|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬЭрих Фромм прошел основательную подготовку по социологии и психоанализу. Его подход, как и в случае с Адлером базировавшийся на психоаналитической теории Фрейда, в конечном счете развился в движение гуманистического психоанализа. Как социолог и психолог Фромм выступал против любых форм авторита-ритаризма, в том числе и против всевластия Бога. При этом он изображал ветхозаветного Яхве своекорыстной авторитарной Личностью. Фромм стремился постичь человеческое сердце, но не с позиции человека верующего и не из желания истолковать Божье о нем представление. Будучи атеистом, он выступал против основных принципов христианской веры. Это был психоаналитик, учившей максиме греческого философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии»1. Фромм не выступал против религии, пока бог казался человеку символическим выражением идеи о «высшей добродетели, наиболее желанном благе». Поскольку Фромм не верил в Сущего, превосходящего человека во всем, он утверждал, что «специфическое значение бога зави- 182 ЭРИХ ФРОММ И БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ сИт от высшей добродетели, составляющей наиболее желанное благо для человека»2. Фромм не только отрицал бытие Бога — он яростно боролся против учения о Божьем владычестве. При этом 0н сравнивал веру в Бога Отца с инфантильным поведением: Вполне очевидно, что большинство людей в своем личном развитии не преодолевают этой инфантильности, и потому для большинства людей вера в Бога — это вера в заботливого отца, просто детская идеализация3. Фромм учил, что человек должен любить себя — не отвергать, а уважать, чтобы реализовать все свои потенциальные возможности. Вот почему он не верил в Бога как заботливого, любящего Отца, помогающего Своим детям преображаться в образ Христа. Для Фромма такая вера — это «просто детская идеализация» людей, застрявших в инфантильной фазе развития. Тем не менее многие христиане осознанно или наивно исповедуют учение Фромма о самолюбии и самоуважении. Религией Фромма сделался светский гуманизм. Признавая чувство отделенности человека от Бога, Фромм отвергал Божий замысел примирения: Перед человеком во все времена стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отчуждение и вражду, как достичь единства, как вырваться за пределы собственной индивидуальной жизни и найти согласие [atonement*]4. Предписанное Господом искупление [atonement] человека посредством смерти Его Сына Иисуса Христа Фромм подменяет мифом о самопорождаемом «согласии» [atonement]. Ответ на общечеловеческий вопрос, как «преодолеть отчуждение и вражду», Фромм предлагает искать не в примирении с Богом, а в самости человека, в его безусловном самолюбии, что, по его мнению, предоставит людям возможность возлюбить весь мир. Эрих Фромм был одним из первых сторонников безусловной любви, которую он сравнивал с материнской любовью, в отличие от обусловленной любви, которую он сравнивал с любовью отца. * В оригинале обыгрывается многозначность слова atonement — не только 1) искупление (греха, вины) и 2) возмещение, но и 3) примирение, согласие, улаживание. 183 ________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ____________ Если о контрасте понятий безусловной/обусловленной любви го. ворится уже в первых книгах Фромма, то более чеканные форму, лировки того же понятия приводятся в одной из последних его книг — «Иметь или быть?»: Материнский принцип — это принцип безусловной любви; мать любит своих детей не потому, что они ей нравятся, а потому, что они ее (или другой женщины) дети. Поэтому материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять по причине человеческой греховности5. Отцовская любовь, наоборот, обусловлена, она зависит от успехов и благонравного поведения ребенка; отец всего более любит того ребенка, который всего более подобен ему и которого он собирается сделать наследником своего имения. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением (везде курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)6. В современной Церкви господствует учение о безусловной любви и милости. Однако безусловная любовь есть не что иное, как миф! Человек в отношении себя остается существом крайне пристрастным, а человеческое сердце — крайне испорченным, вот почему он водит себя за нос, когда говорит о безусловной любви, в действительности обставляя ее массой оговорок. Можно ли, например, говорить о безусловной любви, когда пациент не имеет возможности расплатиться с психотерапевтом и терапия прекращается? Родители и общество с точки зрения гуманистической психологии всегда находятся в положении обвиняемых. Поскольку считается, что всякий человек от природы наделен внутренним достоинством и добродетелью, психологи утверждают, что причиной психоэмоциональных расстройств и отклоняющегося поведения у людей является дефицит родительской безусловной любви. Исходя из данного тезиса, христиане верят в то, что лучше безусловной любви на свете ничего не бывает. Именно ее исповедуют светские гуманисты. Именно ее они рекламируют как любовь, не требующую добрых дел, благонравия и т. д. Хотя проповедники безусловной любви и делают лукавые оговорки (дескать, безусловная любовь не может обходиться без дисциплины), именно ее они связывают со своего рода вседозволенностью. 184 ЭРИХ ФРОММ И БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ Поскольку понятие безусловной любви широко распространяешь в обществе и теперь эта любовь почитается высшей формой человеческой любви, неудивительно, что христиане заговорили о том, что Божья любовь, естественно, безусловна. Однако рожья любовь несравненно величественнее какой бы то ни было человеческой любви. Любовь Бога столь велика, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). О, сколь драгоценна такая любовь! Сколь она неисследима, хотя от нее зависит вся наша жизнь! Воистину Божья любовь восходит до небес и нисходит до бездны. Здесь следует подчеркнуть, что понятие «безусловная» в отношении Божьей любви уводит от истины. Это понятие перегружено скрытыми смыслами, а также множеством светских, гуманистических и психологических коннотаций. Божья любовь столь велика, что Бог отдал Своего Единородного Сына, чтобы расплатиться за человеческий грех! Стоит ли здесь говорить о каких-то условиях?! Фромм также учит, что источник любви находится в пределах самости. Не веру в Бога и не Божью любовь хвалит Фромм, когда наставляет: Что касается любви, то здесь имеет значение вера в собственную любовь, ее способность возбуждать любовь в другом человеке и вера в то, что такая любовь постоянна7. Инфантильная любовь следует за принципом: «я люблю, потому что я любим». Зрелая любовь следует за принципом: «я любим, потому что я люблю» (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)8. Фромм называет любовь христианина инфантильной, поскольку христианская любовь возникает в ответ на Божью любовь. В Библии сказано: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. <...> Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4:7, 19). Библия видит источник любви не в самости человека, но в Боге, и такая любовь, по Фромму, есть любовь инфантильная. Источником зрелой любви, которая соответствует принципу «я любим, 185 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ потому что я люблю», является самость человека, так что любовь к ближнему немыслима без самолюбия и самоуважения. Фромм был непреклонным противником библейского Бога однако он не гнушался по необходимости обращаться к Библии при этом библейский смысл ради приведения его в соответствие с собственным замыслом Фроммом изрядно извращался. Вот образчик такого искаженного, гуманистического истолкования текста Мф. 22:39: Если добродетельно любить ближнего как человеческое существо, то добродетельной, а не порочной должна быть и моя любовь к самому себе, поскольку я — тоже человеческое существо. Нет такого понятия человека, которое не включало бы и меня. Учение, требующее такого исключения, доказывает свою внутреннюю противоречивость. Идея, выраженная в библейской заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя», подразумевает, что почтение к собственной личности и уникальности, самолюбие и понимание своей самости неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к собственной самости нераздельно связана с любовью к самости ближнего9. Услышав подобные рассуждения, многие хотят оправдать самолюбие и самоуважение и ради этого, будучи искушаемы, извращают смысл Священного Писания. Однако вдумчивый подход к истолкованию текста Мф. 22:37-40 показывает, что современное учение о самолюбии и самоуважении не соответствует букве и духу Священного Писания: Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Обратим внимание на то, что Иисус оставляет две заповеди: возлюбить Бога и ближнего, как ты уже возлюбил себя. Затем Он говорит: «...на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Желающие воспользоваться этим текстом для рекламы самолюбия и самоуважения добавляют к Священному Писанию третью заповедь. Однако заповедь любить и уважать себя никак не отвечает духу Священного Писания. 186 ___________ ЭРИХ ФРОММ И БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ _______________ Если большинство христиан не видят разницы между библейски обоснованным богословием и психологией самолюбия и самоуважения, то Фромм, несомненно, ее видел. Чтобы показатьуче-нИе, противное тому, во что верил и чему учил он сам, Фромм приводит следующее место из «Наставления в христианской вере» Жана «апьвина: Мы не принадлежим себе. Поэтому не будем ставить себе целью поиск того, что нужно нашей плоти. Мы не принадлежим себе. Поэтому забудем, насколько возможно, о себе и о том, что нас окружает. Мы принадлежим Господу — так будем жить и умирать для Него10. Фромм заявляет, что в основе кальвинизма лежат презрение и ненависть человека к самому себе. Он использует те же самые вводящее в заблуждение словеса, что и большинство современных христиан: дескать, единственной альтернативой самолюбия является ненависть. Библейская альтернатива самолюбия — это любовь к Богу и ближнему. Собственная самость человеком уже возлюблена. Вот почему Библия призывает любить не себя, а Бога и ближнего. Учение же о самолюбии, милости к себе и самоуважении центрируется на самости человека. Современное учение о самолюбии и самоуважении проистекает не из Божьего Слова, а из разбитых водоемов как вне, так и внутри Церкви. В противовес христианскому вероучению Фромм определяет «истинно религиозного человека» как индивида, который «не молится ради чего-то, не требует чего-либо от Бога». Он утверждает, что «истинно религиозный человек... любит Бога не так, как ребенок любит отца и мать». Затем Фромм ставит знак равенства между смирением и неверием, когда говорит, что «истинно религиозный человек... достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о Боге»11. Таким образом, вера в Бога подменяется верой в самость, а любовь к Богу — самолюбием. И в Церкви учение о самолюбии и самоуважении во многих отношениях действует в том же направлении. Видно, что Фромм не постиг Библии. Он не имел ни малейшего представления о любви к Богу и евангельской истине Иисуса Христа. Библейский Бог казался ему жестоким диктатором, побудившим Каина убить Авеля. Вот как истолковывает Фромм Книгу Бытие: 187 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ Библейское повествование о преступлении и наказании Каина являет собой классический пример того, что более всего человек страшится це наказания, а отверженности. Без всяких оснований Бог причиняет Каин наибольшее зло, какое можно причинить человеку, не привыкшему жить без милости высшей власти. Бог отвергает жертву Каина, а вместе с ней и самого Каина. Отверженность причиняет ему нестерпимую боль, и он убивает соперника, отнявшего у него то, без чего немыслимо жить. Какое же наказание налагает на Каина Бог? Его не убьют, он не понесет никакого ущерба; более того, Бог запретит убивать его (Он отметит Каина печатью, хранящей его от насильственной смерти). В наказание Каин станет отверженным. Бог отвергает Каина, и тот становится чужим среди своих. Эта кара столь велика, что Каин вынужден молвить: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (курсив в оригинале. — М. Б., Д. 5.)12. Бог в глазах Фромма — злодей, а Каин — беспомощная жертва. Но разве не говорит Господь: «А сыны народа твоего говорят: "неправ путь Господа", тогда как их путь неправ» (Иез. 33:17)? Представление Фромма о Боге есть род богословия, лежащего в основании привнесенного в Церковь учения о самолюбии и самоуважении и милости к собственной самости. Вырвать из поганого источника корни этого учения не представляется возможным. Это на первый взгляд удивительно привлекательное учение, по сути, столь же обманчиво, что и речи змея в Эдеме. И то и другое проистекает из одного источника и ведет к отрицанию божественности Христа. Сколько бы любители психологии ни говорили, что учение о самолюбии и самоуважении и милости к собственной самости не противоречит Священному Писанию, Священное Писание призывает любить Бога и ближнего. Самость не нуждается в призывах любить ее и уважать. ГЛАВА 11 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |