АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юнг и «Анонимные алкоголики»

Читайте также:
  1. Верблюд своего горба не видит
  2. Виды алкогольных напитков
  3. МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?
  4. С НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ
  5. Сомнительная и вредная подмена?
  6. Социальные методы борьбы с алкоголизмом, профилактическая работа

Юнга можно считать одним из основателей движения «Анонимные алкоголики». Соучредитель этого движения Билл Уилсон в 1961 г. написал Юнгу письмо следующего содержания:

Это письмо с глубокой признательностью следовало послать Вам много лет назад... Хотя, разумеется, Вы о нас уже слышали, мне думается, вы 762


г

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

не знаете того, что важнейшую роль в основании нашего движения сыграл разговор, который состоялся в начале 30-х гг. между Вами и одним из Ваших пациентов, мистером Роландом X.39

Ниже в письме Уилсон напоминает Юнгу о том, как тот «откро-венно поведал [Роланду X.] о безнадежности его случая», поскольку медицина и психиатрия не могли ему помочь. Билл Уилсон пишет: «Ваше чистосердечное, исполненное сознания долга утверждение, вне всякого сомнения, стало основой, краеугольным камнем, основным принципом, на котором до сих пор строится наше общество».

Когда Роланд X. спросил Юнга, есть ли у него хоть малейшая надежда, тот ответил ему, что «надежда у него, быть может, появится, когда он обретет духовный или религиозный опыт, короче говоря, опыт подлинного обращения». Ниже в письме Уилсон говорит: «Вы посоветовали ему оказаться в условиях религиозной среды, а далее надеяться на лучшее и быть готовым к худшему»40. Что касается Юнга, то он говорил только об опыте и словом не обмолвился о вероучении и догме.

Крайне важно помнить о том, что Юнг, по всей видимости, не имел в виду обращения Роланда X. в христианство, поскольку для него всякая религия была только мифом — символическим способом истолкования душевной жизни. Для Юнга опыт обращения к Богу был всего лишь необычным, невыразимым переживанием, способным глубоко преобразить взгляды человека на жизнь. Сам Юнг явно отвергал христианское вероучение и подменял Бога несметным числом мифологических архетипов.

Вот что говорилось о Роланде X. в ответном письме Юнга Уил-сону:

Его тяга к алкоголю была равнозначна, на нижней ступени, духовной жажде, томящейся в глубине души всякого человека. Выражаясь средневековым языком, он жаждал союза с Богом41.

Ниже в письме Юнг упоминает о том, что в латыни слово spiritus [алкоголь] означает также «высочайший религиозный опыт». И в английском языке спиртное называется spirit [дух, духовное]. Мы с вами уже успели познакомиться с богословием Юнга и знаем о его тайных беседах с собственным родовым духом, так что можем заключить, что дух, к которому обращается Юнг, — вовсе не Свя-

163


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

той Дух, и бог, о котором он толкует, — вовсе не библейский Бог, а дух лжи и обмана, принимающий облик ангела света и ведущий к погибели множество душ.

Богохульство

Неоязыческий дух Юнга и желание заместить христианство собственной версией психоаналитического учения можно обнаружить в письме, которое он написал Фрейду:

[Для психоанализа] я предвижу много более прекрасную и всестороннюю цель, нежели единение с духовным братством. Мне думается, нам следует повременить, чтобы из многих центров внедриться в народ, оживить и развить в среде думающих людей вкус к символике и мифам, а затем исключительно осторожно вернуть прорицателю Христу статус бога виноградарства и виноделия, каким он и был прежде, и тем самым абсорбировать экстатические интуитивные силы христианства с целью воссоздания религиозного культа с его священным мифом, каким он и был прежде — веселым хмельным пиром, на котором человек раз за разом обретал этос* и святость животной жизни42.

В общем, Юнг поставил перед психоанализом следующую цель— возвысившись над христианством путем редукции его истины к мифу и превращению Христа в «бога виноградарства и виноделия», сделаться всеобщей религией. Этой цели в отношении большинства людей, обратившихся к юнгианскому культу, он, по всей видимости, достиг. В книге, которая так и называется — «Юнгиан-ский культ», Ричард Нолл пишет:

В условиях нашей цивилизации для десятков, если не сотен тысяч людей Юнг и юнгианские идеи сделались основой персоналистической религии, которая либо упраздняет их участие в традиционно организованной иудейско-христианской религии, либо идет с ней параллельным курсом. Для них, особенно для последней группы, юнгианский опыт, проповедуемый особой кастой аналитиков, обещает мистерию и прямое, непосредственное откровение того, что превосходит пределы разума, чего они не получают ни в одной церкви или синагоге.

Их всех [последователей юнгианской персоналистической религии] объединяет вера в индивидуацию и трансцендентное, трансперсональ-

* Термин античной философии, означающий устойчивый нравственный характер чего-либо. 164


КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ное коллективное бессознательное, которое, как принято между ними считать, проявляет себя в индивидуальной психике, причем внимание заостряется на личном восприятии запредельного не только в метафизическом плане, но и в конкретном чувственном опыте. Полный пантеон всемирной мифологии, вырванный из какого бы то ни было подобия первобытного культурного контекста, применяется в толковании личного опыта как высший, «объективный» пункт соотнесения43.

Вот что пишет о сегодняшней популярности Юнга Эрика Гуд:

Через тридцать с небольшим лет по смерти швейцарского психиатра Юнга популярность его теорий все возрастает. Юнгианство становится пробным камнем, критерием культуры, вносящим поправку на аберрацию переработки прошлого опыта, а в некоторых случаях оно превращается в некое подобие религии. Цитаты из трудов Юнга льются с церковных кафедр".

Эрика Гуд цитирует отрывок из статьи Кендры Смит «Юнгианство вместо религии?», посвященный одной женщине, «объявившей аналитическую психологию Юнга своим путем к Богу, а юнги-анское толкование снов — своей духовной дисциплиной»45.

Христиане играют с огнем, когда удовольствия ради позволяют себе увлекаться юнгианским культом, когда впитывают его представления о природе человека и божества, поглощая книжки с описаниями его теорий и терапии, а также его идеи, просочившиеся в другие психотерапевтические методы, программу «12 шагов к новой жизни», процедуры внутреннего исцеления, толкования снов, психологические типы и типологические опросники.


ГЛАВА 9


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)