школьников (эти возможности гораздо выше), а на уровне сознания учителей.

Стандарты рассчитаны на учителей «троечников».

 

* * *

 

Государственные образовательные стандарты для творческого учителя потому и существуют, чтобы он ломал их и вел своих учеников дальше, выше всяких стандартов.

 

* * *

 

Не совершенствуя самого себя – я не мыслю совершенствование своих учеников.

 

* * *

 

Нам нужно воссоздать в себе воображаемый Мыслехрам образования – с возвышенными сводами, божественными фресками, зажженными свечами, и вселить в него наш Дух, Сердце и Разум.

А потом поспешить, чтобы этот Храм стал нашей педагогической жизнью.

Каково будет ученикам того учителя, в воображении которого сияют Небеса!

 

* * *

 

Чего нет в голове, язык того не произносит, руки того не созидают, ноги к тому не спешат, сердце не болит.

Вот и нужно, чтобы вся наша сущность стремилась к самым светлым мыслям и образам, к духовно возвышенным идеям. Ибо язык, руки, ноги и сердце могут послужить и тьме.

 

* * *

 

Основанием Мыслехрама образования является духовность в виде Веры, Надежды и Любви.

 

 

* * *

 

Толерантность?

Оставим это тем, которые иначе не могут ладить между собой.

А нам лучше жить в дружбе, в братстве, в любви, в духовном взаимопонимании.

 

* * *

 

Америка заложила в свое образование не духовные основы, а долларовые традиции.

 

* * *

 

Просто любить ребенка мало. Надо знать, как мудро его любить, чтобы он принял наш дар и отозвался воспитанностью.

 

* * *

 

В гуманной педагогике действует дисциплина духа, а не дисциплина тела.

 

* * *

 

Для окрыления нашего смысла жизни нам лучше поверить, что наше земное бытие есть Великая Школа, которая готовит из нас будущих строителей Космоса, будущих творцов новых планет, новых созвездий, новых жизней на них.

Только нужно будет сдавать один экзамен – на духовность.

 

* * *

 

Дети новые.

Педагогика старая.

Как быть?

 

* * *

 

Гуманная педагогика – как большой алмаз, который гранят классики, а каждый из нас может помочь им.

 

* * *

 

Сердцем гуманной педагогики является сердечное общение учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, и ничто другое.

Решение всех педагогических проблем зависит от качества общения, а не от чего-либо другого.

 

* * *

 

Педагогика есть общечеловеческая, планетарная, Вселенская культура мышления.

 

* * *

 

Мама – это вечная педагогическая профессия.

Папа – тоже вечная педагогическая профессия.

Любой человек в силу своей взрослости, уже есть педагог.

 

* * *

 

Воспитание совершается не столько на основе знаний и наставлений, сколько на основе каких-то тайн, которые приоткрываются нам в моменты истины воспитания. Надо только уметь улавливать эти моменты.

 

* * *

 

Подтекстовая миссия школы – ревниво хранить и укреплять дух народа, дух нации, хранить и умножать национальную культуру, чтобы народ, нация своей неповторимостью могли достойно войти в сокровищницу мировой культуры.

 

* * *

 

Школа будет способствовать умиранию своего народа, если она во имя глобализации отойдет от его национальных корней.

 

* * *

 

Культура не есть сумма знаний о культуре.

Ее основа – духовность.

 

* * *

 

Сейчас лишь приукрашивают авторитарную педагогику; стараются заменить ее изношенные и не поддающиеся ремонтированию столбовые дороги, площади и лобные места, придумав им новые имена, взятые из мира педагогики восходящей. Но суть не меняется: учитель остается прежним. Он – грозовая туча учеников, а не убежище для них.

 

* * *

 

Да, учительская справедливость есть мощная воспитательная сила.

Но какую брать меру справедливости – нашу или наших учеников, ибо меры эти разные?

 

* * *

 

Не справедливость ради справедливости, а справедливость ради воспитания.

 

* * *

 

Педагогическая справедливость не есть мера воздаяния или вознаграждения, а есть мера воспитания.

 

* * *

 

Там, где много единиц, единения мало.

 

* * *

 

Культура в каждом народе и в каждом человеке складывается только исторически. Я не могу послать кому-то культуру в конверте.

 

* * *

 

Если хотим воспитывать в ребенке благородство, то и воспитатель должен быть благородным, и средства, им выбранные для воспитания, должны быть благородными.

 

* * *

 

Цель гуманной педагогики не может оправдывать средства, она выбирает или рождает их.

И улыбка, и тон, и такт, и общение, и даже возмущение, – все должно согласовываться с целью.

 

* * *

 

В одном уроке должно быть столько уроков, сколько детей. Это как матрешки в матрешке. Их много, а учитель один. Нужна будет утонченная учительская мудрость.

 

* * *

 

Урок не имеет точку, он заполнен: восклицанием, удивлением, восхищением, вопросом и заканчивается многоточием.

 

* * *

 

Жить мудро – это трудно.

Жить глупо – легко.

 

* * *

 

Слава учителя придает его слову воспитательную силу.

 

* * *

 

Отметки – ябеды и доносчики.

 

* * *

 

Отметки – град над пытливым умом детей.

 

* * *

 

Хорошие отметки в дневнике провоцируют родителей на праздность и гордыню. Плохие – на грубость и жестокость.

 

* * *

 

Важны не отметки, но знания, а самое главное, – отношение к знаниям. А мы вверх ногами ставим все.

 

* * *

 

Можно проводить контрольные и проверочные работы. Но зачем ими пугать детей? Чтобы руки дрожали от возможной неудачи? Чтобы язык заплетался?

 

* * *

 

Учитель – сеятель, а не жнец

 

* * *

 

Все разговоры о свободе по сути своей есть разговоры о том, как добровольно ограничивать свою свободу. Статуя Свободы в действительности есть символ лишения свободы.

 

* * *

 

Если наша забота о ребенке исходит из чувства преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса.


Владыка!


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.031 сек.)