|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Различные системы этикиВ этическом отношении психотерапия не является нейтральной величиной. Психотерапия — это целый мир различных ценностей и норм поведения и деятельности. Говоря о терапевтическом Факторе, Томас Зац заявляет, что «любое психотерапевтическое вмешательство, в сущности, является не медицинским, но моральным предприятием»30. Стивен Морс и Роберт Уотсон считают очевидным тот факт, что «моральные ценности и суждения всегда бу-Дут играть важную роль в психотерапии, сколько бы психотерапевт ни пытался оттеснить их на второй план»31. Великое разнообразие моральных норм в рамках психотерапии проистекает из великого многообразия мирских этических Иак. 1449 113 ________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _____________ учений. Различные психотерапевтические течения и школы ориен. тируются на релятивистские — подверженные переменам и пото. му ненадежные — этические и ценностные системы, которые в ос, новном пренебрегают Богом и Его Словом. Психотерапевты не. редко дают своим клиентам индульгенцию на свободу от всех и всяческих нравственных препон, подгоняют этические нормы к кон. кретным пациентам, поскольку те не признают библейских нрав-ственных норм и библейских средств искупления вины. Даже в ю случае, когда психотерапевт считает себя христианином, психоте-рапевтические теории неизбежно лишают его библейских досто-инств и нравственности. Разрешать надлежащим образом вопро-сы нравственности и вины психотерапия не умеет. Не умеет она и водительствовать человеком в добродетельной с библейской точки зрения жизни. Душепопечение или психотерапия? Страждущим душам христианская Церковь служит с момента своего зарождения. Это служение включает в себя благовестие погибающим, спасение душ и освящение, состоящее в духовном возрастании в повседневных испытаниях. Психотерапия же предлагает эрзац-спасение вкупе с таким же освящением. Библейское душепопечение является служением всем истинно верующим, касается всех основных вопросов жизни и смерти и зиждется на Божьем Слове с его толкованием греховного состояния человека и помощи духовно немощным. Молитвенное и целительное служение людям, страдающим всякого рода неорганическими психоэмоциональными расстройствами, имело место на протяжении многих веков. Это служение было известно как забота о душах или душепопечение. Джон Макнилл в «Истории попечения о душах» называет это служение «целительной поддержкой, уходом и помощью людям во всем, что превосходит требования животной жизни»32. Борьба с грехом, воспринимающимся в процессе душепопече-ния как стержневой фактор психоэмоциональных и поведенческих проблем, включает в себя прежде всего прощение и исцеление через исповедь и покаяние. В то же время душепопечение не может не включать в себя и предприятий, способствующих духовному росту, что неизбежно связано с преодолением различного рода неорганических психоэмоциональных и поведенческих проблем. Душепопечение ведет к внутренним переменам через покаяние в грехе и связанное с ним преобразование ума, сердца и поведения. 114 ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ Душепопечение, некогда бывшее жизненно важным служением церкви, замещено в наше время заботой о психике (психотерапией). Подмена библейского врачевания психологическим врачеванием (психотерапией) произведена незаметно и коварно. Этот процесс начался в безбожном мире, а затем проник в Церковь и, подобно бацилле, заразил ее. Авторы книги «Вера и мошенничество» замечают об этой экспансии следующее: Для многих традиционная вера не предлагает подходящих решений, и все большее число людей находят решение злободневных вопросов в новых, чуждых упаковках. Тысячи, если не миллионы обращаются к той стороне психологии, что обещает дать необходимое решение и легкое, беспрепятственное паломничество в землю обетованную, тем самым прекрасно удовлетворяя нашу острую и насущную потребность в скором преодолении трудноразрешимых проблем (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)33. Вот что в этой связи говорит Мартин Гросс: Образованному человеку, утратившему веру в формальную религию, взамен понадобилась вера, которая в конце XX столетия была бы столь же почитаемой, что и в свое время раннее христианство. Теперь эту роль взяли на себя психология и психотерапия34. Как полагает Карл Роджерс, «психотерапия была задумана в подрывных целях. Теории, школы и методы психотерапии проповедуют новый идеал человека, противный тому, что был приемлем от века»35. Берни Зилбергелд говорит в своей книге «Психиатризация Америки: мифы психологических перемен»: Психотерапия в чем-то сделалась заместителем древних систем веры. Различные школы психотерапии предлагают свое видение и принципы общежития, так что люди, прародители которых находили утешение в Божьих речах и поклонялись у алтарей Христу и Яхве, теперь утешаются у алтарей Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Карла Роджерса, Альберта Эллиса... и массы подобных властителей дум. Если в прошлые времена общим ориентиром была Библия и ее толкования, то в наше время общим ориентиром являются речи психотерапевтов и победные реляции этих «преобразователей» людей...36 115
КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ «Современный общественный климат является терапевтически а не религиозным, — говорит Кристофер Лаш и продолжает: - Людям сегодня хочется не личного спасения...а всего лишь...пре. ходящих ощущений своего благосостояния, здоровья и психической безопасности»37. В другой книге Лаш утверждает, что «внедрение медицинской модели в религию помогло восстановить отношения религии с психиатрией»38. Церковь пережила переходный период, во время которого народ заставили усвоить новую весть. Этой новой вестью оказалась психологическая проповедь о естестве человека, проповедь, лишенная основных библейских принципов, хотя для христианского антуража и сопровождаемая множеством библейских выражений. Многие в Церкви находились в блаженном неведении о подлинном значении этой новой благой вести и потому приняли новую веру —. веру в психотерапию. В результате психология самости сделалась нормой, вера в самость превратилась в кредо, а фундаментальные вечные истины были отправлены в отставку. С возвышением науки и техники Церковь стала ориентироваться больше на материализм и сиюминутный опыт, чем на Божье Слово. Психотерапия, рядившаяся в тогу науки и медицины, стала привлекательной для Церкви в качестве якобы законного средства исцеления страждущей души. Большинство церковных начальников, во многом к собственной дискредитации, не потрудились испытать природу и достоинства психотерапии и вслепую приняли и освятили ее теории и методы. И теперь, по всей видимости, они просто страшатся отринуть так называемую научную и медицинскую парадигму психотерапии. Между тем Церковь свернула ду-шепопечение — одно из важнейших служений своим членам, принимая его за одно огромное заблуждение. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |