АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Читайте также:
  1. VIII. История и психология
  2. АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  3. АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  4. Аналитическая психология К. Юнга
  5. Аналитическая психология К.Г.Юнга
  6. Аналитическая психология.
  7. Аналитическая психология.
  8. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  9. Аналитическая часть.
  10. Аналитическая часть.
  11. АПОДИКТИЧЕСКАЯ ИСТИНА, ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. Биологическая психология.

Большинство христиан, по всей видимости, никогда не слышали о Карле Густаве Юнге, но его влияние на Церковь настолько велико, что сказывается на проповеди с церковной кафедры и определяет христианское служение и поведение верующих. Подтверждением этого тезиса может служить широкое применение в Америке «Типологического опросника Майерс-Бриггс» (MBTI). Из числа свежих примеров популярности Юнга в наше время укажем на книгу Роберта Хикса «Маскулинный путь», 50 000 экземпляров которой приобрели делегаты конференции «Верных Слову»*. Нам предстоит рассказать о Юнге и его учении ровно столько, сколько нужно, чтобы призвать христиан бодрствовать и трезвиться.

Наследие Юнга в «христианской» психологии можно разделить на прямое и непрямое. Прямое наследие Юнга проявляется в том случае, когда в стремлении постичь своих пациентов и помочь им христиане, попавшие под сильное влияние теорий Юнга, сопрягают с церковным душепопечением разные аспекты юнгианской те-

* «Верные Слову» — духовное движение мирян в США.

151


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

ории, например, толкование сновидении, учение о психологических типах, понятие о личном бессознательном и различных архе-типических фигурах. Непрямое наследие Юнга обнаруживается в участии христиан в различных обществах наподобие движения «Внутреннее исцеление», программы «12 шагов к новой жизни», а также в применении MBTI, основанного на юнгианских психологических типах и интро- и экстраверсивных установках.

В свое время областью своей деятельности Юнг избрал психиатрию, в которой нашел общее эмпирическое поле для интересовавших его биологических и духовных фактов. Вот что он об этом пишет:

Только здесь могли объединиться оба направления моих интересов. В сфере психиатрии я увидел поле для практических исследований как в области биологии, так и в области человеческой духовности — подобного сочетания я искал повсюду и нигде не находил. Наконец мне удалось обнаружить область, где взаимодействие природы и духа становилось реальностью'.

Сфера духа чрезвычайно интересовала Юнга, несмотря на то, что в свое время он раз и навсегда отверг христианское вероучение.

Еще в дошкольном возрасте Юнг увидел во сне ужасающий образ, который впоследствии он с трудом отличал от церковного образа Иисуса. Позднее Юнг идентифицировал его как ритуальный фаллос2. Об этом он пишет в своей биографии:

Как бы там ни было, фаллос из этого сна представлял собой невидимого Бога, «имя которого не произносится», и таким Он оставался в дни моей молодости, возникая всякий раз, когда кто-либо особенно эмоционально принимался говорить о Господе. Господь Иисус навсегда остался для меня нереальным, неприемлемым и нелюбимым, поскольку я снова и снова вспоминал о Его таинственном двойнике, страшном откровении, которое, сам того не желая, я получил однажды... Господь Иисус казался мне до некоторой степени богом смерти — зловещим, распятым, окровавленным трупом, причем, как ни странно, способствующим борьбе с ночными страхами3.

Юнг, несомненно, слышал о Благой вести, ведь его отец, как и восемь его дядей, был лютеранским служителем4. Тем не менее преодолеть недоверие к Иисусу он так и не смог: 152


r

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ __________

Я прилагал все усилия, чтобы заставить себя относиться к Христу как положено, но мне так и не удалось преодолеть своего тщательно скрываемого недоверия к Нему5.

В возрасте между 17 и 19 годами Юнг вступал с отцом в ожес-т0ченные споры на богословские темы. Он называл эти стычки «бесплодными дискуссиями», раздражающими обоих. Неудивительно, что в последующем отчуждении от отца Юнг стал винить богословие. Позднее он напишет в автобиографии:

Я убедился в том, как безвозвратно он был пленен Церковью и ее либеральным теологическим мышлением. Ему перекрыли все пути прямого доступа к Богу, а затем предательски оставили его. Насколько я теперь понимаю, глубинное значение моих ранних переживаний состояло в том, что Сам Бог отверг богословие и основанную на нем Церковь6.

Впоследствии, когда Юнг придет к выводу, что всякая религия — это миф, который может оказаться полезным для человечества, он не примет христианского вероучения даже в качестве индивидуального мифа. Однажды в момент «озарения» он подумает: «...наконец-то я нашел ключ к мифологии и теперь смогу проникать в бессознательную часть человеческой души». Вспоминая о том, что ему «удалось объяснить происхождение архаической мифологии», он напишет следующее:

А в наше время каким мифом жив человек? Кто-то скажет, христианским. «Ты видишь в этом какой-то смысл? — спросил я себя. — Нет, по-моему, надо жить иначе»7.

Юнг, отвергший библейского Бога, с легким сердцем воспринял религиозные мифы чужих архаичных культур. Он больше доверял тому, что путем анализа сновидений и фантазий откапывал в собственной душе, чем истинам Божьего Слова.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)