АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бихевиористское направление

Читайте также:
  1. Главное направление социальной эволюции
  2. Гуманистическая психология как научное направление.
  3. Гуманистическое направление в психотерапии.
  4. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИЯ
  5. Динамическое (психодинамическое) направление в психотерапии.
  6. для студентов 1 курса экономического факультета(бакалавриат) – направление «Экономика»
  7. Единственное направление атаки
  8. Западное направление. Ливонская война(1558-1583 гг.)
  9. Курс, направление «Лингвистика» (магистратура)
  10. курс, направление «Лингвистика» (Перевод и переводоведение)
  11. Маркетинговые исследования как научное направление.

Второй мутный поток — это бихевиоризм, в котором главный упор делается на механистическом детерминизме. Это направление психологии, выдвигая на первый план исследование внешнего, поддающегося наблюдению поведения, не приемлет интроспективного самопознания человека. Вместо изучения глубинных психических феноменов в качестве мотиваторов внешнего поведения, адепты бихевиоризма заостряют внимание на внешних, поведенческих данных. Если психоанализ делает упор на психическом детерминизме, то бихевиористское направление предлагает детерминизм биологический, генетический и средовой. В связи с бихевиоризмом обычно упоминаются две выдающиеся личности — Джон Уотсон и Бэррес Скиннер.

Гуманистическое направление

Третий мутный поток — направление, исповедующее гуманистический идеал человека. Оно возникло в области психологии в 1960-е гг. в качестве «третьей силы», и возглавили его Гордон Олл-порт, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. В соответствии с гуманистическим идеалом человек объявляется свободной, самостоятельной и ничем иным, кроме собственной самости, недетерминированной личностью. Единственным объединяющим элементом данного идеала выступает самость человека и ее компоненты — самооценка (представление о себе; Я-концепция), индивидуальность, мораль-


МУТНЫЕ ПОТОКИ

ценности, личностный рост и его потенциал. Звучит недурно, но центре этой системы — самость человека, а не Бог; источник духовного роста — самость, а не потоки живой воды.

Трансперсональное направление

Четвертый мутный поток — это экзистенциальное, или транс-персональное, направление психологии. Подобно гуманистическому направлению, эта модель объявляет человека личностью, действующей по своей суверенной воле и ответственной за свое существование. В рамках данного направления психологии и психотерапии вера как инструмент исследования глубинных проблем личности находится в сфере внутреннего индивидуального опыта. Важнейшей темой экзистенциальной модели выступает смерть. Здесь исследуются, в частности, следующие вопросы: «Что происходит после смерти? Каков смысл смерти? Что входит в понятие цели жизни и ее духовных ценностей?» Хотя в экзистенциальной модели и представлен религиозный взгляд на человека, однако ради создания собственных моральных критериев и ценностей, собственной религии и собственного бога его призывают покон-читьс древним наследием. Экзистенциальные психотерапевты настроены критически по отношению ко всем, кто исповедует иной символ веры или уповает на иную силу, кроме самости'.

Удивительно, как долго психотерапия «открывала» религиозное естество человека. С момента своего зарождения она трактовала религию, с одной стороны, как человеческую слабость или его недостаток, а с другой — как мифологию. Как бы там ни было, теперь психотерапия приступает к исследованию религиозной природы человека. Однако означает ли это обращение людей к Богу? Вовсе нет, поскольку психотерапия не учит человека поклоняться Богу Авраама, Исаака и Иакова. Тем более психотерапия не поощряет веру в Библию как Божье Слово и единственный безошибочный ориентир поведения.

Вся история психотерапии отмечена приливами и отливами мутных потоков психологических теорий, обещаний и упований. Мы совершили поворот на 180 градусов — от фрейдистского отвержения религии как иллюзии до новых комбинаций психотерапии с религией. Если раньше психотерапия находилась в зависимости от Мира природы — единственной объективной реальности бытия, то теперь по настоятельной необходимости приемлет духовность.

Четвертый поток психотерапии — это религия без вероисповедания и вера без личностного Бога. Трансперсонализм, этосвое-

123


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ____________

образное противоядие от материализма, упраздняет библейские абсолюты и учреждает богословие самости. Отвергнув учение о первобытном грехе, это направление утверждает непреложность генетического совершенства человека. Трансперсонализм, эту жалкую подмену христианского вероучения, с аплодисментами при. нимаютлибо вольнодумцы с их убеждениями, противными исти-не, либо люди невежественные, еще не познавшие истины. Духовная пустота в человеке должна быть заполнена, иначе недостижим душевный мир. Четвертый поток психотерапии говорит лишь об эрзаце божественной реальности.

Многие избегают религии до тех пор, пока их не одолеет духовный вакуум. Однако в этой точке, вместо того чтобы вернуться к единому истинному Богу, Вседержителю и Творцу, они начинают поклоняться ложным богам человеческого сознания. Вместо того чтобы обратиться к Богу, своему Создателю, большинство обращаются к человеку как творцу богов и меняют шило на мыло — один духовный вакуум на другой. Теории доктора Абрахама Мас-лоу явили пример этой тенденции.

Хотя Абрахам Маслоу считается ключевой фигурой в области гуманистической психологии, он видит в ней всего лишь ступень на пути к трансперсональным или духовным психологическим теориям. Он предсказывает переход от центрированности на самости к центрированности на вселенной, от самопреобразования к духовному преображению. Вот что пишет Маслоу:

Я также должен сказать, что считаю гуманистическую... психологию переходной формой, готовящей нас к более «высокой»... психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, скорее обращенной к миру вообще, чем к человеческим потребностям и интересам, превосходящей земные пределы человеческого естества и его самобытности, его самоактуализации и т. п. (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)2.

История доказала правоту Абрахама Маслоу. В своей статье «Наука как волшебное зеркало "Новой эры"»* доктор Морин О'Хара выразилась следующим образом:

Характерно, что современное движение «Нью Эйдж» возникло в рамках контркультуры 60-х и начала 70-х гг. На начальном этапе адепты «Нью

* «Новая эра» («Нью Эйдж») — мистическое учение с элементами вое точной и западной традиций.

124


МУТНЫЕ ПОТОКИ

Эйдж» черпали вдохновение из сочинений Абрахама Маслоу, Эриха Фромма, Ролло Мэя, Карла Роджерса и др.3

религиозно ориентированные психотерапевты вещают свету о религиозной природе человека. Никто, однако, не нуждается в таких самоочевидных вещах. Церковь несла это знание на протяжении двухтысячелетий. Хуже то, что трансперсональные психотерапевты поклоняются иному богу и иному евангелию. Человеку дблж-но заполнить духовный вакуум в сердце — это так, но для этого ему следует обратиться к потокам живой воды, проистекающей от нашего Творца и Вседержителя.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)