|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соц-арт в международном масштабеНа рубеже 1970-1980-х годов соц-арт пересек границы СССР. Этому способствовала волна еврейской эмиграции, которая перенесла некоторых из крупнейших российских художников-соцартистов, в том числе и основателей движения, на Запад. Благодаря их усилиям, публикациям и выставкам, соц-арт в международном масштабе обрел статус фирменного стиля советского «нон-конформизма». Между тем, в самом СССР по мере углубления горбачевских реформ соц-арт легализуется, входит в моду, превращается в эстетический бренд Перестройки. Он прогрессивно теряет черты андерграундной культуры, разрастается в размерах, монументализируется, орнаментализируется. Его исходные приемы и художественные образы, созданные в узком интеллектуальном кругу мастеров, претерпевая многократные повторы, стилизации и отражения на различных этажах культуры, опускаются в дизайн, в архитектуру, в масс-медиа, и далее на низовой, анонимно-фольклорный, уличный уровень художественного творчества. Соц-арт в конце 1980-х годов называли «мейн-стримом» времени перемен, искусством периода крушения коммунистической формации, стилем эпохи «выцветающих флажков». В этом качестве соц-арт шагает в Европу, где в странах распадающегося «соцлагеря» обретает своих первых иностранных адептов - Е. Трушковского в Польше, Флатца - в Германии. Однак, громче всего соц-арт прозвучал на Востоке, где он оказал решающий импульс в становление нового искусства Китая 1990-х годов.
Близость нового китайского искусства советскому соц-арту объясняется типологическими совпадениями - сходные режимы в аналогичных исторических обстоятельствах порождают похожее искусство. И все же в ее основе лежит знание созданных на двадцать лет раньше образцов российского стиля. Можно сказать, что китайский вариант соц-арта столь же близок советскому, как российская версия поп-арта – американской.
Григо́рий Дави́дович Бру́скин — российский и американский художник. Родился 21 октября 1945 года в Москве. С 1963 по 1968 год учился в Московском текстильном институте (художественное отделение). В 1969 году вступил в Союз художников СССР. Мировую известность Брускину принесло участие в знаменитом московском аукционе «Сотби» (1988), на котором его работа «Фундаментальный лексикон» (1986) была продана за рекордно высокую цену. В 1999 году по приглашению немецкого правительства в качестве представителя России создал монументальный триптих «Жизнь превыше всего» для реконструированного Рейхстага в Берлине. В 2001 году опубликовал книгу мемуарного плана «Прошедшее время несовершенного вида». Живет и работает в Нью-Йорке и Москве. Творчество Является одним из самых известных и успешных[1] современных художников российского происхождения. «В советские времена жизнь Брускина не была счастливой: персональные выставки художника запрещались с завидным постоянством, и его работы практически не были известны широкой публике. Зато уже в 1988 году Гриша Брускин был с лихвой отмщен за прежнее невнимание. Приобрел известность своим „Фундаментальным лексиконом“ (1986), где фигурки, несущие эмблемы официальной советской культуры, сведены воедино на больших таблицах. На первом и последнем проходившем в Москве аукционе Сотби его 6 картин — самой известной из них стал „Фундаментальный лексикон“ — были проданы за рекордные для современного русского искусства цены (930 тысяч долларов — это, согласитесь, сумма). А через неделю Брускин отбыл в Америку — по культурному обмену, поработать, и сразу получил несколько предложений реализовать давно задуманные художественные проекты»[2]. Основные темы: «Уже в своих первых работах „Алефбет“ и „Фундаментальный лексикон“ Брускин создал структуру, которой продолжал пользоваться в дальнейшем: в ее основе — уподобление мира всеобъемлющей книге (…) Основываясь в целом на идеях каббалы, Брускин использует также в своем творчестве символы, почерпнутые из других религий и мистических учений Древнего Востока, средневекового христианства и других»[3] Вторая тема — социальная мифология советского периода[3]. «За что бы ни брался Брускин, за картину, шпалеру, фарфоровый сервиз или даже перформанс в соавторстве с перкуссионистом-концептуалистом Владимиром Тарасовым, неизменно выходит словарь», — пишет о нем Анна Толстова[4] «Брускин рассматривает процесс заката советсткой империи в перспективе Ветхого Завета, обещающей закат и падение всех империй. Но в то же время его увлекает прежде всего эстетическая сторона этого упадка – эстетика упадка как таковая. И именно эта увлеченность побуждает его воспроизвести упадок советской культуры в виде художественного перформанса...Брускин воспроизводит историю, как осознанный фарс, т.е. как искусство. То, что когда-то было историей, возвращается сегодня как художественное событие, как перформанс». Борис Гройс[5]. «С начала 1990-х гг. живопись Брускина становится более лаконичной: многофигурные композиции сменяются однофигурными, цвет делается локальным („Метаморфозы“). В это же время, используя образы, созданные в живописных произведениях, Брускин начинает экспериментировать с различными техниками»[3]
Эрик Владимирович Булатов (родился 5 сентября 1933 года в Свердловске) — московский художник-фотореалист, один из основателей соц-арта. В 1958 году окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с Кабаковым и Васильевым. Выставочную деятельность в Москве начал с 1957, а с 1973 года уже за границей. Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды. Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. В этих его произведениях заметно влияние Фалька. Сильный, своеобразный этап его творчества, неоцененный по достоинству в контексте истории искусства. Работы Булатова постоянно выставляются на аукционные торги современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, ещё два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.
Александр Семёнович Косолапов (1943, Москва) — российский художник, живописец, график, скульптор. ивописец, график, скульптор, автор объектов и инсталляций. Родился в 1943 году в Москве. Учился в Московской средней художественной школе при художественном институте им. В.И. Сурикова, позднее в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. С 1975 г. живет и работает в Нью-Йорке и Москве. Художник использует следующее свойство человеческого восприятия – пропуск или даже искажение одного из элементов образного стереотипа не подавляет способности его автоматического узнавания. Это позволяет Косолапову разработать оригинальный тип двоящегося объекта, одновременно отсылающего к двум внешне схожим, но не имеющим друг к другу никакого отношения стереотипам американской и советской масс-культуры. Для Косолапова роль привнесенного элемента (социалистического происхождения) состоит в том, чтобы разрушить обстановку, в которую он помещен (обстановка, состоящая из заимствованных культурных стереотипов). Ленин и Микки Маус становятся взаимозаменяемыми, как продукты массовой культуры. Создавая этот радикальный коллаж, художник подразумевает, что несмотря на конфликтные отношения между двумя системами, отличительными признаками которых являются используемые им символы, их основная цель – убедить население в подлинности и искренности их товаров – несомненно совпадает. Интервью с Александром Косолаповым С 1975 года художник живет в Нью-Йорке, выставляет свои работы в лучших музеях, в Москве же пользуется уважением как безусловный классик. Правда, с самим соц-артом произошла печальная история: соцартисты собственными руками так мощно деконструировали свой предмет, что первоисточники - кумачовые лозунги и коммунистические плакаты с Лениным - куда-то бесследно исчезли. Теперь придется долго разъяснять младым поколениям, по какому же поводу ребята так сильно веселились. Выдержки из интервью: - Александр, когда вы выехали на Запад в 1975 году, то вывезли свои работы в стиле соц-арта, которые на тот момент как бы представляли все неофициальное советское искусство. Американцы действительно поняли, о чем вы хотели сказать? - Во-первых, всех потрясла возможность комбинировать символы капитализма и социализма. Как это так?.. А с пониманием происходили удивительные истории. Когда я сделал работу "Ленин - Кока-кола" (там, где Ленин говорит "It's the real thing"), "Кока-кола" даже в суд подать на меня собиралась. У них есть свои шпионы, которые отслеживают факты нарушения авторских прав. Однажды у меня раздался звонок, некий господин сообщил, что он любитель искусства, и попросил показать мои работы. И вот приходит, я перед ним распинаюсь, а он вдруг говорит, что представляет компанию "Кока-кола": "Мы будем с вами судиться". Меня, конечно, залихорадило. То есть, выходит, в СССР меня допрашивал КГБ, а здесь собралась допрашивать "Кока-кола"! Но адвокат, которого мне нашли через галерею Рональда Фельдмана, написал в компанию серьезную телегу, где утверждал, что такие художественные акции являются public domain, достоянием общества. С его слов получалось, что автор картины не делает на этом деньги, не разрушает имидж компании. Ну, "Кока-кола" и отстала. - Отличный и неожиданный рекламный ход для молодого художника. А что за диссидентские дела за вами числились в СССР? Например, мы устраивали закрытые просмотры фильмов из хранилища в Белых Столбах, смотрели очень хорошие по тем временам иностранные ленты. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |