|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аналитическая психология К.Г.ЮнгаЭто одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг. Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии. Различают индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности. Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени. В отличие от З.Фрейда, К. Юнг считал, что наиболее интенсивное развитие личности происходит не в раннем детстве, а в зрелом возрасте. Соответственно на первый план в его схеме выступает не взаимодействие ребёнка с родителями, а многоплановая система социальных отношений взрослой личности во всем ее разнообразии. При этом целью полноценного развития К. Юнг считал обретение цельности личности в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К.Юнга, в детском возрасте. Раскол, или расщепление такого рода во многом обусловлены влиянием социальной среды. Так, в частности, вступая в школьный возраст и стремясь занять максимально комфортную позицию в среде сверстников, ребёнок сознательно выбирает те личностные качества и поведенческие стратегии, которые вызывают желаемую им реакцию со стороны его социального окружения. Таким образом, формируется персона — та составляющая личности, которая полностью осознается, субъективно ею принимается и целенаправленно предъявляется миру. При этом те аспекты личности, которые не отвечают критерию социальной желательности, не просто скрываются, но активно отвергаются на внутриличностном уровне и, в конечном счёте, вытесняются в бессознательное. Именно таким образом формируется тень — структура несовместимая с самопринятием и самооценкой эго. Тень — это как бессознательный комплекс, в котором содержатся все вытесненные или отчуждённые части сознательной личности. В сновидениях тень может быть представлена в виде тёмной фигуры того же пола, что и сам сновидец. Человек, не осознающий и отвергающий свою тень, как правило, демонстрирует крайне ригидные формы поведения, плохо адаптируется к командной работе, неспособен к полноценной творческой деятельности, восприятию инновационных идей и альтернативных точек зрения. Данное направление психотерапии не теряет своей актуальности уже много десятков лет. Кроме того, аналитическая психология Юнга дала начало таким направлениям психотерапии, как:
Представление о человеке. А. Адлер разделял, пожалуй, одну из позиций З. Фрейда, что личность в основном складывается в первые шесть лет жизни. Во многих других отношениях он занимал противоположные позиции, не говоря уже о многочисленных новшествах, введенных им в теорию и практику психологии и психотерапии. Согласно А. Адлеру, человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Таким образом, А. Адлер выступил как предтеча субъективного (феноменологического) подхода в психологии, введя значимость внутренних переменных и экзистенциальных ценностей. Концепция А. Адлера с ее принципами целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма стала отправным пунктом гуманистического направления в психологии и оказала влияние на целое поколение психологов. Основные понятия адлерианской концепции. Основательность и влиятельность основных понятий адлерианской концепции столь значительны, что как бы требуют постоянной оглядки на собственные источники. Дело в том, что, получив первоначальное образование врача-офтальмолога, А. Адлер во многом сохранил естественнонаучный, точнее даже, медико-физиологический подход к человеку и его поведению. Исследователи отмечают большое влияние медиков и в целом представителей естественно-натуралистической школы (Гиппократ, Ф. Наль, Ч. Дарвин, Э. Кречмер, Э. Креппелин, У. Шелдон) на А. Адлера, в то время как среди философов называются имена Ф. Ницше, Г. Вайгингера (последователя Ф. Ницше неокантианского направления). Основная идея Г. Вайгингера состояла в том, что, приняв этическое требование Э. Канта «вести себя так, как будто Бог существует», он разработал концепцию «сценария вымысла», использованную затем впервые А. Адлером. Разительна аналогия концепции с соответствующим положением теории К. С. Станиславского. Субъективное восприятие действительности. В адлерианской концепции отстаивается необходимость восприятия мира с позиций «системы отсчета» клиента, т.е., в сущности, феноменологическая ориентация. Иными словами, А. Адлер сформулировал позицию, которая в будущем легла в основу нескольких психотерапевтических концепций. А. Адлер не отказывался от объективного обусловливания поведения, но считал его менее значимым, чем влияющие как на сознание, так и на подсознание ценности, цели, представления и выводы, которыми руководствуется человек. Отсюда важное для психотерапии понятие «частная логика» – система представления и способов рассуждений, свойственная данному клиенту. Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции А. Адлера, давшей ей наименование («индивидуальная психология»), выступает постулирование личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Вот почему значительное внимание обращается на внутриличностные, а не на межличностные проблемы. Отсюда же и телеологическое положение, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. Причем сами цели создаются путем построения картины мира (в восприятии) и соответствующими умозаключениями, принимающими форму заключительного решения. В адлерианской психотерапии существен вопрос: «Камо грядеши?». В отличие от классического психоанализа и аналитической психотерапии, важно учитывать сразу три момента: прошлый опыт, настоящую ситуацию и направление движения. Комплекс неполноценности и компенсация. Сформулированная еще в 1907 г. идея о неполноценности, прежде всего неполноценности того или иного органа как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием «компенсация» стали фундаментальными положениями в концепции А. Адлера. Согласно Адлеру, неполноценность, ее компенсация и социальная среда – вот три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. Именно тот неповторимый путь, каким вырабатывается способ самоутверждения, и составляет, по А. Адлеру, индивидуальность. Характерно, что от медико-соматического содержания Адлер в развитии понятия «неполноценности» приводит к психологическому, формулируя те базисные противопоставления («Я – слаб и беспомощен. Жизнь – опасна»), которые и вызывают переживание неполноценности. С рассмотренным понятием тесно связаны еще два, также ставшие знаменитыми. Стиль жизни. Утверждая, что «поведение личности целенаправленно и направляется «телеологической апперцепцией» (Аnsbaher Н, р. 94), А. Адлер в своих ранних работах говорит о прототипе как «первичной форме адаптации индивида к жизни» (там же, с. 189). Этот прототип, который А. Адлер назвал позже «планом», формируется в течение первых пяти лет жизни (точнее – от трех до пяти). План этот — вовсе не принадлежность сознания, большинство прототипов — неосознаваемы. Важно другое: как только прототип адаптации (план) возник, он становится костяком, обрастающим смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта и обладающими направляющей силой. С 1914 года А. Адлер предпочитает термин «линия Эго», затем – «линия жизни» и, наконец, с середины двадцатых – «стиль жизни». Для А. Адлера личность – это «Эго». Но поскольку Эго не замкнуто на себя, а ориентировано на мир, важность приобретает еще одно знаменитое понятие – «самость» (Self). У А. Адлера самость входит в понятие «стиль жизни» как один из его компонентов, а именно — как «концепция самости» (в современной формулировке «Я-концепция»). Согласно А. Адлеру, «Я-концепция» – это система представлений о том, «кто я есть» (Ansbаcher, р. 48). Кроме того, А. Адлеру принадлежат понятия «Я-идеальное» (сформулированное в 1912 г.) и «образ мира» (Welt-bild), эвристическая ценность которых не нуждается в комментариях. В заключение отметим, что, согласно А. Адлеру, цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяются только аттитюды (отношения). Одна из целей психотерапии — их коррекция. «Телеология вымысла» – еще один базисный термин в словнике адлерианской психотерапии. Заимствованная А. Адлером у Г. Вейгингера философия «как если бы» (т.е. «желаемых обстоятельств») предполагает, что люди живут вымыслом и представлением о должном и что на поведение гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. А. Адлер исходил из того, что люди, создавая с помощью вымысла свои личные цели, тем самым посредством этих целей определяют свое поведение и стиль жизни. Социальный интерес. Адлерианская психотерапия исходит из убеждения, что удовлетворенность жизнью во многом зависит от «социального интереса как основы человеческого существования» (Ansbacher, p. 133). По А. Адлеру, здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предпочитает социальные личностные чувства, поведение и когнитивные допущения. Социальные личностные чувства: принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм. Социально-ориентированное поведение: помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение (реформация), уважительность. Когнитивные социально-ориентированные допущения: «мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «мои личные цели могут быть достигнуты во благо общности»; «выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе, в гармонии»; «я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «решающая мера моего характера — то, какова степень, до которой я продвинул благополучие моего сообщества». Идея социального интереса основана на предположении, что человек – не самодостаточное существо и поэтому должен учиться взаимозависимости.
№32 Когнитивная теория личности
Теория поля немецкого психологаКурта Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Свою теорию личности Левин разрабатывал в руслегештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в немпотребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. В рамках теории поля Курт Левин предлагает схему психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей: В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями). Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое у равнение поведения, согласно которому поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е): B = f(P,E). Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т.е. скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т.е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом. К основным понятиям теории поля относятся: Временная перспектива. Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем - желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы личности. В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент"» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. Валентность. Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность. Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или «тенденция к передвижению», имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение - это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил...». Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.
№33 Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт) В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа: 1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, мыслях и эмоциях. Черты личности люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них. 2. Нет двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Главный теоретик диспозиционализма – Гордон Олпорт – считал, что каждая личность уникальна и ее уникальность лучше всего может быть понята через определение конкретных черт личности. Главной задачей Олпорта было именно определение самого понятия личности. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт проанализировал более 50 различных определений личности. В результате Олпорт приходит к выводу «Личность – это объективная реальность » вместе с тем, такое определение крайне неточно, поэтому Олпорт развивает его. «Личность – это динамическая организация всех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление ». Важно, что Олпорт делает упор на динамичности личности. Таким образом, личность – не статичная сущность, поведение человека постоянно меняется и эволюционирует. Одновременно с этим Олпорт упирает на то, что в структуре личности присутствуют и чисто психические и соматические элементы. Кроме того, личность, по Олпорту - это не готовая картина, а определенное русло, в котором функционирует и развивается человек. Олпорт отмечал, что в качестве синонимов личности часто используются термины «характер» и «темперамент». Характер в понимании Олпорта – это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое. Темперамент, наоборот, - некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент – это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности. Теория Г.Ю.Айзенка. Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения. · Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности). · Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций. · Третий уровень – черта – «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. (привычка всегда выполнять задания не только по учебе, но и все остальные по жизни = черта настойчивость). Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения» (Большинство из факторов Кэттела принадлежат к третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем и объясняется тот факт, что Кэттел выделил намного больше личностных факторов, чем Айзенк. · Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип. Привычные реакции — это специфические реакции, лишенные своего случайного компонента и образующие специфические факторы; черты — это система специфических реакций, без учета случайной и специфической дисперсии, тип — это система специфических реакций, исключающих случайные, специфические и групповые отклонения. ТиПЫ В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Р), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора Е находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Точно так же фактор N включает в себя невротизм на одном полюсе и стабильность – на другом, а фактор Р содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «Супер-Я». Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий. Айзенк выделили эти черты с помощью факторного анализа, но сам признавал, что психометрического обоснования недостаточно. ОН установил четыре критерия для идентификации факторов: 1. психометрический – должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор. 2. генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. 3. смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. 4. социальный – социальная уместность фактора, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д. Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик. (Зависимость от наследлственности (а по айзенку примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти — условиями окружающей среды) доказывается следующим образом: распространенность по всему миру, стабильность сочетания факторов в течение жизни человека, близнецовый метод). Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов. Первый из них, Личностный опросник Модели, или MPI, позволял оценить только Е и N и давал некоторое ненулевое значение корреляции между этими двумя факторами. По этой причине Айзенк разработал другой инструмент, Личностный опросник Айзенка или EPI. Опросник EPI содержит отдельную шкалу лжи (L), чтобы исключить намеренный обман, но гораздо более важно, что факторы нейротизма и экстраверсии, полученные из этого опросника, получаются независимыми, с корреляцией, близкой к нулю. EPI был все еще двухфакторным опросником, поэтому впоследствии Айзенки (1975) опубликовали свой третий личностный тест, а именно, новый Личностный опросник Айзенка (IPQ), который представлял собой переработанный опросник EPI и включал шкалу пси-хотизма (Р). Последующая критика, относящаяся к шкале (Р), привела к появлению еще одной редакции опросника под названием Пересмотренный личностный опросник Айзенка (EysenckPersonalityQuestionnaire-Revised). · Экстраверсия / интроверсия Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия.. Концепция экстравертности/ интровертностиАйзенка ближе к общепринятой, чем концепция юнга. Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими. интроверты характеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти у экстравертов. их можно описать как людей тихих, пассивных, необщительных, скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых, здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение. Однако, согласно Айзенку, принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а скорее биологические или генетические по природе. Айзенк считает, что главная причина различий между экстравертами и интровертами — уровень возбужденности коры головного мозга, психологический фактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным. Поскольку этот уровень у экстравертов ниже, чем у интровертов, их сенсорный порог выше, и поэтому они менее чувствительны к сенсорным стимуляциям. Для интровертов, наоборот, характерен более высокий уровень возбужденности коры головного мозга и, следовательно, более низкий сенсорный порог, они сильнее реагируют на сенсорные стимуляции. · Нейротизм / Стабильность имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы. Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Корреляция между факторами нейротизма и экстраверсии равна нулю, то есть можно иметь одинаково высокие показатели по обоим · Психотизм / Суперэго Люди с высокими показателями по шкале Р часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное «Супер-Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены. Люди с высокими показателями по шкале Р генетически более уязвимы, чем те, кто имеет относительно низкие показатели. То есть человек с высоким уровнем психотизма не обязательно страдает от психозов, но ему свойственна высокая «предрасположенность к появлению психотических нарушений под влиянием стресса». При отсутствии значительных стрессов люди с высоким уровнем психотизма могут вести себя вполне нормально, но сильный стресс, в сочетании с их повышенной уязвимостью, может привести к психотическому срыву. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |