|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эдипов комплексВ основе психоаналитического процесса мы видим массив концепций, окружающих, как кольца планету Сатурн, теорию бессознательного. В теории бессознательного Фрейда содержится концепция инфантильной сексуальности, а в лабиринте ее иллюзор-ных, необоснованных фантазий хранится концепция Эдипова комплекса. Чтобы понять, чему, собственно говоря, учит психоанализ, нужно хотя бы вскользь рассмотреть теорию инфантильной сексуальности и прежде всего теорию Эдипова комплекса. Описывая эти учения, мы не хотим удивить или потрясти читателя: наша цель — показать те карикатурные формулы, из которых гордо строится психоанализ. Фрейдовская теория инфантильной сексуальности очаровывает впечатлительных людей и легко ввергает их в танталовы муки. Эдипов комплекс, теория внутри теории, является подлинным tour de force* субъективной, искаженной и мошеннической аргументации, выдаваемой за истину. Здесь все кончается похотью, влечением к убийству и кровосмешением. Согласно фрейдовской теории инфантильной сексуальности, первые годы жизни человека в существенной мере определяют все, что последует в ней в будущем. Фрейд считал, что в первые пять-шесть лет жизни любой человек с начала человеческой истории проходил и проходит определенные фазы психосексуального развития. Неудачное прохождение этих фаз или психическая травма во время одной из них может принести душе непоправимый вред. Фрейд выделил четыре таких фазы: оральная, анальная, фаллическая и генитальная. В процессе нормального развития эти фазы следуют друг за другом, причем все происходит в соответствующем возрасте. Оральная фаза длится с момента рождения до восемнадцати месяцев; анальная фаза — с восемнадцати месяцев до трех лет; фаллическая фаза—стрехдопяти-шестилет; и,наконец, генитальная фаза начинается в пубертатном возрасте. Фрейд связал особенности характера половозрелого субъекта и психоэмоциональные расстройства с ранними переживаниями в рамках этих фаз психосексуального развития. Ниже мы рассмотрим первые три фазы, в особенности фаллическую с ее Эдиповым комплексом. * Tour de force (фр.) — яркое проявление способностей; говорится о блестящем выступлении музыканта, талантливой работе художника и т. п. 133 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ Во время оральной фазы психосексуального развития основным источником удовольствия, прежде всего от сосания, кусания жевания и плевания, становится рот. Фрейд связал оральную фазу с развитием сексуальности и провел параллель между сосанием и половым сношением. Такие, к примеру, инфантильные действия как сосание пальца, Фрейд относил к ранним формам детской мастурбации. Во время анальной фазы внимание ребенка концентрируется на конце кишечной трубки. Здесь дефекация — основной источник удовольствия — связывается Фрейдом с развитием сексуальности. Если ранее удовольствие приносил акт сосания и жевания, то отныне удовольствие приносит процесс испражнения. Согласно Фрейду, акт дефекации также напрямую связан с сексуальным удовлетворением. Третью фазу развития называют фаллической, поскольку здесь центром внимания становятся половые органы. Именно в этой фазе начинают бить темные, мутные воды фрейдистского психоаналитического ключа. В рамках этой фазы психосексуального развития Фрейд выделил феномен, названный им Эдиповым комплексом. Сам Фрейд почитал концепцию Эдипова комплекса своим величайшим открытием в силу его мнимой всеобщей применимости. Фрейд писал: «Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс; кто не в состоянии этого сделать, заболевает неврозом»11. Разрабатывая теорию Эдипова комплекса, Фрейд сделал объектом истолкования трагедию «Царь Эдип» древнегреческого поэта-драматурга Софокла. Давайте обратимся к этому мифу и посмотрим, как им воспользовался Фрейд. Трагедия начинается обращением толп фиванского народа к Эдипу, своему царю, в связи с бедой — страшная чума поразила их землю. На это обращение Эдип говорит толпе, что послал Креонта, брата своей супруги, узнать от оракула в Дельфах, как спасти город. Вернувшийся Креонт передает, что дельфийский оракул потребовал изгнания ненайденного убийцы Лая, прежнего царя Фив. По ходу действия выясняется, что за много лет до описываемых событий фиванскому царю Лаю была предсказана смерть от руки собственного сына. Вот почему Лай велел бросить новорожденного на верную смерть в горах, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако ребенок остался в живых, поскольку был найден пастухом, который назвал его Эдипом и отнес царю и царице Ко- 134
__________ ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ ______________ оИНфа. Царская чета была бездетной, так что они стали Эдипу приемными родителями и воспитали его как родного сына. Однажды Эдип, уже будучи юношей, решил отправиться в Дель-фы, чтобы расспросить оракула о своем происхождении, но тот предсказал, что ему суждено убить своего отца и жениться на собственной матери. Эдип, любивший тех единственных родителей, которых знал, не посмел вернуться в Коринф, чтобы избежать столь отвратительных деяний, и решил отправиться на чужбину. По пути из Дельф на узкой горной дороге ему повстречалась колесница, державшая путь в обратном направлении. Поскольку разминуться им не удалось, возница в грубой форме велел Эдипу уступить дорогу. Эдип отошел в сторону, но когда колеса колесницы прошлись по его стопам, завязалась дорожная ссора, по ходу которой он убил возницу и человека на колеснице. Эдип не знал этого человека, хотя это был Лай, его родной отец. Продолжая путь, Эдип подошел к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у стен Фив чудовищной Сфинкс. В благодарность жители города сделали его своим царем и предложили в жены недавно овдовевшую царицу Иокасту. Не ведая того, что это была его родная мать, Эдип женился на ней. В конце мифа по ходу выяснения обстоятельств давнего преступления Иокаста кончает самоубийством, а Эдип выкалывает себе глаза заколкой от хитона повесившейся Иокасты и ослепшим отправляется в изгнание. Этот миф является примером классической греческой трагедии в том смысле, что устремления главного героя оборачиваются против него самого. Однако, в пику психоанализу Фрейда, Эдип любил и почитал воспитавших его родителей. Да, Эдип убил отца и женился на матери, но он поступил так, не ведая того, что был их сыном. Фрейд исказил известный миф, чтобы подтвердить своим истолкованием несуразную выдумку, которая больше свидетельствует об игре его собственного воображения, чем о вечной и объективной истине о человеке. Сейчас мы рассмотрим, как Фрейд трансформировал фабулу трагедии «Царь Эдип» в обоснование Эдипова комплекса, создав из мифа мнимую реальность. Первым искажением этого мифа стало утверждение, что во время фаллической фазы каждый мальчик испытывает желание убить отца и осуществить сексуальный контакт с матерью, а каждая девочка — убить мать и осуществить сексуальный контакт с отцом. Влечение к матери и агрессия к отцу приписываются Фрейдом всем детям в возрасте от трех до шести лет. Согласно этой концепции, 135 ____________ КОНЕЦ..ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _________ вначале как мальчики, так и девочки любят мать и ненавидят отца как соперника в борьбе за ее внимание. Мальчики упорно держат-ся этой установки, бессознательно и неотступно желая смерти либо исчезновения отца-соперника с целью безраздельного сексуального единения с матерью. С девочками ситуация иная. Согласно Фрейду, в период раннего детства девочки находят, что у мальчиков имеется выдающийся вовне половой орган, между тем как у них на этом месте — только полость. Ответственность за свое состояние девочка возлагает на мать, что порождает враждебные по отношению к ней желания. Таким образом она переносит свою любовь на отца, ведь он обладает ценным органом, которым она хочет завладеть через половую связь с отцом. Безумие на этом не кончается, поскольку Фрейд в дальнейшем говорит о том, какой выход находит подобная агрессия и половые влечения. В его темном до помешательства, построенном на выдумках и фантазии сценарии психосексуального развития мальчик преодолевает Эдипов комплекс через страх кастрации. Согласно Фрейду, мальчик испытывает бессознательный страх возмездия, т. е. он боится, что отец в наказание за преступные желания удалит ему пенис. Страх кастрации дает мальчику возможность успешно миновать третью фазу психосексуального развития, заставляя его отказаться или отступить от бессознательных кровосмесительных и отцеубийственныхжеланий. Девочка со своей стороны боится, что за преступное желание сексуального единения с отцом мать повредит ей гениталии и детородные органы. Однако в рамках фантастического фрейдовского прожекта девочка интуитивно понимает, что некогда она уже была кастрирована, и таким образом она преодолевает желание обладать мужским половым органом. Страх кастрации в женском варианте ведет ктому, что Фрейд называл «завистью к пенису». Согласно Фрейду, каждая женщина — это искалеченный мужчина, изживающий собственный страх кастрации завистью к обладанию пенисом. Еще более усугубляя причудливые убеждения Фрейда, некоторые аналитики предлагают пользоваться понятием «фелляция», заимствованным из терминологии оральной фазы. Слово «фелляция» — священная корова психоаналитиков — в переводе с латыни означает сосание. Согласно аналитикам, женщине столь отчаянно хочется завладеть мужским половым органом, что она не брезгует делать это с помощью рта. В силу своего «искалеченного» состоя-736 ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ ия женская особь в порядке компенсации испытывает бессознательное желание брать ртом тот бесценный орган, которого она, к великой жалости, не имеет. Здесь следует особо подчеркнуть тот лакт, что никакого «параллелизма» в отношении мужской особи в фаллической фазе развития не делается. Эта асимметрия и предельный половой шовинизм фрейдизма еще более усугубляются теми аналитиками, что сочетают фелляцию с завистью к пенису. Понятие «фелляция» может быть тем самым посторонним фактором, той самой призмой, сквозь которую психоаналитик может анализировать ничего не подозревающую пациентку. Вы обратили внимание, каким образом Фрейд «научно» узаконил статус мужского генитального превосходства и генитальной неполноценности женщин? Тем самым он не просто обозначил сексуальное превосходство мужчин, но и описал женщину как существо искалеченное, обладающее полостью вместо мощного, выступающего вперед органа. Вам понятно, что именно Фрейд сотворил с прекрасной половиной человечества? Сама по себе терапия по Фрейду заостряет внимание на своего рода ненормальной сексуальности, что могло родиться лишь в уме сторонника мужского шовинизма. Разумеется, взгляды Фрейда на человеческий род не назовешь креационистскими, ибо своими теориями он отвергает сам факт творения, во время которого «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. <...> И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:27, 31). В дальнейшем Фрейд постулировал следующее положение: если Эдипов комплекс преодолевается должным образом, то образцом поведения для ребенка становится родитель собственного пола; если же Эдипов комплекс не преодолевается, то начинает влиять на позднейшее поведение человека посредством механизмов бессознательного. Этот возведенный в ранг действительности миф якобы дает возможность постичь происхождение некоторых психоэмоциональных расстройств и поведенческих нарушений. Теория инфантильной сексуальности вкупе с Эдиповым комплексом — это психоаналитическая «лоза». Свою охотничью экспедицию в прошлое души психоаналитик рассматривает сквозь призму инфантильной сексуальности. По ходу исследования психоаналитической скинии мы оставили внешний двор бессознательного и вошли во внутренний двор инфантильной сексуальности и, наконец, в святая святых психо- 137 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ анализа — Эдипов комплекс. Срывая маски с теорий Фрейда, н ходишь похоть, кровосмешение, страх кастрации и — в отноше, нии прекрасной половины человечества — зависть к пенису. И вс» это, по мнению Фрейда, психологически формируется в возрасту пяти-шести лет. Можно ли придумать более мрачное, извращен, ное и даже сатанинское истолкование человеческой сексуальное-ти и психических расстройств, чем фундаментальная теория инфантильной сексуальности Фрейда? Доктор Томас Зац говори «Благодаря риторической способности и упорству, Фрейду уда. лось перевести афинский миф в австрийское сумасшествие». Он называет это «трансформацией Фрейдом классического мифа об Эдипе в классическое помешательство»12. Воспользовавшись элементами греческой трагедии, Фрейд убедил мир, что всякий ребенок испытывает влечение к инцесту и убийству, всякий ребенок стремится к сексуальному единению с родителем противоположного пола, всякий ребенок бессознательно желает смерти родителю собственного пола и сталкивается со страхом кастрации. Фрейду удалось обмануть человечество так, что разумные в иных обстоятельствах люди не просто приняли его мифологию за нечто реальное, но дали вовлечь себя в это сумасшествие в роли психотерапевтов либо их пациентов. Люди ложатся на психоаналитическую кушетку, как агнцы на жертвенник, в большинстве своем не подозревая о том, что им уготовано. Со всех сторон Америки доносятся призывы готовить побольше специалистов, обученных этому сумасшествию, дабы они помогали американцам вернуть свое психоэмоциональное и поведенческое благополучие13. От возвышения этой легенды из мифа в ранг всеобщей истины с самого начала следовало отказаться. Но вместо этого особое толкование Фрейда и всеобщая применимость этого толкования стали с энтузиазмом не только принимать за истину, но и высоко ценить как психологический источник спасения страждущих душ. Помраченный человеческий разум, «оцеживающий комара, а верблюда поглощающий» (Мф. 23:24), разверзнулся и принял ложь. Развращенный разум, не сумевший проявить достаточной веры, чтобы уверовать в личностного Бога и личностного Спасителя, совершил гигантский прыжок веры и горячо поверил фрейдовскому евангелию спасения. Неспособный принять «веры, однажды преданной святым», нечистый человеческий разум канонизировал Зигмунда Фрейда, поверил ему и, поклоняясь кошмару, стал исповедовать его несбыточную иллюзию! 138 ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ Люди, отвергшие библейское учение о всеобщности греха, сделались беззащитными перед разного рода измышлениями помра-ченного ума, одним из которых является учение Фрейда о всеобщи* детских фантазиях кровосмешения и убийства. Люди, не допускавшие самой мысли о греховности человеческой природы, как зафиксировано в письменном виде в Библии, с готовностью уверовали в инфантильную сексуальность, которая приводит в движете мощные бессознательные силы. Многие приняли фрейдовское учение о том, что личность человека и вся его жизнь формируются в зависимости от переживаний Эдипова комплекса, страха кастрации (у мужчин) и зависти к пенису (у женщин). Паноптикум фрейдовских идей — всего лишь гипотезы, причем гипотезы, не имеющие отношения к науке. Не станем путать гипотезы с фактами. Не станем путать реальность с нечистыми, хулиганскими истолкованиями ее одним человеком. По всей видимости, мы и в самом деле не имеем прямого доступа к определенной части своей души, однако отсюда вовсе не следует, что фрейдовская теория бессознательного истинна. Несомненно, что никакой ребенок не выживет в отсутствие близких отношений с матерью и что родитель собственного пола становится для ребенка образцом поведения, однако отсюда вовсе не следует, что идеи Фрейда истинны. Поскольку теория Фрейда говорит о неизведанном, невидимом бессознательном, то нет никакого способа ни доказать, ни опровергнуть эту теорию. Однако в настоящее время появляется все больше критики и проявляется все меньше веры в отношении теорий Фрейда, чем когда-либо прежде. Вот что говорит известный психиатр Э. Фуллер Торри в книге «Конец психиатрии»: «Психиатрия, вошедшая в пору полного расцвета, теперь погибает, оказавшись по существу нежизнеспособной»14. В последнее время увидело свет множество других книг с критикой фрейдизма, например «Афера Фрейда»15 и «Плутовство Фрейда: Вредное влияние Фрейдизма на американскую мысль и культуру»16. Предложено множество толкований на предмет того, как и почему Фрейд измышлял столь необычные учения, как теория инфантильной сексуальности и Эдипов комплекс. Многие исследователи согласны друг с другом в том, что эти теории оказались плодами трудного детства Фрейда и его психоэмоциональных Расстройств. В письме своему другу, датированном 15 октября 1897 г., Фрейд на основании ряда воспоминаний и сновидений 139 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ рассуждает о своем эротическом влечении к матери и няне17. Них<е он пишет: «В моем случае я обнаружил чувство любви к матери и ревность по отношению к отцу, так что теперь я уверен — это об-щий феномен раннего детства»18. В собственном Эдиповом ком-плексе Фрейд находит невротическую симптоматику, «свою собственную истерию»19. Теория Фрейда — это проекция сексуальных отклонений ее автора на весь человеческий род. Ему было угодно перед всем миром расписать свой невроз в качестве всеобщего психологического абсолюта. Карл Юнг, один из ближайших ранних соратников Фрейда, вспоминает, как однажды тот наставлял его: «Мой дорогой Юнг, обещайте мне никогда не изменять сексуальной теории. Это важнее всего. Вы понимаете, мы должны сделать из нее догмат, несокрушимый бастион»20. Навязывая человечеству ложные представления, Фрейд приятно возбуждал умы и терзал сердца людей. Этот человек называл верующих в Бога «больными», чтобы затем заместить Бога своими фантазиями, основанными на искаженном мифе и ги-потезеотой части души, которой никто никогда не видел. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |