|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Женский - мужской образ в скульптуре архаики – анализ предметовЭпоха архаики (третья четверть 8 века до н.э. – 490 г. до н.э.) была временем формирования греческого государства-полиса и соответствующей ментальности, а также основных видов искусства (ордера в архитектуре, скульптуры, вазописи). Именно в эту эпоху происходит рождение греческой монументальной пластики. Ее предшественники гомеровского периода – большие культовые изображения богов, о которых упоминают древние авторы. Это были плохо обработанные в основном деревянные идолы (ксоаны). Также использовались бронза и терракота. До нас эти памятники не сохранились.
К наступлению эпохи архаики уже выявляется определенный тип образа. Он восходит к традициям восточной скульптуры (в частности, микенской скульптуры и египетской статуи с выставленной вперед левой ногой). Это можно объяснить тем, что в Греции того времени нет собственных мастеров и школ, поэтому для работ в конце 8 – начале 7 века до н.э. приглашались иностранные мастера (с Крита, из Египта и Финикии), которые привносят свои приемы и технику. Самые ранние каменные статуи относятся к первой трети 7 века до н.э. В их появлении большую роль сыграли художники Крита (для устранения географического кретинизма смотрим карту – илл. 1). Недаром античное предание называет греческих скульпторов «дедалидами», учениками легендарного ваятеля Дедала, который работал у критского царя Миноса.
В течение 7 века до н.э. восточные приемы постепенно изживают себя, и происходит рождение собственно греческой пластики. Важно, что на этом этапе у мастеров еще отсутствует сюжетное мышление, поэтому скульптура бессюжетна. Интересы сводятся к освоению нового материала (камня) и изучению анатомии человеческого тела.
Если говорить о периодизации архаики, то здесь можно (разумеется, весьма условно) выделить три периода: ранняя архаика (конец 8 – начало 6 в. до н.э.), зрелая архаика (начало 6 в. до н.э. – 530 г. до н.э.) и поздняя архаика (530 – 490 гг. до н.э.).
2.Скульптура
Скульптура ранней архаики. Весьма немногочисленные статуи 7 века до н.э., известные ныне, в значительной степени сохраняют схематизм и условность геометрического искусства. Один из самых ранних памятников здесь – Дама из Оксера, созданная в начале 7 века до н.э. (илл. 2). Изображена либо богиня, либо фигура адоранта. При очень небольшом размере (около 50 см), скульптура выглядит очень монументально. Интересно, что для Греции характерно стремление к скульптуре выше человеческого роста. Мелкая пластика применяется в основном для вотивных статуэток, особенно популярных в эпоху эллинизма.
Возвращаясь к Даме из Оксера укажем на характерные черты: минимальный контакт со зрителем, гипертрофия жеста, сугубо восточная символика скульптуры, отсутствие фактурности материала (волосы как блоки, платье слито как единый блок), квадратный пьедестал и молитвенная поза с гипертрофированным молитвенным жестом. Здесь прослеживается очень четкая центральная симметрия, даже в поясе, чертах лица, кудрях волос. Все это дает фронтальность – боковые точки зрения не обработаны, спина тоже. Лицо статуи напоминает маску, одежда и тело не отделены друг от друга, одежда лишь «процарапана» на теле. Очевидно, что здесь скульптурное мышление доминирует над пластическим. (Скульптурность: каменноподобие, фронтальность, симметрия, одна точка зрения. Пластичность: возможность кругового обхода, пространственность, множественность точек зрения). Также здесь стоит отметить деление тела на определенное соотношение частей, все тело членится на зоны, каждая из которых выделена как самостоятельная. Интересен и силуэт статуи. Для него характерна сложная линия, детали тела (руки с туловом) не слиты между собой, как на Востоке. Более сложная линия силуэта важна, потому что она указывает на начало новых отношений фигуры и пространства. Резюмируя анализ, отметим: здесь очевидно сочетание восточных черт и греческого характера работы. От греческого – деление тулова на тектонические зоны (ноги, тулово, голова), интерес к работе человеческого тела как некой конструкции.
К такому типу статуй относится и Артемида с острова Делос (7 в. до н. э. илл. 3), которая представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды. Новым здесь является некоторое стремление к правильной пропорциональности человеческой фигуры.
Гера с острова Самос (первая половина 6 в. до н. э., илл. 4). Художник тщательно изобразил складки, несомненно правильно установил пропорции женской фигуры. Но подлинно реалистических задач такое искусство еще не ставит: задачей художника было создать торжественное, застывшее изваяние, предмет культа, священный и таинственный образ божества. Пьедестал не квадратный, а круглый. Таким образом создается иллюзия кругового обхода. Само тулово постепенно избавляется от фронтальной точки зрения, превращается в цилиндрическую колонну. Появляется разнофактурность материала. Тонкая туника создает эффект мокрых одежд. Складки тонкие, как канелюры. Сверху на фигуру накинута более плотная шерстяная накидка, ее глубокие и широкие складки создают эффект более тяжелой и плотной материи.
Богиня с гранатом (начало 6 века до н.э., илл. 5). Под драпировками выделяются ноги, они неплотно прижаты к пьедесталу и друг к другу. Кроме того, здесь передается объем одежды, она вновь показана, как канелюры. Как результат: появляются глубина и объемность складок. Нижняя туника и парадная накидка сверху не слиты между собой. Лицо теряет плоскостность, выделяются скулы, подбородок. Все эти черты свидетельствуют о начале важного шага, когда пластическое мышление начинает побеждать скульптурное. Важна и светотень – ее игра помогает достичь объема, долепить образ. Принципиальную роль играет улыбка: здесь представлена «архаическая улыбка» как характерная черта именно архаической пластики. С наступлением классики улыбка исчезает, на ее место приходят активные позы и абсолютно спокойные лица.
Богиня с зайцем (первая половина 6 в. до н. э., илл. 6). Цилиндрообразное тулово, отказ от фронтальной точки зрения, иллюзия кругового обхода, разнофактурность материала.
Сковывающие тенденции условного и отвлеченного решения человеческого образа наглядно проявились в тех скульптурных произведениях, где нужно было изображать движение. К таким произведениям относилась статуя богини победы Ники с острова Делоса («Ника Архерма»), выполненная в первой половине 6 в. до н. э. ионийским мастером Архермом (илл. 7). Статуя стояла на высокой колонне; фигура вырисовывалась на фоне неба и была рассчитана только на одну точку зрения – спереди. Ника была изображена летящей. Движение было изображено символически.
Уже в 7 веке до н.э. в скульптуре архаики определились две основные темы:
1. Обнаженная мужская фигура – курос. 2. Задрапированная в одежды женская фигура – кора.
Мужской образ развивался в школах Пелопонесского материка. За прототип здесь берется египетская статуя с выставленной вперед левой ногой. Но если там важно показать переход, факт шага, то здесь важна механика человеческого шага в пространстве. Фигура куроса всегда обнажена, поскольку так легче выявить и показать структуру человеческого тела.
Женские же образы были популярны на территории Аттики и ионических полисов, которые в своем культурном развитии до середины 6 века до н.э., когда они попали под власть персов, опережали материковую Грецию. Если в работе над куросами мастеров интересовало изображение человеческого тела, то при создании женских образов решались такие задачи, как рельефность, разнофактурность, решение объема.
Кроме того, в архаике любили использовать в пластике яркие декоративные цвета. Тела куросов красили в шоколадные цвета – знак загорелого, здорового и мужественного тела. Коры окрашивались в более светлые тона. Использовались и яркие волосы – синего или зеленого цвета – как показатель раскрашенности мира. Замечание о цвете важно, поскольку чрезмерный цвет уменьшает пластичность образа.
При всех отличиях, существовавших между разными школами греческой скульптуры, они стремились к решению общих задач, и это способствовало формированию единого стиля архаической пластики. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |