|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мотивационная траекторияОтдельные привычки и черты поведения Адлер рассматривал в контексте избранной индивидом линии поведения. Он обнаружил «следующую закономерность, характерную для любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не ставя перед собой цели»8. Вот что в связи с этим заявляет Адлер: «Все движения души получают свое направление благодаря ранее обретенной цели»9. И продолжает: Этот логически безупречный вывод индивидуальной психологии подводит нас к одному важному тезису: любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)10. Адлер считал, что каждый человек бессознательно руководствуется специфической жизненной целью, которая от начала до конца определяет его поведение. В качестве такой цели, по мнению Адлера, прежде всего выступает стремление к превосходству, власти, безопасности и значимости, хотя определенное внимание он уделял и тезису о стремлении к социальной ответственности. Адлер учил, что «все психологические действия происходят в русле двух изначальных ориентации». Вот что он писал в этой связи: Эти две ориентации, социальный интерес [чувство общности] и стремление индивида к превосходству и власти, влияют на поведение каждого человека и определяют оценку позиции каждого индивида как в его стремлении к безопасности, так и в выполнении им трех главных жизненных задач: любви, общности и кооперации". Человеку от жизни мало проку, когда цель превосходства над другими, согласно Адлеру, достигается без чувства любви, общности и кооперации. Какой бы универсальной ни была цель превосходства, у каждого человека эта цель своя — индивидуальная и уникальная. Она зависит от того смысла, который он придает собственному суще- 168 АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -твованию, формируется на основании его собственного стиля изни и проходит красной нитью через всю его жизнь12. При этом, п0дчеркивал Адлер, «цель превосходства целиком, сполна неведома никому»13. В цели превосходства как таковой Адлер не видел ничего не-нормального, ибо главным для него было то, каким образом индивид добивается этой цели. Ничего выигрышного в перемене цели 0н также не видел. Однако христианам следует предвидеть, что цели личного превосходства и стремление к власти, отражающие гордые устремления сатаны, ведут в царство тьмы. Перед христианами стоят иные цели — любить и славить Бога и достигать все большего уподобления Иисусу Христу. В общем, христианская цель уподобления Христу в свете адлерианского стремления индивида достичь богоподобного превосходства предстает в извращенном виде14. Вот почему стремление интегрировать учение Адлера в христианское служение подобно смерти. Адлер считал, что постоянная борьба за превосходство заставляет человека быть отзывчивым и ответственным перед ближними: Именно стремление к превосходству мотивирует поведение человека, именно оно лежит в основе всех наиболее значительных достижений нашей культуры. Через всю жизнь человека проходит главная линия, направленная на перемену статуса индивида «с минуса на плюс», «от поражения к триумфу», «из грязи в князи». Однако по-настоящему справляется с жизненными проблемами лишь тот, кто в своем движении к превосходству стремится сотрудничать с другими в достижении общих целей15. Адлер полагал, что присущий данному индивиду стиль жизни структурируется стремлением к превосходству над окружающими, но тем же самым стремлением при неразвитом социальном интересе, или чувстве общности, структурируется и невротический характер индивида, и его преступное поведение16. Большую роль в мотивации человеческого поведения Адлер отводил комплексу неполноценности. Стремление его преодолеть естественным образом принимает форму стремления к превосходству. Вот что в связи с этим пишет сам Адлер: Чувство неполноценности представляется мне причиной, отправной точкой, источником всякого детского стремления к превосходству. Это чувство определяет тот способ, с помощью которого ребенок станет до- 169 КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ биваться в жизни покоя и безопасности; оно определяет смысл его *и ни и готовит колею, которая может привести его к достижению избран ной цели17. Согласно Адлеру, каждый индивид, неудовлетворенный нынещ. ним положением дел, переживает чувство собственной неполноценности, как бы недостаточности, и пытается от этого чувства избавиться. Не находя разумного выхода из сложившейся ситуации, он пробует избавиться от своего комплекса иначе, например «с помощью самогипноза, своеобразного самоотравления, вну. шая себе чувство превосходства», между тем как чувство неполноценности у него естественным образом «накапливается, поскольку состояние дел, породивших это чувство, остается неизменным»18. Как далее учит Адлер, продолжающийся самообман с бесплодным чувством превосходства порождает так называемый комплекс неполноценности, в состоянии которого человек, кажется, «думает избежать неудачи больше, чем преуспеть»19. Адлер как раз прославился тем, что ввел в широкий оборот понятие «комплекс неполноценности», хотя предложено оно было Фрейдом и Юнгом20. Адлер подчеркивает следующую мысль: «У любого невротика свой комплекс неполноценности»21 и «Любой невроз может пониматься как ошибочная с точки зрения культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства»22. Как утверждает Адлер, «у всякого, кто ведет себя так, будто он превосходит ближних, можно предположить чувство неполноценности, требующее для его нарочитого сокрытия принятия неординарных мер»23. Помимо стремления индивида к превосходству с дополнением к нему чувства неполноценности, Адлер упоминает и другие стремления. Он говорит, например, что «каждый стремится обрести чувство безопасности»24, заняв позицию значимости: При общем стремлении к совершенству люди, не признающие того, что их собственная значимость определяется их участием в делах других, всегда заблуждаются25. В своих книгах Адлер приводит множество частных случаев, когда люди в попытке достичь цели, в стремлении к значимости совершают неисчислимые ошибки атрибуции, приписывая значимость тем или иным ситуациям. Адлер утверждает, что эти ошибки 170 АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ _______ являются результатом действия креативного Я, сформировавшегося в первые пять лет жизни индивида. Многочисленные частные случаи, приведенные в книгах Адлера и описанные в полном соответствии с принципами индивидуальной психологии, служат пропаганде его теории и создают задел на будущее. Это может быть делом весьма обманчивым, поскольку читатели Адлера начинают смотреть на людей не в библейской перспективе, а глазами Адлера. И неудивительно, ведь один и тот же случай в рамках того или иного из четырехсот с лишним психотерапевтических подходов будет описываться в понятиях именно той психологической теории, что лежит в его основании. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |