|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Никола Шугай, разбойникНакопленный в Закарпатье фольклорный материал был использован для написания ро-мана «Никола Шугай, разбойник» (1933), пересказывающего в контексте четырёх столе-тий антифеодальной борьбы местного крестьянства историю жизни «последнего оприш-ка» и «доброго разбойника» Миколы Шугая, образ которого оброс деталями народных сказаний о его предшественниках. Такие особенности сюжета обеспечили сочетание реа-листического и фантастико-романтического планов в романе (в частности, включение в его состав легенд об Олексе Довбуше). Главный герой романа Никола Шугай (настоящее имя Николай Петрович Сюгай) — ре-альное историческое лицо. Дезертировав из австро-венгерской армии в 1917, он прятался у своей возлюбленной Эржики и при поддержке колочавцев начал расправы над богачами и представителями властей. Вскоре Шугай стал для последних серьёзной опасностью, на его поиски были отправлены четыре десятка жандармов, а за его голову назначено высокое вознаграждение. В конце концов, Микола и его брат Юрий были убиты в августе 1921 из-за предательства Эржики. У Ольбрахта Шугай выступает не просто народным мстителем, который «отнимал у богатых, а бедным отдавал и никогда никого не убивал, разве что при самообороне или ради справедливого возмездия», а и олицетворением всенародной борьбы против эксплуатации. Роман «Никола Шугай» стал практически легендарным в чешской литературе. Чешский литературовед Рудольф Гавел писал, что Иван Ольбрахт «сказал чешскому читателю о Закарпатье больше, чем все государственные газеты и журналы за предыдущие десять лет…» В 1947 роман был экранизирован; в 1970-тые годы на его основании драматург Милан Угде создал мюзикл «Баллада для бандита», не сходивший со сцены на протяже-нии двадцати лет. (ВИКИПЕДИЯ) Писатель часто приезжал в Колочаву (Украина), изображенную в романе, подолгу бесе-довал с Эржикой, женой Шугая, с др.членами его семьи, с колочавцами. Ольбрахт вжился в тему, поэтому произведение правдиво отразило вопиющую социальную несправедли-вость и раскрыло богатый духовный мир забитого и веками притесняемого народа. Беззаконию в романе противопоставлена сила народного сопротивления, воплощенная в легендарном облике Шугая. Образ бунтаря имеет в творчестве О. имеет своих предшественником, а его поэтичность, экзотика слиты с фольклорной традицией, с бытовавшими в Закарпатье сказаниями о Довбуше, который «у богатых брал, а бедным отдавал». Легенда о разбойнике – народном мстителе – была повседневностью украинцев.!!!Естественное сочетание реализма с романтическим пафосом в изображении неуловимого Шугая., его успехов в борьбе с властями и богачами. Критиками отмечено современное звучание закарпатской легенды и образа героя. Трагическая судьба Шугая разоблачала общественный строй, при котором человек оказывался в одиночестве и без помощи + он воплощал в себе гнев народа. Мужественный характер Шугая стал символом стойкости и воли трудящегося человека. В условиях фашистской опасности, при мещанской ограниченности взглядов широких кругов чешского общества подобные литературные образы обретали особую политическую остроту. Потому началась кампания против О. По выходе книги жандармы опубликовали официальный протест, узнав себя в персонажах. Роман стал предметом политических споров и идеологических столкновений. Сюжет. Пастух начинает рассказ о НШ в кругу волопасов. Это было во время 1МВ. НШ и его друг немец скрывались в хибарке у некой русской бабы. Она им обоим предрекла славу и захотела, чтоб те женились на ее двух дочерях. Эта идея им не понравилась – онии убили и убежали к себе в полк. Стрельба. Немцу это надоело: он попросил Шугая застрелить его. Тот целится прямо в голову, но убить не получается. Они понимают, что у них талант, дар – невозможность умереть от пули. Расстались и никогда больше не виделись. НШ отправился к себе на родину в Колочаву. Там живет Эржика Драч. Описание Колочавы: хлеб не родится, но жить можно, у мужчин вместо топоров за плечами появляются винтовки. Брат Э. Юрай не любит НШ, но все-таки Иван Драч отдает свою дочь Николе, потому что НШ угрожал им, обещал спалить хату. Слава НШ была настолько велика, что даже мальчишка играли в НШ, верили, что у него есть некая веточка, которая спасает его от смерти. Был там один еврей – Абрам Бера. Все пытался кому-нить нагадить и к рукам себе что-нить прибрать. *НШ за что-то поймали и посадили под стражу. Охранял его жандарм Власек, Эржика принесла ему 30 000 крон, тот дал ему бежать (ослабил веревки и невзна-чай вышел). Абрам Бера идет к отцу НШ, к Петру Шугаю, с целью объявить его луг своим, в полной уверенности, что НШ под стражей. А тут бац – встречает по дороге Ни-колу обломался его луг. Никола скрывается, царит в лесах, робингудничает. Начались аресты, переарестовали товарищей Николы, под наблюдением была Эржика и Шугаевы. В главе «Олекса Довбуш» проводится явная // между НШ и ОД. ОД рос скромным маль-чиком, над ним издевались сверствники. как-то раз помог Богу свалить черта в пропасть, за что и был награжден силой. Разобрался с обидчиками, стал тоже робингудничать. Дальше цитирую: «Погубила его женщина, вечный враг мужчины, поганое племя, от ко-торого на свете одно зло». Он рассказ своей замужней любовнице, что его убьет только серебряная пуля. Та проболталась с дуру мужу, а он ОД убил. Никола по-прежнему ро-бингудничает. Кориш у него есть – Дербак Дербачок, прикрывает его частенько: не знаю, где он, 2 месяца не видел, Никола никого не убивает и тп. НШ попытался скрываться у матери этого Дербачка, а она взяла и опоила его каким-то зельем: у НШ змеи в организме поселились…Ворожея ему пыталас помочь, какой-то врач ездил издалека (причем по до-роге все сомневался – ехать/не ехать, лечить/ сдать властям…). Пришел к НШ его брат Юра (15-летний пацан), стал с ним разбойничать. Кстати, Юра терпеть не может Эржку и не доверяет ей, говорит: Никола, смотри, Олекса Довбуша тоже милая его сгубила. А к Эржике, оказывается, ходил ефрейтор Свозил: но неизвестно, она его не отталкивала, что-бы Николу прикрывать или все-таки хотелось ей изменить мужу… Но Николу она не вы-дает, наоборот, когда он к ней приходит, помогает сбежать. Нечаянно крикнула «Никола, беги!». на допросе отрицает свой крик + все обвинения в свой адрес. За поимку НШ назначена награда: 3,000 крон обещает гос-во, 30,000 крон обещают еврейские религиозные общины. Юрай убил Дербачка, НШ его за это не похвалил… ЮШ и НШ скрываются, к ним присоединяются их други: Игнат, Адам и Ясинко. Юра все подозревает, что они не случайно присоединились. В результате эти трое оказываются предателями: убивают ЮШ и НШ. Заключение: Эржика вышла замуж потом за крестьянина Дичка, родила дочь, которая очень похожа на Николу. Назначенной награды никто не получил. «НШ стал легендой. Легендой о борьбе за свободу». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |