АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗБАВЛЕННОЕ, ОТРАВЛЕННОЕ, ЧИСТОЕ?

Читайте также:
  1. К Марцелле. Об Оназе
  2. Необходимые вещи
  3. Сведения об авторе

Хотя и утверждается, что как путь светской психологии, так и библейский путь ведет людей к психоэмоциональной и поведенческой стабильности, а также к позитивным переменам в мыслях и поведении, эти пути качественно отличны друг от друга. Светский путь есть плод человеческой мысли, он использует искусственные методы и завершается на человеке. Библейский путь есть откровение Самого Бога, он использует дары и плоды Духа и ведет человека к большему пониманию Бога и себя как Божьей твари. Светский путь основан на созданных человеком философских системах (главным образом это гуманизм), библейский путь — на заповедях Священного Писания.

Если светский путь — это набор методов и учений, то библейский путь — это сочетание любви и истины. Иисус говорит:«...Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин. 14:6), и апостол Иоанн называет Бога не иначе, как «Любовь» (см.: 1 Ин. 4:8). Если светский путь включает в себя постоянно меняющиеся нормы и гибкую мораль, то библейский путь следует неизменным нормам и авторитету Божьего Слова.


______________ К(ОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ______________

Средоточием светского пути является самость, средоточием лблейского путги — Христос. Если светский путь стремится трак-)вать мышлению и чувства человека, оставляя в небрежении тело дух, то библейсский путь касается всего естества человека и пре-Зразует его мышление, чувства, волю и поведение, приводя их в адлежащие отжошения с Богом. Если светский путь пытается из-енить взгляды т поведение человека, воздействуя на его мышле- ле, волю и эмощии, то библейский путь преображает помышле-4я, чувства и поведение человека, воздействуя на его дух.

Церкви следу/ет заниматься не только духовным милосердием,!овлетворение(м насущных потребностей, укреплением и настав-энием опечалеэнных в терпеливом отношении к напастям, но и эпечением о страдающих тяжелыми психическими расстройства-и. Ибо только тот, кто служит по слову Библии, может служить зловеку как сушдеству, наделенному духом.

Библейский метод спасения и освящения с помощью духовных эучений и евангельских утешений — вот все, что нужно для под-эржания психоэмоционального и поведенческого благополучия, также исцеления душевных болезней неорганического происхож-эния. Для этогсо нет необходимости в интеграции Библии и пси-)логии. Прибавзлять психотерапию к библейскому душепопече-4Ю нет никаких оснований. Христианам, полагаясь на Божье Сло-> и действие Свзятого Духа, следует возродить в церковной жизни гаринную пракстику душепопечения. Доктор Томас Зац весьма эдвусмысленню рекомендует возложить функции психиатриче-юго здравоохранения на добровольные объединения типа церк-эй. Он заявляетг: «По мне, так следовало бы вернуть это дело под пеку священников и раввинов»1.

Здесь встает,, однако, очень трудная задача: убедить христиан в >м, что не существует двух одинаково удовлетворительных спо-збов решения троблемы душевных заболеваний — библейского светского. Ещее труднее убедить христиан в том, что попытки нитрации Библши и психологии ведут к выхолащиванию христиан-сого вероучение из-за того, что обе системы противопоставлены эуг другу как дух и плоть, горнее и дольнее. У христиан имеется 1шь один путь, и путь этот — библейский.

Мы надеемсяч, что нам удалось разоблачить достаточное число зверныхтолковзаний, ложных и ошибочных представлений о пси-ггерапии, чтоб>ы христиане не видели в услугах профессиональ-3|х психотерапеевтов шанса на преодоление своих психоэмоцио-1льных и поведенческих проблем.

Ю


РАЗБАВЛЕННОЕ, ОТРАВЛЕННОЕ, ЧИСТОЕ?

С момента зарождения психологии с каждым новым поколением психологов появлялись свои корифеи, которые прокладывали новые пути в психотерапии и с апломбом заявляли о непревзойденном успехе своих систем. Вот что в этой связи говорит доктор Джером Франк: «Краткий исторический обзор западной психотерапии показывает, что доминирующий психотерапевтический подход всегда отражал современную ему идеологию и мораль»2. В отличие от этого Библия содержит вечные истины о человеческой природе. Божье Слово служит целебным бальзамом во все времена. Оно не меняется стечением времени и сменой культурных эр.

Имеющиеся данные должны побуждать к предпочтению библейского служения, подающего страждущим душам наставление и попечение, психотерапии. Библейский путь всегда был и остается мудрым средством преодоления психоэмоциональных расстройств и решения поведенческих проблем. Профессиональная психотерапия с лежащими в ее основе психологическими теориями, как это нами уже было показано, представляет собой по меньшей мере духовную подмену, сомнительную в лучшем случае и вредную — в худшем. Мы критикуем светский путь не для того, чтобы утвердить библейский путь. Как мы уже заметили выше, так или иначе профессиональная психотерапия подлежит осуждению.

Как странно, что ничтожные плоды, рожденные могучими усилиями массы психотерапевтов, потребовали множества средств множества людей на протяжении множества лет! Гора родила мышь! Свыше четырехсот психотерапевтических подходов было предложено, продано и оценено, миллиарды долларов перешли из рук в руки, однако с уверенностью можно сказать только то, что любую проблему лучше решать, чем не решать.

Церковь не нуждается ни в психотерапии, ни в других хитросплетениях лжетеорий и фальсификаций, выдаваемых за научные факты. С момента зарождения психотерапия была и остается по-прежнему вредоносной для христиан. Психотерапия бессовестно и дерзко узурпировала право на душепопечение, чем извратила, деформировала все течения в христианстве, с которыми она пытается интегрироваться.

Смешение

Хотя в историческом и философском плане многие стороны психотерапии были прямо или косвенно антагонистичны христианству, принято считать, что психотерапия и христианство дополняют друг

261


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

айв разных обстоятельствах совершенно совместимы как bi грированном, так и дезинтегрированном состоянии, овременная Церковь уверовала в психотерапию и принимаетг эз доказательств и оправданий. В то же самое время Церковь 1евается и не доверяет библейскому методу исцеления страж-ix душ. Между тем здесь действует механизм самоосуществля-гося пророчества. Когда ситуации определяются людьми какс 1ьные, эти ситуации становятся реальными. Установлено, что)!знь и выздоровление пациента отчасти вызываются ожидания-амого пациента. Вот почему, когда верят в психотерапию и не; ряют преображающей силе Священного Писания, светский путь!ления кажется более многообещающим, чем путь библейский., ерковь — это одна из систем, чаще всего обращающихся к; гам психотерапии. Церковные служители регулярно направ-г христиан к психотерапевтам, т. к. убеждены в том, что сами! юсобны помочь душевнобольным людям, и тех, кому требует-здзор, могут консультировать лишь подготовленные в соот-твующей области профессионалы. Христиане отправляются кс отерапевтам потому, что им, христианам, перестали напоми-о целительной силе Бога и Божьего Слова, большинстве случаев христианские служители направляют ix подопечных в систему, о которой они почти ничего не знают,, i не считать субъективной уверенности в том, что она, эта сие-i, действенна и надежна. Христианские служители в массе сво-э умеют обосновать обращения за помощью к этой системе! ie, как выуживая из памяти аргумент давно почившей в бозе; цинской модели или приводя неоправданные умозаключе-) возможной эффективности психотерапии. Большинство хри-неких служителей ничего не знают о терапевтической направ-юсти, эффективности либо неэффективности того или иного» терапевтического метода, применяемого психотерапевта- консультацию которых они рассчитывают, о причине лукавства сторонников психотерапевтического ме-: и наивности Церкви многие предпочитают не святость хрис-ства, а пустозвонство психотерапии. Все большее и большее; о богословских учебных заведений разрабатывает различные; раммы обучения людей методам профессиональной психо-пии для работы в качестве клинических психологов, консуль-ов по вопросам семьи и брака, а также священников. Боль-зтво семинарий и христианских колледжей рекламируют услу-


РАЗБАВЛЕННОЕ, ОТРАВЛЕННОЕ, ЧИСТОЕ?

ги психиатров, клинических психологов, социальных работников в области психиатрии и консультантов в помощь больным с психоэмоциональными расстройствами и отклоняющимся поведением. Психотерапию рекламируют и так ей доверяют, словно Церковь получила ее как откровение свыше.

Многие христиане считают, что психотерапия открывает подлинные истины о природе человеке, и поэтому верят, что она может помочь исправить поведение человека. Суть вопроса состоит в следующем: какая «истина» верна? Христианского психотерапевтического пути не существует. Христианские психотерапевты следуют путями разнообразных школ психотерапии, которых свыше четырехсот. Психотерапия, все равно в рамках или вне рамок христианского вероучения, представлена множеством методов и приемов. Не счесть противоречий между школами психотерапии, все равно, в рамках или вне рамок христианского вероучения они себя помещают. Слово Божье — вечное Слово. Но какую из множества психотерапевтических систем можно назвать вечной? Псалмопевец пишет: «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в роди род» (Пс. 32:10-11).

Христианский психотерапевт верит в интеграцию Библии с его обожаемыми психологическими теориями и подходами, и рецепт его веры составляют библейские и психотерапевтические ингредиенты. Однако он, христианский психотерапевт, опасен и в том случае, когда цитирует Библию, ибо где гарантия того, что человек, находящий мнимую совместимость психологических идей с библейской истиной, не привнесет в практику иных, противных Священному Писанию идей? Неизвестно, сколько психотерапевтического мусора, звучащего по-библейски, воспринял христианский психотерапевт и теперь проповедует его в качестве терапевтического метода. Не надо Библии навязывать психотерапевтические методы и теории — она не должна соответствовать психотерапии. Первоосновой подлинного душепопечения является Священное Писание, и пусть Святой Дух творит Свое дело.

Может быть, подоплека недоверия некоторых христианских психотерапевтов к Священному Писанию кроется лишь в том, что они кормятся за счет психотерапии? Если в служении страждущим душам довольно Библии, то о взыскании мзды не может быть и речи. Если поддерживать обанкротившуюся медицинскую модель использования психотерапии и отстаивать профессиональную под-

263


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

готовку в сфере психотерапии, то вопрос об оплате оправдан. Однако, как уже было замечено нами, мы выступаем против профессиональной психотерапии, а потому рекомендуем лишать профессиональных психотерапевтов лицензий и отменять выплату страховых сумм.

Ускоренное развитие психотерапии и ее популярность в христианских кругах придает ей законность, которой она не заслуживает, и облик, производящий обманчивое впечатление. Психотерапия, изобилующая множеством недоказанныхтеорий, располагает до смешного ограниченным числом достоверных фактов. Продолжать верить романтике и ритуалам психотерапии, которая исполнена спекуляций и ложных учений, часто подрывающих христианскую веру, значит предаваться иллюзиям.

Любая психотерапевтическая система центрируется на самости и апеллирует к греховному обществу. Очень долго и очень многих сбивала с толку центрированность психотерапии на самости, порождающая одни ложные решения. Христианам безопаснее и здоровее всячески избегать психотерапии, полагаясь на библейское служение в церкви. Обратное движение принесет долгожданное избавление от окаянной системы, пропитанной субъективизмом и немощью человека настолько, что не гарантирует ему никакой определенности. Христианский мир, отказавшись от связей с психотерапией и возродив душепопечение, несомненно, провел бы четкую грань между собой и миром и укрепился духовно.

Не психотерапия, а Священное Писание открывает истинное состояние и естество человека. Сведений и советов относительно психоэмоционального и поведенческого благополучия и душепо-печения страждущих душ в Библии вполне достаточно. Многие психотерапевтические системы внушают человеку, что с ним все в порядке, и потакают его самости, тем самым избавляя его от чувства вины, но все эти системы ничего не стоят для вечности.

«Христианская» психология, а равно психотерапия — это не что иное, как подделка бальзама из Галаада. И до каких пор христиане будут стоять одной ногой в пустыне психотерапии, а другой — на обетованной земле библейского душепопечения?

Вера во что?

По совести говоря, нет никаких доказательств большей эффективности светского пути по сравнению с библейским. И в том, и в другом направлении людей посылает вера. Помимо веры ничто не 264


РАЗБАВЛЕННОЕ, ОТРАВЛЕННОЕ, ЧИСТОЕ?

может сказать о превосходстве одного пути над другим. Когда человек выбирает один путь и отклоняет другой, он совершает прыжок веры в том или ином направлении. Психотерапия основана на теориях, которые только по вере принимаются как отражающие реальность. Было бы лукавством устранять здесь действие веры и настаивать на том, что достоверность психологических теорий суть общепризнанный факт. Эти теории нуждаются в той самой вере, что необходима и в религии. Все они находятся в полной зависимости от веры.

Нам могут возразить, дескать, есть определенные свидетельства в пользу светского пути, как есть определенные свидетельства в пользу пути библейского. Однако, рассмотрев свидетельства в пользу того и другого пути, вы потребуете более веских доказательств и, не получив их, придете к заключению, что ни светский, ни библейский путь не имеют окончательных, научно обоснованных свидетельств превосходства или большей эффективности одного в сравнении с другим. Каждый нуждается в вере. Вопрос заключается в следующем: собираемся ли мы вверять свою судьбу весьма сомнительным системам, изобретенным человеком, или мы будем веровать и доверять абсолютной истине Божьего Слова?

Психотерапевтической модели не удалось доказать превосходства над моделью библейской ни в теоретическом, ни в практическом отношении. Психотерапия с самого начала давала сбои и до сих пор пребывает в том же затруднительном положении, что и раньше. Если бы психотерапевтической теории удалось достичь всего, на что она с самого начала притязала, людям не пришлось бы изобретать свыше четырехсот психотерапевтических подходов и тысячи иных приемов. Тот факт, что возникает и комбинируется множество разнообразнейших психотерапевтических систем, прямо свидетельствует о том, что психология обладает весьма небольшим числом достоверных данных о причинах психоэмоциональных расстройств и поведенческих нарушений, а также методов их врачевания. Предложенные психологические теории и основанные на них методы врачевания суть гипотетические стратегии и тактики преодоления соответствующих проблем.

Психотерапия походит на голого короля из андерсеновской сказки. За последние сто лет она получила широкое распространение и пропитала все наше общество. Покорив сердца и завоевав умы, она отвратила Церковь от душепопечения. Психотерапия

18 3ак. 1449 265


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

величественно шествует в своих якобы нарядных одеяниях, и лишь немногие шепчут: «А король-то голый...»

От бессознательных мотиваторов Фрейда к архетипам Юнга, иерархии потребностей Маслоу, позитивному отношению к себе Роджерса, «я —о'кей, вы —о'кей»Харриса, оттеории ктеориис последующим эклектизмом психотерапевтический король предстает перед нами как олицетворение субъективности в одеяниях изощренного псевдонаучного лексикона и украшениях академических степеней и государственных лицензий. Тем не менее в свете объективных исследований психотерапия предстает нелепо обнаженной.

Король-то голый, но лишь немногие имеют отвагу, чтобы это признать. Немногие осмеливаются говорить об этом вслух, поскольку ни общество, ни Церковь не смеют возвысить голос и подвергнуть сомнению столь широко развернувшееся предприятие, которое, по всей видимости, помогает страждущим душам. В общем, все стоят и взирают на голого короля и притворяются, что видят его в прекрасных одеяниях. Все притворяются так долго и с таким усердием, что начинают и в самом деле верить, что на короле самые изящные одеяния, каких ни у кого никогда не было. Иллюзия распространилась так широко, что многие внутри и вне Церкви уже не хотят считаться с реальностью ужасающей наготы психотерапии, предпочитая иллюзию реальности.

Наше основное возражение против использования психотерапии и «христианской» психологии основано не только на их полной дисгармонии, внутренних противоречиях и фальшивом научном фасаде. Наше основное возражение основано даже не на попытках психотерапии и «христианской» психологии истолковывать человеческое поведение в рамках сугубо субъективной гипотезы, представленной в качестве научной теории. Наше основное возражение против психотерапии и «христианской» психологии состоит в том, что без каких-либо веских доказательств и оправданий ими упраздняется Божье Слово, Крест Христов и дело Святого Духа.

Один из способов изобличить психологический миф и вырваться из его тенет — исследовать следующие тезисы:

1. Интеграция психологии с Божьим Словом, т. е. использование психологии вместо Библии, есть удар по христианской вере. 266


____________ РАЗБАВЛЕННОЕ, ОТРАВЛЕННОЕ, ЧИСТОЕ? _______________

2. Христианский психолог знает Божье Слово и применяет его в деле душепопечения меньше, чем христианский служитель.

3. То, что христианский психолог говорит о человеческих отношениях и душевных расстройствах, — это его личное мнение, а не проекция научных фактов.

4. Научные звания, лицензии, опыт и образование в области психологического консультирования не делают психолога специалистом в области поведения человека.

5. Когда христианский психологупоминает Бога или Божье Слово, он часто делает это с целью придать вес своим высказываниям, а не ради проповеди библейских истин.

6. Едва ли не все психологические идеи могут звучать по-библейски.

7. Христианский психолог часто истолковывает Священное Писание с точки зрения психологии, вместо того чтобы оценивать психологию с точки зрения Библии.

8. То, что говорит христианский психолог, сплошь и рядом противоречит тому, что говорят о том же другие психологи.

9. Истории болезни и примеры успешного исцеления единичных больных не отражают того, что происходит в реальности в психотерапевтической сфере.

10. Успех психотерапии в работе с пациентами, о котором заявляет психотерапевт, почти никакого отношения не имеет к его, психотерапевта, подготовке в области психологии и психотерапии, лицензиям и опыту.

11. Успехи, достигнутые в процессе психологического консультирования, вполне сравнимы с теми, что достигаются без психологического консультирования.

12. Успехи, достигнутые в процессе психологического консультирования, часто весьма кратковременны.


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ______________

13. Успехов, достигнутых в процессе психологического консультирования, столько же, сколько и срывов.

14. Если в результате психотерапевтического лечения кому-то и становится легче, то соответствующим библейским душе-попечением можно было бы добиться большего.

15. У всякого психотерапевтического подхода есть свой, причем лучший, библейский аналог.

16. Всякая внешне прекрасная психологическая идея в рамках теоретических открытий человека наделе чревата побочными (негативными) последствиями.

Нет ни одного позитивного показания к использованию психологических теорий и психотерапевтических методов в постижении и объяснении сверхъестественного мира души и духа. Подобное вторжение попирает назначение Священного Писания и подрывает дело Святого Духа. Нет оправдания пасторам, отправляющим своих подопечных за психологической помощью в мир.

Живая вода

Заменив подлинно библейские решения психологическими идеями, психотерапия калечит руку, несущую духовный меч, и ослабляет Церковь в деле попечения о страждущих душах. Чтобы отторгнуть людей от Отца, Сына и Святого Духа, психотерапия предлагает разнообразные тринитарные психотерапевтические модели.

Вот что говорит Бог устами пророка Иеремии:

Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2:11-13).

Светский путь — это разбитый водоем, между тем как библейский путь — источник живой воды. Психотерапевты заполняют свои разбитые водоемы водой из четырех мутных потоков психологии.

И этой-то мутной водой упивается Церковь! Помогая людям с психоэмоциональными расстройствами и поведенческими откло- 268


РАЗБАВЛЕННОЕ, ОТРАВЛЕННОЕ, ЧИСТОЕ?

нениями, Церковь обращается к миру психотерапии — к самой ужасной фальсификации, которая подорвала и почти уничтожила библейское душепопечение.

Церковь не только позволила психотерапии без всякого основания и оправдания подменить библейское душепопечение, но в слепом желании удовлетворить потребности страждущего поколения сама усвоила психотерапевтические теории, методы и лексикон.

Лучшей помощью людям с психоэмоциональными расстройствами и поведенческими отклонениями неорганического происхождения является душепопечение на основе Божьего Слова и взаимного в Господнем Теле попечения. Больше того, люди с душевными расстройствами органического происхождения также нуждаются в таком врачевании в дополнение к медицинскому лечению. Как услышал Исайя голос Господа: «...кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис. 6:8), так и нам, христианам, дблжно слышать это приглашение к служению.

Сколько еще времени христиане будут выбирать между светским и библейским путем? У христиан есть живой Бог, источник всякой жизни и исцеления. У христиан есть живое Божье Слово. Оно для страждущей души — бальзам из Галаада. Оно несет благодать и исцеление уму, воле и чувствованиям человека. Мы просим Господа возродить в церквах душепопечение. Мы просим Господа вовлечь в это дело пасторов, пресвитеров и других членов Христова Тела, которые твердо держатся Божьего Слова и служения при помазании от Святого Духа. Мы просим Господа побуждать всех верующих, полагаясь на Божьи заповеди, зафиксированные в Его Слове, ко всеобщему священству, дабы действовать в качестве проводников Божьей благодати, милосердия, верности, мудрости и истины для всех страждущих. Мы просим Господа побуждать христиан жертвовать свое время любви, молитве и служению в помощь труждающимся. Мы просим Господа побуждать верующих слушаться увещеваний апостола Павла:

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6:1-2).

Господь воистину обетовал Своей Церкви не Мертвое море, а воды живые!


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _______________

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7:37-38).

Разве не силен Господь, Творец вселенной, исполнить Свои обетования? Он обещал жизнь, и жизнь с избытком! Разумеется, Ему можно верить! Ему могут верить все поколения верующих!

Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:1-3, 8-9).

Жаждущие! Идите к воде живой...


ПРИМЕЧАНИЯ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)