|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика древнегреческой мифологии олимпийского периодаОлимпийский период развития греческой мифологии. В мифологии периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами, некогда пугавшими воображение человека. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Он же убивает двух великанов — сыновей Посейдона Ота и Эфиальта, которые выросли настолько быстро, что, едва возмужав, уже мечтали взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, возможно, царством самого Зевса. Убивает дракона Кадм и на месте битвы основывает город Фивы, Персей убивает Медузу, Беллерофонт — Химеру, Мелеагр — калидонского вепря. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл. На смену малым богам и демонам приходит верховный бог Зевс, которому подчиняются остальные боги. Община богов водворяется на небе или (что то же самое) на горе Олимп (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»). Зевс ведет борьбу с различными чудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона, гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются женские божества, оформившиеся из древнего образа богини-матери. Гера стала покровительницей браков и семьи, Деметра — культурного земледелия, Афина Паллада — честной, открытой и организованной войны (в противоположность буйному и аморальному Аресу), Афродита — богиней любви и красоты (вместо прежней дикой всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия — богиней домашнего очага. Даже Артемида, сохраняя древние охотничьи функции, приобрела красивый вид и стала образцом дружелюбного отношения к людям. Ремесло также обрело своего покровителя — Гефеста. В одном из гомеровских гимнов ему приписывается покровительство всей цивилизации. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякой человеческой деятельности, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит людей по дорогам земли и сопровождает души в загробный мир. Всем правит Зевс, который прежде был ужасным громом и ослепительной молнией. Теперь же они — атрибуты Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим перуном. В окружении Зевса на Олимпе — Ника («победа»), прекрасная крылатая богиня, которая является символом мощи самого Зевса, Фемида — богиня права и справедливости, находящаяся возле Зевса как символ благоустроенности его царства. Дети Зевса и Фемиды — оры, прелестные, благодетельные, вечно танцующие богини времен года и государственного распорядка. Рядом с Зевсом также Геба — символ вечной юности — и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-Орлом. Мойры — богини рока и судьбы — трактуются как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на Олимпе. Мудрое, веселое и изящное окружение характерно и для Аполлона с его музами, и для Афродиты с Эротом, харитами, танцами, смехом и беззаботностью. Гермес и Пан следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы ремесленников, которые поражают мир своими открытиями и изобретениями, художественно-техническим творчеством. Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для своего полета с сыном Икаром. Посейдон и Аполлон строят стены города Трои (Гомер «Илиада»). Подвиги Геракла — вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и смертной женщины Алкмены — не только истребитель разного рода чудовищ (Немейского льва, Лернейской гидры, Керинейской лани, Эриманфского вепря и Стимфалийских птиц), победитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против амазонок в мифе о поясе Ипполиты. Двумя подвигами он превзошел всех героев древности: на крайнем западе, дойдя до сада гесперид, он овладел их яблоками, дарующими вечную молодость; в глубине земли он добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность. Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, он бросился со скалы. Когда Одиссей не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо, сирены в тот же момент погибли. В гомеровском эпосе отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным. Герои смелеют, их общение с богами становится свободным, они даже могут вступать с ними в состязание. Но это уже первые признаки того периода греческой истории, когда мифология станет предметом литературной обработки. Для этой эпохи мифологии характерны мифы о родовом проклятии, которое приводит к гибели несколько поколений подряд. Фиванский царь Лай украл ребенка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всем роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста — жена сначала Лая, а потом Эдипа, узнав, что Эдип — ее сын. Вступив в единоборство, погибли оба сына Эдипа — Этеокл и Полиник, потом погибли и их сыновья. Проклятие легло и на род Пелопа — сына Тантала. Преступления самого Тантала были умножены его потомством. Пелоп обманул возницу Миртила, пообещав полцарства за помощь в победе над царем Эномаем, и попал под проклятие Миртила, в результате чего сыновья Пелопа Атрей и Фиест находятся во взаимной вражде. Атрей по недоразумению убивает собственного сына, подосланного Фиестом; за это он угощает Фиеста зажаренным мясом его детей. Свою жену Аэропу, способствовавшую козням Фиеста, он бросает в море и подсылает сына Фиеста к самому Фиесту, чтобы его убить, однако сын Фиеста убивает Атрея. Один из сыновей Атрея — Агамемнон погибает от рук собственной жены Клитеместры и своего двоюродного брата Эгисфа. Того же убивает сын Агамемнона Орест, за что его преследуют богини-мстительницы эринии. Прометей — божество, он либо сын титана Иапета, либо сам титан. Когда Зевс побеждает титанов и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям получает от Зевса наказание — его приковывают к скале. Это наказание понятно: он — противник олимпийского героизма. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале, и у Гомера о Прометее нет ни слова. Но незадолго до Троянской войны — последнего великого деяния века героев — Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от богов. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество и в мифологическое восприятие мира. Поэтому мифы о Дионисе и Прометее распространились в период формирования греческой полисной системы. Будучи одной из ранних форм освоения мира, греческая мифология имеет важное значение для понимания античной религии. Красота мира создается богами в тяжелой борьбе с различными чудовищами. Прекрасное в мифе оказывается активным началом. Воплощаясь в олимпийских богах, оно становится принципом космической жизни. Сами боги могут управлять красотой и даже изливать ее на людей, преображая их. Так, Афина у Гомера одним прикосновением волшебной палочки сделала Одиссея прекраснее. Но еще важнее внутренняя красота, которой наделяют олимпийские боги певцов и музыкантов. Мифический поэт и певец вдохновляется музами или Аполлоном. Но музы и Аполлон — дети Зевса, так что, в конечном счете, красота поэтического таланта освящается отцом людей и богов. В средние века греческая мифология рассматривалась либо как область сказок, либо как цитадель земных соблазнов, когда каждый греческий бог расценивался как бес. Тем не менее греческая мифология сохранилась вплоть до эпохи Возрождения и стала одним из источников расцветшего в эпоху Возрождения гуманизма. В Новое время, сначала в основном на материале греческой мифологии (как более изученной), а затем и на материале других мифологий строятся многочисленные мифологические направления и школы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |