|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Грех или болезнь?Некогда Церковь верила в библейское душепопечение и занималась им, но теперь вместо душепопечения она ориентируется на психотерапию. Доктор Зац весьма умело описывает процесс данной подмены: «...когда душу искусно подменили психикой, а психику накрепко связали с функцией головного мозга, заговорили о "психотерапии"»39. Головной мозг представляет собой телесный орган, чего не скажешь о психике. В результате этого семантического трюка термин «психика» (нечто замаскированное в телесный орган) вознесся до ранга научной и медицинской катего- 116 ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ 0ии, вто время как понятие «душа» осталось категорией из разряда богословских. Выбор был сделан между так называемой научной категорией и категорией богословской. В тот момент, когда материальное (головной мозг как телесный орган) стали путать с нематериальным (душой как психикой), произошла другая подмена. Если Церковь усматривала тесную связь между грехом и обстоятельствами, с одной стороны, и психоэмоциональным состоянием человека и его поведением — с другой, то психотерапевты для объяснения нервно-психических расстройств стали прибегать к медицинской категории болезни. Публика с легкостью усвоила понятие «болезнь» в приложении к психоэмоциональным и поведенческим расстройствам, поскольку это слово, как казалось, выражало «любовь» и «понимание» в отношении страждущей души. Между тем ни психоэмоциональные расстройства, ни поведенческие нарушения не являются синонимами понятия «болезнь» даже в том случае, когда психоэмоциональные и поведенческие расстройства сопровождают соматические заболевания. Доктор Зац написал книгу «Миф о психотерапии» с одной главной целью: Я постараюсь показать, как в XVIII в. по мере отступления от веры и возрастания роли науки врачевание (грешного) духа, искони присущее христианскому служению, стало терапией (больной) души и неотъемлемой частью медицинской науки40. Слова «грешный» и «больная» в круглых скобках принадлежат не нам, а самому Томасу Зацу. Эти два слова указывают на драматический поворот от врачевания грешного духа к терапии больной психики. Когда люди называют страсть функцией подкорковых узлов, а грех — болезнью, возникают серьезнейшие проблемы. Семантический трюк оборачивается ошибочным представлением, которое внесло свою лепту в отказ Церкви от душепопечения. В результате Данного трюка психику стали путать с функцией головного мозга, а понятие «грех» заменили некорректным термином «болезнь». В результате абсолютно субъективный, отвлеченный, умозрительный психотерапевтический процесс благополучно растворился в царстве науки и медицины. В действительности психотерапия, будучи лженаукой, никак не сочетается с медициной. 117 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ Рецепт очень прост: сначала нужно заменить душепопечение лечением психики, семантически подменяя абстракцию (психику) организмом (головным мозгом); затем убедить народ в том, что врачевание души и тела есть одно и то же; в дальнейшем добавить теоретические выкладки, якобы основанные на анализе фактов; и, наконец, назвать эту стряпню наукой, нарядив ее в медицинский камуфляж; все остальное — дело времени. По мере возвышения психотерапии небольшое отклонение в сторону от душепопече-ния увело Церковь к полному упразднению этого служения. Светская психотерапия приветствуется в Церкви настолько, что доктор Томас Зац восклицает: «Воистину современным наукообразно звучащим термином "психотерапия" теперь называют то, что раньше называлось "заботой о душах"»41. Таким образом, в наших руках оказалось средство, лишенное силы, жизни и Бога. Исцеление живой водой Христианство есть нечто большее, чем система убеждений или богословский Символ веры. Христианство не есть нечто, происходящее в церкви. Христианство есть вера в то, что Иисус не оставил Своего Тела, но пребывает в нем как живой Господь. Христианство — это вся полнота жизни в течение всего дня, во всяком поступке, во всяком решении, во всякой мысли и всяком чувстве. О христианах не пристало говорить, отставив в сторону живого Господа, пребывающего со Своим народом благодатью Святого Духа. Тем более нельзя отделять психику, волю, эмоции и поведение человека от системы его убеждений. Слишком долго христиане ищут решений богословских вопросов в церкви, а духовных — в других местах. Христиане, в которых живет Святой Божий Дух, суть одухотворенные создания, вот почему разрешать их вопросы необходимо не с помощью психотерапии, а с помощью Библии. В своем желании понять и помочь страждущей душе мир, само собой разумеется, отверг живую воду. Когда мир отверг библейский метод решения проблем в сфере психоэмоциональных расстройств и поведенческих отклонений, Церковь усомнилась в собственном учении о грехе, спасении и освящении. Многие служители пошли на крайний шаг — оставили свою паству, чтобы сделаться лицензированными психотерапевтами. В XX в. психология душу человека заменила психикой, а душепопечение — психотерапией. Психология оккупировала сферу духовного, психологические учения осквернили Божье Слово, и те- 118 ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ перь даже христиане, занятые проблемами души, обращаются не средствам освящения и обновления по образу Божьему в силе Святого Духа, а к методам психотерапии. Наша позиция состоит в том.чт0 Библия является как основой христианского роста, так и средством преодоления всех неорганических психоэмоциональ-Hbix расстройств и поведенческих отклонений. Истинное психическое здоровье определяется духовным, нравственным и эмоциональным благополучием. Христианам настала пора окинуть взглядом и по-новому присмотреться к Библии и ко всему тому, что приготовил Бог для избавления страждущего человека от психоэмоциональных расстройств и поведенческих отклонений. Библия предлагает средства служения воистину всем страждущим, неважно — психически или соматически больным. Когда кто-то страдает душевно и при этом его страдания не обусловлены органическими причинами, душепопечения для такого человека бывает довольно и психотерапия здесь ни к чему. Христиане суть новые творения в Иисусе Христе, ибо в них пребывает Святой Дух. Они возрождены к обновленной жизни и должны поступать по духу и не угождать вожделениям плоти (см.: Рим. 6:4; Гал. 5:16). С момента спасения они пребывают в процессе освящения, в котором им дано множество возможностей возрастать в вере и познании Господа Христа. По ходу этого процесса человеческая личность освящается в целом, начиная с духовной ее части, глубочайшего и наиболее существенного элемента ее бытия. Божье Слово можно применять в любых аспектах повседневной жизни, в том числе, научно выражаясь, к интрапсихическим (внутренним) и психосоциальным (внешним) детерминантам функционирования личности. Божье Слово живо и действенно в процессе личностного преображения верующего человека. В дополнение к Божьему Слову, зафиксированному в письменной форме, христиане имеют Живое Слово — Иисуса Христа, Который никогда не покидает и не оставляет верных Своих без повседневного попечения о мудрости, водительстве и вспомоществовании (см.: Евр. 13:5). Апостол Иоанн представляет Иисуса Христа как «свет чело-веков», источникжизниилюбви(см.: Ин. 1:4). Записанное Божье Слово и Живое Слово исцеляют человека и освящают его Божьим попечением, а не с помощью психотерапевтических манипуляций. Психотерапия может скрыть духовную проблему человека, но преобразить его сердце она не в силах. Психологические теории и Школы пытаются исправить не пережившую покаяния, нехристи- 119 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ анскую самость или самость христианина, живущего по плоти, ибо ничего иного, кроме как управлять плотью, они не могут. Психоте. рапия функционирует лишь в рамках того, что Священное Писание называет «ветхим человеком», — того самого существа, которое дблжно заменить тем, кого Библия называет «новым человеком созданным по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Бог не исправляет «ветхого человека». Считая его усопшим и погребенным, Он дарует ему новую, духовную природу, сосредо. точенную на Иисусе Христе. ...Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху... <...> Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:6, 11). Характеристика христианина звучит таким образом: ...И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2:20). То, что психотерапия пытается улучшить и даже исцелить, Бог уже осудил. ГЛАВА 6 МУТНЫЕ ПОТОКИ От Книги Бытие до Книги Откровение живая вода символизирует очищение, исцеление и жизнь. Река для орошения рая брала свое начало в Эдеме, чтобы потом разделиться на четыре потока с чистой, животворной водой. Для сынов Израилевых в дикой пустыне из скалы излилась живая вода. Самарянке у колодца Иисус предложил живую воду, и вот что Он говорил Своим ученикам: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). В Книге Откровение апостол Иоанн описывает следующее видение: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1). Как говорит Иисус, «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Он имеет в виду не буквальную жажду, а жажду духовную, ибо Он знает, что духовную жажду может утолить только жизнь в Духе. Иисус, подающий жизнь, очищает и исцеляет душу человека: его разум, волю и чувства. В наше время жажда духовной жизни, психического, эмоционального и поведенческого благополучия, по крайней мере, не меньше, чем в прежние времена. И все же измученных жаждой 121 ________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _____________ людей ведут не к живой воде, а к четырем мутным потокам. Эти потоки символизируют четыре основных направления психотерапии. Психоаналитическое направление Первый мутный поток — это психоанализ, основанный на учении Зигмунда Фрейда. Фрейд считал людей, пьющих живую воду психически больными и предложил им другую воду. Для этого он заострил внимание на психических мотиваторах человеческого поведения и создал образ человека-игрушки, пребывающего во власти, с одной стороны, инстинктивных, биологических импульсов, а с другой — бессознательных влечений и мотивов. Основой убеждений Фрейда послужило представление о том, что поведение человека определяется в самом раннем возрасте. Эта идея, известная как «психический детерминизм», противоречит библейскому пониманию личной ответственности и выбора. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |