|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соц-арт: история развитие, основные положенияСоциалистический реализм берет свое начало в конце 1920-х годов, когда сложилась установка на воспевание средствами искусства героической советской действительности и выражение бодрого, радостного духа эпохи социалистического строительства. Сталинская эпоха породила совершенно особый культурный феномен - социалистический реализм. Став официальным стилем тоталитарного искусства, он воплотил советскую мифологию в жизнь, сделав сказку былью. Его генеральный миф - радостный труд на благо цветущей страны социализма - определил ведущее место темы труда в советской жанровой живописи 1930-1950-х годов. Соц-арт — одно из наиболее известных направлений советского искусства 70—80-х годов, сложившееся в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. Соц-арт стал своеобразной эстетической реакцией на засилье официальной пропаганды в культуре тех лет. Используя расхожие символы, лозунги и знаки социалистической агитации (серп и молот, звезду, пионерский салют, знаменосцев, портрет вождя и др.), соц-арт развенчивал в игровой форме их истинный смысл, раскрепощая тем самым восприятие зрителя от идеологических стереотипов. Гротеск, ирония, острые подмены и свободное цитирование любых пластических предметов и стилей стали основой его броского, сознательно эклектического художественного языка, во многом совпадавшего с методами бурно развивавшегося в те нее годы постмодернизма. Соц-арт не выступал жестко очерченным стилевым направлением, он объединял весьма различных по своей манере авторов. Создатели соц-арта определяли это течение как «игру с идеологией», они стремились в гротескной форме показать всю нелепость массовой идеологии и кризис социалистического реализма. По способам и техническим приемам соц-арт типичный поп-арт, сочетающий живопись, скульптуру и реальные вещи, представленные в абсурдных сочетаниях. Соц-арт, по свидетельствам очевидцев, был рожден в заснеженном пионерском лагере, где в 1972 году художники зарабатывали на жизнь, рисуя портреты пионеров-героев. Как позже уверял Александр Меламид, соц-арт "никогда не придумал бы один художник. Только два выпивающих друга могли - в процессе многодневных разговоров во время оформления пионерского лагеря - решиться на это..." В кон. 1970-х - нач. 1980-х гт. часть художников эмигрирует в Нью-Йорк, где игровые основы соц-арта пополняются языковым арсеналом постмодернизма. Лавинообразная известность обрушилась на соц-арт в годы "перестройки", когда с кон. 1980-х гг. он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом этого сложного времени. Однако политическая переориентация общества не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и предопределила его закат, т. к. содержательная основа его иронических образов стала неактуальной. К концу 1990-х соц-арт исчерпал себя, так как с изменением политической ситуации содержательная основа этого искусства стала неактуальной. Возникновение термина: Пародийный термин "соц-арт", буквально обозначавший социалистическое искусство, был рожден основателями движения московскими художниками Виталием-Комаром и Александром Меламидом по аналогии с поп-артом, пародировавшим засилье в капиталистическом обществе рекламных стереотипов материального процветания и обезличивающей массовой культуры. Повальное господство вещевого фетишизма в обществе потребления перекликалось с засильем советского идеологического мифа. Соцарт в СССР. Официальное искусство СССР долгое время развивалось под строгим контролем государства, пресекавшего попытки художников отклониться от единственного в стране стиля – социалистического реализма. В 1960-е в СССР возникает искусство неофициальное, имеющие параллели с мировыми течениями, однако вынужденное существовать в ситуации подполья. В легальных и полулегальных, в т.ч. квартирных выставках искусство 1970-х преодолевало свой чисто станковый характер, обращаясь к методике пространственных установок – инсталляций, хэппенингов и перформансов. Цензурные и социальные преграды привели к тому, что многие художники эмигрировали из СССР. В отличие от поп-арта, явления интернационального, проявившего себя в полной мере не только в американской и западноевропейской культурах, но на другом полушарии, в корейском и в японском искусстве, стиль соц-арт обычно считается советским продуктом. В большинстве энциклопедий по современному искусству термин «соц-арт» жестко локализован рамками московского неофициального искусства 1970-1980-х годов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |