|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Азбучные истины РЭПт
В азбучной* теории РЭПТ привлекательны простота интерпретации человеческого поведения, а также истины, которые она якобы отражает. Согласно теории РЭПТ, поведение человека следует толковать, во-первых, сточки зрения того, что источником эмоциональных переживаний человека являются его иррациональные догмы, и, во-вторых, что человек может добиться психического равновесия с помощью азбучных истин РЭПТ, для чего ему следует «расковать» собственные чувства и выявить иррациональные догмы, заставляющие его мучительно страдать, и заменить эти догмы на новые. Ниже приводится краткое изложение азбучной теории РЭПТ Альберта Эллиса: 1) «активирующее переживание»; другие выражения, которые использует Эллис для этого этапа, — «событие», «действующая сила» или «фактор», а также «испытания»; 2) «комплекс единообразных догм», включающий в себя «иррациональные догмы» и «догмы рационально обоснованные»; 3) «психологические последствия», в том числе «последствия, находящие рациональное обоснование» и «последствия, имеющие иррациональное происхождение»; 4) «опровержение иррациональных догм». Оспаривая «иррациональные догмы клиента», психотерапевт подводит его к самостоятельному опровержению собственных «иррацио-нальныхдогм»; 5) «результаты» или «практические итоги», которые составляют «показатели когнитивные» и «показатели поведенческие». Альберт Эллис утверждает, что вовсе не жизненные обстоятель-ства(1) вызывают «дисфункциональные последствия»'3', поскольку причиной мучительных переживаний человека является он сам — жертва собственных «иррациональных догм»'2». Вот почему ему * Игра слов: ABC — азбука, но и аббревиатура (Activity — Beliefs — Consequences). 216 ■ дЛ ЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ следует «причесывать свои мысли» с помощью «опровержения»'41 собственных «иррациональных догм»(2> и замены их «рационально обоснованными догмами»12*. Практические итоги этого процесса проявятся в «когнитивных показателях» и «показателях по-веденческих»(5). Сначала создается впечатление, что акцентом надогмах и их влиянии на поведение человека проводится прямая параллель с христианским вероучением — то, во что мы верим, оказывает прямое воздействие на наши чувства и поступки: Однако это было известно за многие века до появления азбучной теории РЭПТ. Именно эта прямая параллель, по всей видимости, и привлекает христиан в психотерапевтической системе Эллиса. Тем не менее при более тщательном исследовании его системы становится ясно, что, несмотря на видимую точку пересечения РЭПТ и Библии, далее они устремляются в противоположных направлениях. Утверждать на основании одного лишь внешнего подобия, что некая система психологического консультирования и Библия совместимы, никак нельзя. Бог, обернувшийся «иррациональной догмой» РЭПТ Альберта Эллиса уводит от Бога в мир антропоцентризма. Вот что в связи с этим пишет сам Эллис: В отличие от догматического психоанализа и классической поведенческой психологии, теория рационально-эмотивной терапии ставит человека в центр вселенной и собственного промысла, наделяя его едва ли не абсолютной ответственностью за выбор причинять или не причинять самому себе серьезное беспокойство... Более того, когда человек, невольно или безрассудно, но глубоко верующий в иррациональные и бесконтрольные предположения в отношении себя и ближних, заставляет себя страдать, ему почти всегда по силам заставить себя обрести безмятежный покой, причем в той мере, в какой это необходимо, хотя не без условий — он должен усвоить процедуры рационально-эмотивной терапии (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)2. Альберт Эллис, атеист до мозга костей, в своих сочинениях не Г устает повторять одно и то же — вера в Бога есть «иррациональная догма». Как заявляет Эллис, «истинная суть большинства религий состоит в отправлении мазохистских, облегчающих вину ритуалов, что только и дает возможность религиозному человеку наслаж- к217 даться жизнью». И продолжает: «Религиозность, в сущности, есть не что иное, как мазохизм; при этом как религиозность, так и мазохизм суть проявления психопатологии»3. Как заявляет Эллис, Если одним из необходимых качеств психического здоровья является смирение перед неопределенностью, то религиозность, по всей видимости, представляет собой тяжелейшую болезнь, поскольку она культивируется прежде всего с целью дать религиозному человеку возможность исповедовать веру в мистическую предопределенность4. Эллис считает, что основанием веры в Бога выступает не реальность, а фантазия. Вот как он оценивает греховное состояние человека: Одной из наиболее характерных черт человека является его способность фантазировать и твердо верить в разного рода обладающие чувством и сознанием сверхъестественные существа, такие как злые духи, привидения и демоны, с одной стороны, и добрые духи, ангелы и боги — с другой5. Эллис комментирует сообщения о том, что люди извлекают из религии пользу: Согласно теории РЭПТ, вера в Бога, мистика, безудержный оптимизм и иррационализм время от времени помогают людям. Но вместе с тем религиозные догмы нередко приносят больше вреда, чем пользы, и весьма препятствуют полнокровной жизни6. Его отношение к верующим вряд ли назовешь терпимым. В другом месте Эллис, выступая против веры, пишет: Сверхъестественные силы либо изуверские секты с легкостью порождают у человека, уповающего на Бога, обсессивно-компульсивные расстройства, чем приносят великое разорение не только ему, но и его ближним7. Напомним, что по ходу РЭПТ опровергаются так называемые иррациональные догмы. Подобное опровержение происходит обычно в духе вышеупомянутой цитаты. Главное в системе РЭПТ — то, во что человек верует. Вот что в этой связи говорит Эллис: 218 ...[Так как в рамках РЭТ] применяются разнообразные активно-директивные процедуры, помогающие человеку изменить его иррациональную систему ценностей и философские взгляды и обрести более здравые, несущие радость, болеутоляющие представления... практикующим РЭТ-терапевтам удается исключительно расчетливо, убедительно и наглядно развенчать многие священные мифы, суеверия и религиозные догматы, столь распространенные среди людей8. Хотя Эллис и не говорит здесь о христианстве, оно, несомненно, входит в объем понятия «священные мифы, суеверия и религиозные догматы». Настроенный против религиозных понятий со словами «следовало, нужно \л должен», Эллис утверждает, что «все проблемы людей являются результатом мистического мышления (веры в многочисленные следовало, нужно и должен) и поэтому могут быть открыто и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности» (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)9. Безусловное самопризнание Выдвинув научную категорию «иррациональной догмы», Эллис выступил против веры в Бога. Он никоим образом не желает Его принимать. С другой стороны, проповедуя понятие «рационально обоснованные догмы», в которые должен уверовать его клиент, Эллис призывает (и это при том, что он ненавидит слово «должен») его к безусловному самопризнанию. Эллис выступает против любых абсолютов, против всяких «следует» и «должен». Тем не менее он учит абсолютному самопризнанию. Эллис ненавидит религиозный догматизм, что не мешает ему проповедовать свой, доморощенный догматизм: » Скажите себе тоном, не допускающим возражений: «Я существую, и пока я существую, со мной все в порядке». Это заклинание, стоит только в него поверить, обязательно начнет действовать и станет почти неоспоримым. Верующий в это заклинание, пока он жив, никогда не почувствует сильной тревоги и никогда не умалит собственного достоинства...'0 Воистину, психотерапевтическая система Альберта Эллиса — это комплекс единообразных атеистических догм за вычетом понятия о Судном дне. Это религия светского гуманизма, прагматизма и гедонизма с доморощенной догматикой, учением и ритуалом. Базисное учение системы РЭПТ состоит в том, что индивид 219 К КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛООЛОГИИ ослуживает внзнимания просто потому, что он с он существует. Эллис оворит: Мой терапапевтический подход на редкость дида дидактичен. Более того, я представляю ю клиенту то, что является для него дост достаточно новым, — фи. лософию жизизни, ориентированную на экзистенциа.нциализм. Я учу пациента что ему полезкзно принимать себя просто потому, что онто он существует. Он суще. ствует и можежет наслаждаться самим своим сущесуществованием, противясь разочарованинию. Я энергично оспариваю его предстаедставление о том, что его действительньная ценность зависит от провозглашаемшаемых обществом критериев успеха, д, достижений, популярности, служения бния ближним, преданности Богу и т. п. ВмЗместо этого я показываю ему, что если если он действительно хочет преодолеть ев свои укоренившиеся психические расстрасстройства, ему стоит принимать себя н\ независимо от умений и достижений, ний, независимо от одобрения со сторононы ближних (курсив в оригинале. — М.— М. Б., Д. Б.)". Это учение з* запрещает человеку в своем пои поведении равняться ia любые внешшние стандарты и оценивать себ себя по своим делам. Эллис пропове/.едует: Главное прправило рационального образа жизни сени состоит в том, что люди должны полнаностью принимать себя с позиции свое своего бытия, а не оценивать себя с тс точки зрения своих поступков. В протиюотивном случае они начинают умалятыть свое Я, теряют уверенность в себесебе и, как следствие, не могут преуспепеть в жизни'2. Этот принцщип, в сущности, олицетворяет цел! цель гедонистической философии. Длля Эллиса в гедонизме нет ничегичего плохого, пока че-ювек продуктигивно, без тени тревоги и враждебкдебности воплощает (гонапрактикесе. Цель РЭПТ п(по Эллису — снизить уровень дем демонстрируемой патентом тревогоги и враждебности, убеждая era его не умалять своей:амости. «Самоюпризнание», по Эллису, требуетэует определения, а не щенки, это скокорее феномен, чем объяснителительный принцип, так то каждый мож)жет определить самопризнание шие по своему сердцу13-1опадая в неблзлагоприятные обстоятельства, пза, пациент учится вы-1Влять«иррацщиональные догмы», которые, версвероятнее всего, и по-юждают в некем чувства тревоги, собственно!нного ничтожества и 1епрессии вмесесто обыкновенных чувств «разочазочарования, печали, оря, сожаленшия, фрустрации и раздражения»'11я»14. '20
АЛ ЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В качестве примера успешного исхода терапии по Эллису автор приводит следующее наблюдение: Однажды я в очень строгой форме поручил тридцатилетнему человеку, никогда по-настоящему не назначавшему свиданий девушкам, заставить себя встречаться с ними не реже двух раз в неделю, а затем обо всем информировать меня. Не откладывая дела в долгий ящик, он начал встречаться с девушками, и меньше чем через две недели утратил девственность и начал быстро преодолевать комплекс неполноценности. Чтобы помочь этому человеку в той мере, в какой это у меня получилось благодаря напряженной активно-директивной РЭТ на протяжении нескольких недель, классическому психоанализу и психоаналитически ориентированным подходам психотерапии понадобились бы многие месяцы, может быть, даже годы15. Никто и не спорит с тем, что с помощью РЭПТ по Эллису можно научить человека думать, при этом не отягощая себя соблюдением Божьих заповедей, что с ним все в порядке. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |