|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯБудучи на первых порах соратником Фрейда, Альфред Адлер вскоре порвал с ним, разработав собственную теорию «индивидуальной* психологии». Хотя теория Адлера содержала многие ключевые гипотезы Фрейда, например о психическом детерминизме, глубинных источниках мотивации человеческого поведения, важности инсайта, он с самого начала не принимал утверждений Фрейда о первейшей роли половых инстинктов1. «Научно переработав» идеи Фридриха Ницше о «воле к власти», Адлер выдвинул гипотезу об агрессивных инстинктах как источнике мотивации индивида, противопоставив ее центральной гипотезе Фрейда о половых инстинктах. Позднее вместо «воли к власти» он заговорил о «стремлении к превосходству»2. Адлер всегда полагал, что его психологические идеи приложимы ко всем людям, а не только к пациентам. Он часто употреблял такие слова, как «все», «всегда» и «каждый». Так, он пришел к выводу, что универсальным источником * От лат. individuum (неделимый), что выражает идею целостности психической жизни личности, отсутствие границ и антагонизма между сознанием и бессознательным. 166 АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ мотивации является «стремление к превосходству». Помимо стремления к превосходству, учил Адлер, каждый человек стремится преодолеть комплекс неполноценности. Для его компенсации и достижения жизненной цели у каждого человека с ранних лет формируется прототип собственного «стиля жизни»3. Адлер считал, что индивидуальная психология позволяет анализировать единую личность, личность в целом, и что поведение индивида задается присущим только ему жизненным планом достижения целей (именно этот план он позднее назовет стилем жизни). Адлер писал: In usum Delphini*, однако я хочу привести следующее положение: если я понял цель душевного движения или жизненного плана, то должен ожидать, что все отдельные акты будут соответствовать этой цели и жизненному плану (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)4. Он полагал, что стиль жизни человека формируется на основе того смысла, который человек прилагает к своей жизни, и тех целей, которые он ставит перед собой в первые четыре-пять лет жизни. В дальнейшем, учил Адлер, как бы пациент ни выражал себя в поведении и какие бы цели он ни декларировал, психолог обязан «видеть самую суть вещей, а не только то, что лежит на поверхности». Он говорил: «Следует искать единство и целостность личности, т. к. понимание части проистекает только из понимания целого»5. Парадоксально, но Адлер, заостряющий внимание на целостности и единстве индивидуальности человека, упускал из поля зрения важнейший аспект тварности — некогда по Своему образу и подобию человека сотворил Бог. В адлерианском понимании естества индивида это грубейшее упущение составляет гигантский пробел; ктомужеоно, это понимание, представляет в ложном свете прочие части индивидуальной психологии. На очевидное непочитание Бога и Библии в теории Адлера указывает немногочисленность ссылок на Писание. В какой-то момент своей деятельности Адлер изменил еврейскому религиозному наследию своих предков и крестился по христианскому обряду, хотя, согласно Уолтеру Кофману, так и «не принял Христову веру»6. Его персоналис- * То есть издание с исправлениями авторского текста, в котором по цензурным соображениям исключены все места, предосудительные с воспитательной точки зрения. 167 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ тическая религия не имела никакого отношения ни к иудаизму, ни к христианству. Вера Альфреда Адлера опиралась на теорию инди. видуальной психологии Альфреда Адлера, превосходящую, по мнению Альфреда Адлера, все религии мира7. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |